Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Установление государственного санкционирования на начало ведения любых видов хозяйственной и иной деятельности в России было вызвано обострением экологических проблем и усилением внимания общества к вопросам охраны окружающей среды. Предвидение последствий от осуществления планируемой деятельности, их прогностический анализ представляют собой одно из важных средств обеспечения экологической безопасности. С его помощью возможна корректировка или запрещение той или иной деятельности. Формирование превентивного экологического контроля осуществлялось в России с учетом наступившего экологического кризиса, проявившегося в загрязнении Ладожского озера, Чернобыльской аварии, строительстве ЦБК на озере Байкал, канала Волга-Чаграй, превращении в непригодные для жизни города - Нижнего Тагила, Магнитогорска, Березников хищническим использованием природных ресурсов и др.

Вложенные файлы: 1 файл

экологическая экспертиза.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний  день из-за увеличения масштабов антропогенного воздействия очевидно наблюдается нарушение равновесия в биосфере, что в состоянии привести к необратимым последствиям. Это связано с развитием промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и других видов деятельности человека.

В то время, как  развитие человеческого общества сопровождается все возрастающим уровнем потребления, продолжают использоваться старые технологии, которые необходимо реконструировать; угрожающей стала проблема отходов, их нелегального ввоза, и транспортировки иной вредоносной продукции. За последнее время увеличилось количество частных инвесторов, чьи хозяйственные проекты не продуманы с позиции минимизации вредного воздействия на окружающую среду, имеют низкий уровень разработки и рассчитаны на сиюминутную выгоду. Вот почему создание эффективного механизма экологической экспертизы как препятствия для возможного неграмотного, вредоносного природопользования стало одной из самых актуальных государственных задач.

Все вышеперечисленные  факторы подтверждают актуальность и практическую значимость выбранной нами темы для написания данной работы.

Установление  государственного санкционирования на начало ведения любых видов хозяйственной  и иной деятельности в России было вызвано обострением экологических  проблем и усилением внимания общества к вопросам охраны окружающей среды. Предвидение последствий от осуществления планируемой деятельности, их прогностический анализ представляют собой одно из важных средств обеспечения экологической безопасности. С его помощью возможна корректировка или запрещение той или иной деятельности. Формирование превентивного экологического контроля осуществлялось в России с учетом наступившего экологического кризиса, проявившегося в загрязнении Ладожского озера, Чернобыльской аварии, строительстве ЦБК на озере Байкал, канала Волга-Чаграй, превращении в непригодные для жизни города - Нижнего Тагила, Магнитогорска, Березников хищническим использованием природных ресурсов и др.

Понятие и принципы экологической экспертизы

 

В настоящее  время человечество все больше нуждается не столько в эффективных способах ликвидации негативных последствий антропогенного воздействия на природную среду, сколько в надежных механизмах их предупреждения. Особенно это относится к урбанизированным территориям, где человек вплотную сталкивается с искаженными элементами природы.

Отсутствие  системного подхода к комплексной  оценке воздействия промышленных и иных предприятий на окружающую среду (ОС), недостаточное внимание к экологической науке и практике привели к фактическому возникновению больших территорий с неблагоприятной и даже кризисной экологической ситуацией. Все это выдвинуло в качестве важнейшей проблему совершенствования методов рационального использования истощающихся природных ресурсов, в том числе за счет установления порядка экологической экспертизы новой техники, технологий, проектов строительства и т. п.

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям  и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы1.

Экологическая экспертиза - комплексная оценка проектов хозяйственного строительства и  использования природных ресурсов на предмет их соответствия экологической  безопасности и системы рационального  природопользования.2

Заявленная цель экологической экспертизы определяет и ее главную функцию: экологическое обоснование как только намечаемых, так и уже принятых решений (для их корректировки и даже отмены, если реализация таковых может повлечь за собой негативные воздействия на здоровье населения и качество среды обитания)

 

Принципами проведения экологической экспертизы являются:

    • презумпция (признание заранее) потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности (поэтому ее инициатор должен предварительно доказать ее экологическую безопасность);
    • первоочередность проведения государственной экологической экспертизы (только при получении ее заключения принимается решение о реализации объекта хозяйственной или иной деятельности);
    • комплексность оценки воздействия на ОС и ресурсы намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
    • обязательность учета всех требований, установленных законодательством РФ в области охраны ОС;
    • независимость и беспристрастность экспертов при проведении экспертизы и ответственность их за качество заключения;
    • научная обоснованность, объективность и законность заключений; достоверность и полнота документации, представляемой на экологическую экспертизу; ответственность должностных лиц, заказчика объекта экспертизы за организацию и проведение ее;
    • гласность проведения экологической экспертизы, учет общественного мнения по объекту экспертизы.3

 

На уровне принятия решения: быть или не быть реализованным намечаемому виду деятельности обязательно придерживаться двух принципов:

  1. Пока не доказана безвредность любого проекта, на его осуществление должен быть наложен запрет. Таким образом, экологической экспертизе придается императивный характер;
  2. Из всех видов безопасности приоритет должен быть отдан медико-биологической безопасности, т. е. обеспечение здорового и безопасного существования человека есть необсуждаемая ценность4.

