Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является обязательной мерой охраны окружающей природной среды (ОПС), которая проводится с целью проверки соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую деятельность, осуществление которой может оказывать вредное воздействие на ОС.

Помимо государственной, в России существует еще и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ), которая фактически ничем не регламентируется и всецело зависит от решения проводящего ГЭЭ органа, придающего заключению ОЭЭ юридическую силу.

Эти определения, хотя и введены законодательно, но не раскрывают всей полноты смысла, содержащегося в термине «экологическая экспертиза», включающего в широком его понимании не только контрольную административную проверку на соответствие экологическим требованиям, но и научно-практические процедуры экологического обоснования (ЭО) и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые определяются далее.

Оценка воздействия  на окружающую среду (ОВОС) - это процесс, соответствующей принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Основные принципы проведения ОВОС:

  • принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
  • принцип обязательности проведения ГЭЭ;
  • принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы (ЭЭ);
  • принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ;
  • принцип достоверности и полноты информации, представляемой ЭЭ;
  • при проведении ОВОС заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

В отличие от административной меры, которой является ГЭЭ, называемая еще «формой предупредительного контроля», ОВОС - это процедура выявления, обоснования и учета природоохранных требований в нынешней и будущей экологической обстановке, т.е. информационная мера научного характера, реализуемая при подготовке оптимального решения на стадии намерений или в ходе проектирования.

ОВОС по сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза последствий для окружающей среды и здоровья населения, который должен завершаться разработкой рекомендаций по необходимым природоохранным мерам, адекватным существующей и прогнозируемой экологической ситуации.

Экологическое обоснование (ЭО) не имеет пока нормативно-правового закрепления. Это понятие определяется как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека (вариант: «доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду».

Очень похожее на ОВОС, экологическое обоснование в еще большей степени, чем оценка, нацелено на проектную деятельность, фактически являясь ее составной частью и иногда предшествуя проектированию.

Все три вышеназванных  мероприятия фактически применяются  сегодня в российской системе  экологического управления на разных этапах жизненного цикла объекта. Так, если рассмотреть организационный ряд: 

  1. исследование
  2. обоснование
  3. проектирование
  4. экспертиза
  5. решение о реализации
  6. строительство
  7. приемка
  8. эксплуатация объекта
  9. его расширение
  10. модернизация (реконструкция, перепрофилирование и др.) и наконец
  11. ликвидация, можно довольно точно указать в нем место каждого из определяемых выше мероприятий. 

По логике хозяйственной  деятельности все должно начинаться с ОВОС, являющейся частью исследования, касающегося изучения исходной экологической  обстановки и составляющей основу предпроектной  стадии жизненного цикла объекта.

Экологическое обоснование (ЭО) должно опираться на данные ОВОС, предваряя проектирование (или являясь  его начальной стадией), входя  в технико-экономическое обоснование (ТЭО) или технико-экономические  расчеты (ТЭР) проекта. Оба мероприятия совместно должны создавать прогнозные и обосновывающие материалы - основу для государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), завершающей проектную стадию и подготавливающей решение о возможности (или невозможности) реализации" проекта.

Однако на практике ОВОС часто проводится параллельно (совместно) или даже после ЭО (или вообще не проводится), что снижает эффективность обоих мероприятий и удорожает проект (в случае его доработки по требованиям ГЭЭ).

В процессе реализации (строительства, эксплуатации объекта и т.д.) проекта экологическая экспертиза может повторяться в тех же или в несколько других формах, например, в виде экологического аудирования (ЭА) - на «после проектной стадии» или в рамках аналитических мероприятий мониторинга окружающей среды, нормирования, лицензирования, а также экологического контроля и других мер, реализуемых при циклически повторяемых процедурах согласования проектов лимитов на выбросы, сбросы и размещение отходов.

Указанные эколого-экспертные мероприятия на разных стадиях жизненного цикла объекта отличаются также и по субъектам, их проводящим, и по рассматриваемым материалам. Так, по сложившимся в Российской Федерации правилам, ОВОС обычно проводят физические или юридические лица - обычно специализированные организации научного профиля, фирмы. При этом экологическое обоснование чаще всего проводят проектные организации или фирмы -разработчики ОВОС.

Государственную экологическую  экспертизу по Закону проводят экспертные комиссии, работу которых организуют соответствующие государственные органы, имеющие на это исключительное право. В состав этих комиссий помимо штатных экспертов - работников системы бывшей Госкомэкологии России должны входить авторитетные специалисты, в т. ч. и занимающиеся разработками ОВОС (ЭО), но не имеющие прямой заинтересованности в рассматриваемом проекте.

Объекты ГЭЭ подразделяются на объекты федерального и регионального  уровня. Список таких объектов определён  законом «Об экологической экспертизе»  и включает в себя:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды;
  • проекты целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду;
  • проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду; а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придания этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации и др.

Законы конкретизируют ряд случаев проведения повторной  экологической экспертизы, в том  числе по объектам, ранее получившим положительное заключение ГЭЭ. К ним относятся:

  • доработка объектов экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  • внесение изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • реализация объекта экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
  • истечение срока действия положительного экспертного заключения.

Не менее важным для  эколого-аналитической практики является определение условий проведения экологической экспертизы. Они закреплены в Законе «Об экологической экспертизе», в соответствии с которым такими условиями являются:

  • соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения государственной экологической экспертизы;
  • наличие в составе представляемой документации материалов оценки воздействия объекта экспертизы на окружающую среду (ОВОС), необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов;
  • наличие материалов обсуждений объекта экспертизы с общественностью;
  • предварительная оплата проведения ГЭЭ заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе и др.

ГЭЭ проводится при условиях:

  • регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;
  • оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости - представления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;
  • соответствия материалов требованиям, установленным Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности;
  • созданий экспертной комиссии и назначения ее состава приказом по специально уполномоченному органу в области ГЭЭ;
  • назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях - до 6 месяцев);
  • выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;
  • информирования заинтересованных организаций о ее результатах.

Предоставляемые на ГЭЭ  материалы ОВОС должны содержать  следующую информацию:

  • данные о природных условиях и о хозяйственном использовании территории, о количественных показателях состояния компонентов экосистем (воздух, воды, почвы и т. д.);
  • оценку существующего экологического состояния территории;
  • данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия;
  • ограничения по пользованию природной средой;
  • прогноз изменений природной среды при реализации проектных решений;
  • сведения о социальной среде и здоровье населения;
  • оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население;
  • характеристик и оценку эффективности природоохранных мероприятий и других мер по предупреждению и снижению негативного воздействия объекта.

Кроме перечисленных  выше ведомственных подзаконных  нормативных и инструктивно-методических документов, применяемых сегодня, отмечаются следующие:

  1. Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию в ходе проведения ГЭЭ и при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности;
  2. Требования к материалам, предъявляемым на экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС) или экологического бедствия;
  3. Руководство по проведению ОВОС при подготовке обоснований инвестиций в строительство технико-экономических обоснований и/или проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных объектов и комплексов;
  4. Единая форма заключения ГЭЭ;
  5. Указания к, экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации;
  6. Инструкция и Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95 и СП 11-101-95);
  7. Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства (система нормативных руководящих документов в строительстве - РДС 11-201-95, Минстрой РФ, 1995);
  8. Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта РФ (утв. приказом МЧС и Госгортехнадзора РФ от 07.08.96, № 222/125);
  9. Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов и производств (утв. приказом Госатомнадзора РФ от 07.04.94, № 41 РД-03-13-94) и др.

Информация о работе Экологическая экспертиза