Экологические проблемы современности и способы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:51, статья

Краткое описание

К началу 90-х годов стало очевидным, что дальнейшее экономическое развитие человечества, ориентированное на рост благосостояния людей в сочетании с социальными гарантиями становится возможным только в рамках «экологически устойчивого развития». Соответствующие правовые нормы, а также экономические инструменты, принятые как на национальном, так и международном уровне могли бы обеспечить равновесие между экономическим ростом, увеличением производства материальных благ и сохранением окружающей средой.

Вложенные файлы: 1 файл

Экологические проблемы современности и способы их решения.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

В борьбе за генетическую чистоту «Greenpeace» пока не сформулировала четкие цели. Единственное их требование, пока, — обязательное маркирование товаров, включающий генетически измененную сою. Технически это сделать трудно (по внешнему виду выведенные генетиками соевые бобы ничем не отличаются от обычных), экономически – влечет серьезные накладные расходы. Российское отделение «Greenpeace» также активизировалось в этом направлении, взяв под контроль возможность экспорта в Россию сортов сельскохозяйственных культур, в создании которых использованы генноинженерные технологии.

Гибкость позиций «Greenpeace». Несмотря на протесты «Greenpeace», компания «Монсанто» продолжает развивать биотехнологии, что вызывает большой энтузиазм инвесторов. Рост котировок ее акций за два последних года составил 230%, увеличившись с 18 до 41 доллара. Более того «Greenpeace» не стало последовательным противником бойкотируемой компании. Так, в 1998 г. эта организация вступила в сделку с той же «Монсанто» по делу об эмиссии пластиковых карт, производимых из биопола – полимера, принципиально отличного от изготовляемых на основе углеводородного топлива. Эта пластиковая карточка совсем не содержит полихлорвинила. Как оказалось, эта акция может принести немалые деньги «зеленым» — администрация«Кооперейтив бенк», будет отчислять в фонд «Greenpeace» по 5 фунтов стерлингов с каждой кредитной карточки плюс 25 центов с каждой сделки, осуществленной с помощью «зеленого пластика». Для столь полезной и для природы, и для самих «зеленых» акции, каковой можно назвать «зеленую революцию в банковском деле», экологи решили на время забыть о существующих противоречиях по биотехнологическим неувязкам.

Призывы к бойкоту компании «Шанель». Во многих акциях «Greenpeace» чувствуется отсутствие четкой стратегии действий. Либо это результат самодеятельности региональных отделений, либо отдельных активистов. Так, французские борцы за сохранение природы призывают компанию «Шанель» перейти на синтетическую эссенцию и заменить ею натуральное масло, утверждая, что при изготовлении этого изделия парфюмеры используют масла редчайшего дерева, произрастающего во влажных джунглях Бразилии и относящегося к исчезающим видам растительного мира. Парфюмеры пока не реагируют на такие выпады. Но если они не прислушаются к этому требованию, то «зеленые» обещают организовать международный бойкот этих всемирно известных духов.

Защита лесов Карелии . В отношении к Российским производителям известны активные действия «Greenpeace» по защите старовозрастных лесов Заонежья. Особую озабоченность«зеленых» вызывает хозяйственная деятельность в былинном крае – Калевальском районе Карелии. Лесозаготовители пытались защищаться, обвиняя «зеленых» в том, что они выполняют заказ западных фирм и добиваются закрытия наиболее конкурентоспособных российских фирм, поставляющих дешевую древесину в Европу. Однако эффективность кампании «Greenpeace» была безусловно выше и ряд крупных фирм – постоянных партнеров объявили мораторий на закупку карельского леса. Германия отказалась покупать у Финляндии бумагу, изготовленную из карельского леса.

Прочие «зеленые» движения

Борьба зеленых с планами создания газовых электростанций в Норвегии . Парламент Норвегии принял принципиальное решение в пользу строительства на западном побережье страны двух крупных электростанций, которые будут работать на природном газе, добываемом в шельфе Северного моря. Энергетики Норвегии считают, что их энергия может заменить имеющиеся в Финляндии тепловые станции, работающие на угле, а также шведские АЭС. Однако данное решение вызывает противодействие экологических организаций, причем не только самой Норвегии, но и соседних государств. «Зеленые» считают, что работа двух газовых электростанций существенно увеличит выброс углекислого газа. Свое несогласие с планом строительства газовых станций высказал даже министр по вопросам окружающей среды Норвегии Турбьерн Бернтсен.

Экологические предлоги против реконструкции Череповецкого химического предприятия «Азот». В свое время Совет министров СССР принял постановление о строительстве в Западной Сибири пяти крупных химических предприятий для производства полимерных материалов из тюменского газа, в котором содержится до 15% этана. Мировая практика показывает, что если в природном газе концентрация этого вещества составляет более 5%, то его выгодно извлекать и перерабатывать в пластмассу. В качестве одного из таких мест строительства производства было выбрано Череповецкое химическое предприятие «Азот». Проект получил название «Северный маршрут». Однако в июле 1995 г. одна из областных газет напечатала негативную статью об экологической пагубности реализации данного проекта. Как оказалось, за нее заплатило крупную сумму череповецкое АО «Аммофос», президент которого негативно отнесся к «Северному маршруту», ибо усматривает в нем конкурента, способного разрушить многолетние технологические связи между его предприятием и «Азотом». Незадолго до публикации, весной, «Азот» внезапно прекратил поставлять «Аммофосу» аммиак для производства удобрений, сославшись на аварию. Тем же летом почти одновременно с публикацией памфлета в городе было сформировано общественное движение «Нет „Северному маршруту“ в Череповце – второму Чернобылю». Подключилась экологическая экспертиза областного комитета охраны окружающей среды, которая сделала вывод о том, что строить газохимический комплекс на выделенной для него площадке нельзя. Происходящее оттолкнуло инвесторов. Идея строительства полимерного завода была похоронена.

Экологические аргументы в борьбе с проектом Высокоскоростной магистрали Москва – Петербург. Известна конфликтная ситуация и вокруг целесообразности строительства новой железнодорожной магистрали Москва – Петербург, предлагаемого российским акционерным обществом «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ). Когда создавалась РАО ВСМ и готовился проект строительства дороги, руководство МПС оказалось в стороне от проекта. МПС занялось«альтернативным» вариантом – реконструкцией существующих линии Октябрьской ж.д.. Постепенно проект превратился в поле политических, экономических и экологических боев. Не остается в стороне и иностранный капитал. Борьбу вели в т.ч. и немецкие фирмы, сотрудничающие с МПС, и французские, стоящие за спиной РАО ВСМ. В период прохождения экологической экспертизы ТЭО строительства магистрали Санкт-Петербург — Москва в акции протеста 1995-1996 гг. приняло участие несколько десятков экологических НПО — центральных и региональных, создавших своего рода «координационный совет». Их действия способствовали тому, что РАО ВСМ так и не смогла «продавить» новгородский вариант строительства дороги. Октябрьская дорога получила некоторые средства на реконструкцию для скоростного движения поездов. 

По материалам сайта: http://www.sci.aha.ru/

Информация о работе Экологические проблемы современности и способы их решения