 

Виды экологической  экспертизы

 

Федеральный закон  РФ «Об экологической экспертизе»  разделил экологическую экспертизу на два основных вида: 1) государственную и 2) общественную5.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) — обязательная мера охраны ОС, которая проводится с целью проверки соответствия экологически значимой хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующая принятию соответствующего хозяйственного решения и осуществляемая на федеральном уровне или уровне субъекта РФ специально уполномоченными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном ФЗ «Об экологической экспертизе» и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов федерации.

Общественная  экологическая экспертиза (ОЭЭ) — упоминаемая в законе, но не регламентируемая процедура; она осуществляется по инициативе общественных организаций и объединений, а также органов местного самоуправления6.

 

Процедура проведения государственной экологической  экспертизы

 

Государственная экологи́ческая экспертиза — мероприятие организуемое и проводимое Федеральным органом  исполнительной власти в области экологической экспертизы (в настоящее время таким органом является [служба по надзору в сфере природопользования] - Росприроднадзор) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе» и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях7.

Государственная экологическая экспертиза предварительно оплачивается в полном объеме заказчиком документации, подлежащей экспертизе. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не превышает 6 месяцев. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта (федерального или регионального уровня соответственно)8.

Результатом проведения государственной экологической  экспертизы является заключение государственной  экологической экспертизы. Положительное  заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ. В случае отрицательного заключения ГЭЭ заказчик вправе представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Заключения ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке.

Лица, признанные виновными в нарушении законодательства РФ об экологической экспертизе, могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, материальной, уголовной ответственности.

Порядок проведения государственной экологической  экспертизы регулируется ФЗ "Об экологической экспертизе", Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, и Регламентом проведения государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится Министерством природных ресурсов РФ. Министерство и его территориальные органы образуют экспертные комиссии государственной экологической экспертизы по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов) этого министерства и его территориальных органов.

Перечень материалов, представляемых на государственную  экологическую экспертизу, по объектам, указанным в ст. 11 и 12 ФЗ "Об экологической экспертизе"9, определяется нормативными актами Минприроды России в соответствии с требованиями, установленными для разработки соответствующих видов документации.

Обязательным  условием принятия материалов на государственную  экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.

Наличие в составе  материалов по объекту экспертизы документов согласований (разрешений) Минприроды России или его территориального органа не может считаться заключением государственной экологической экспертизы по данному объекту.

Положение о  порядке проведения государственной экологической экспертизы10 конкретизирует нормы Закона в отношении экологической экспертизы, устанавливая, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится при условиях:

  • регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;
  • оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости – представления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;
  • соответствия материалов установленным требованиям инструкции;
  • создания экспертной комиссии и назначения приказом по специально установленному органу в области экологической экспертизы ее состава;
  • назначения тем же приказом срока проведения государственной экологической экспертизы (до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев);
  • выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;
  • информирования заинтересованных организаций о ее результатах.

Минприроды  России и его территориальные  органы имеют право в процессе проведения государственной экологической экспертизы запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, например данных специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.

Представленные  материалы (материалы, подлежащие государственной  экологической экспертизе, представляются в двух экземплярах; материалы согласований, обсуждений и иные документы – в одном экземпляре) регистрируются и передаются в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения государственной экологической экспертизы для проверки их полноты и достаточности. Экспертное подразделение в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов сообщает заказчику следующую информацию: в случае соответствия представленных материалов установленным требованиям – о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемой сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления; если материалы не соответствуют установленным требованиям – о сроках представления материалов в полном объеме.

Документация, не укомплектованная в течение установленного срока (но не более одного месяца со дня получения извещения) возвращается заказчику с письменным уведомлением.

При наличии  полного комплекта документации определяется: категория сложности  государственной экологической  экспертизы; продолжительность ее проведения; количество привлекаемых экспертов; стоимость проведения государственной экологической экспертизы.

Сложность объекта  государственной экологической  экспертизы определяется в соответствии с классификатором экологической  опасности намерений и деятельности. В соответствии с ним предлагается введение трех категорий процедуры проведения государственной экологической экспертизы: сложной, средней сложности и простой.

Продолжительность проведения государственной экологической  экспертизы зависит от сложности  объекта государственной экологической экспертизы и составляет: экспертиза простая – до 30 дней; средней сложности – до 60 дней; сложная – до 120 дней.

Срок проведения государственной экологической  экспертизы может быть продлен приказом специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать шести месяцев для сложной экспертизы.

Информация о работе Экологическая экспертиза