Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Государственная экологическая экспертиза реально является действенным инструментом охраны окружающей среды. Она проверяет соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Итак, экологическая экспертиза выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений.

Содержание

Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли казахстанского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Костанайский государственный педагогический институт.docx

— 38.39 Кб (Скачать файл)

Таким образом, законодатель, раскрыв категорию "проверка", ввел самостоятельное определение, тем самым, расширив понятие "государственного контроля" и сузив понятие "мероприятие  по контролю". Следовательно, в своем  смысловом значение более широкое  понятие "государственный контроль", включающий в себя в том числе  и "проверку", а последняя, в  свою очередь, заключается в совокупности мероприятий по контролю.

 

Согласно  РЗ от 26.12.2008 г. N 294РЗ мероприятия по контролю могут включать в себя:

·  действия по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя;

·  действия по обследованию используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых  указанными лицами грузов;

·  действия по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной сферы;

·  действия по проведению их исследований, испытаний,

·  действия по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинноследственной связи выявленного нарушения  обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми  актами, с фактами причинения вреда.

Как видим, мероприятия  по контролю, а, следовательно, и проверка, не включают в себя меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а, значит, не включают в  себя меры по привлечению виновных лиц к ответственности. Указанные  меры законодатель рассматривает самостоятельно и лишь в совокупности все указанные  меры по контролю являются составляющими  деятельности уполномоченных органов  исполнительной власти, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями обязательных требований.

 

Если сравнивать тексты двух законов, то увидим следующее. Предыдущий РЗ от 08.08.2001 г. N 134РЗ закреплял  требования по организации и проведению мероприятий по контролю, чаще используя формулировку "мероприятие по контролю", новый РЗ от 26.12.2008 г. N 294РЗ в зависимости от видов проверки закрепляет требования по ее организации и проведению, используя формулировку "проверка". На основании вышеизложенного, это совершенно обоснованно.

 

Республиканский закон от 10.01.2002 г. N 7РЗ "Об охране окружающей среды" раскрывает понятие  экологического контроля следующим  образом.

Контроль  в области охраны окружающей среды (экологический контроль) система  мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения  законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе  нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Контроль  в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Республики Казахстан, органами государственной  власти субъектов Республики Казахстан, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных  документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической  безопасности.

 

При этом РЗ "Об охране окружающей среды" выделяет следующие виды экологического контроля:

- государственный  экологический контроль (государственный  экологический контроль, осуществляемый  федеральными органами исполнительной  власти; государственный экологический  контроль, осуществляемый органами  исполнительной власти субъектов  РК);

- производственный  экологический контроль;

- общественный  экологический контроль.

Так, общественный экологический контроль согласно ст. 68 РЗ "Об охране окружающей среды" осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную  окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области  охраны окружающей среды. Такой вид  экологического контроля осуществляется общественными объединениями и  иными некоммерческими организациями  в соответствии с их уставами, а  также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты  общественного экологического контроля, представленные в органы государственной  власти РК, органы государственной  власти субъектов РК, органы местного самоуправления, подлежат обязательному  рассмотрению в порядке, установленном  законодательством.

 

Кроме того, такие обращения, содержащие информацию и иные доказательства, свидетельствующие  о наличии признаков нарушений, являются основанием для проведения внеплановых мероприятий по контролю.

Так, согласно п. 2 ст. 10 Государственного закона от 26.12.2008 г. N 294РЗ "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля":

"Основанием  для проведения внеплановой проверки  является:

1) истечение  срока исполнения юридическим  лицом, индивидуальным предпринимателем  ранее выданного предписания  об устранении выявленного нарушения  обязательных требований и (или)  требований, установленных муниципальными  правовыми актами;

2) поступление  в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального  контроля обращений и заявлений  граждан, юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение  угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда  животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также  возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение  прав потребителей (в случае обращения  граждан, права которых нарушены)".

Вместе с  тем, Республиканский закон от 26.12.2008 г. N 294РЗ закрепляет требования, согласно которым обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеизложенных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

В свою очередь, основные права и обязанности  граждан в области охраны окружающей среды, а также основные права  и обязанности общественных и  иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, устанавливаются соответственно статьями 11 и 12 РЗ "Об охране окружающей среды".

 

Так, согласно ст. 11 указанного закона среди основных прав в области охраны окружающей среды за гражданами закрепляются следующие  права:

1) право создавать  общественные объединения, фонды  и иные некоммерческие организации,  осуществляющие деятельность в  области охраны окружающей среды;

2) оказывать  содействие органам государственной  власти РК, органам государственной  власти субъектов РК, органам  местного самоуправления в решении  вопросов охраны окружающей среды;

3) обращаться  в органы государственной власти  РК, органы государственной власти  субъектов РК, органы местного  самоуправления и иные организации  с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны  окружающей среды, негативного  воздействия на окружающую среду,  и получать своевременные и  обоснованные ответы;

4) предъявлять  в суд иски о возмещении  вреда окружающей среде;

5) осуществлять  другие предусмотренные законодательством  права.

В соответствии со ст. 12 РЗ "Об охране окружающей среды" общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, имеют право:

 

1) оказывать  содействие органам государственной  власти РК, органам государственной  власти субъектов Рк, органам  местного самоуправления в решении  вопросов охраны окружающей среды;

2) обращаться  в органы государственной власти  РК, органы государственной власти  субъектов РК, органы местного  самоуправления и иные организации  и к должностным лицам о  получении своевременной, полной  и достоверной информации о  состоянии окружающей среды, о  мерах по ее охране, об обстоятельствах  и о фактах хозяйственной и  иной деятельности, создающих угрозу  окружающей среде, жизни, здоровью  и имуществу граждан;

3) обращаться  в органы государственной власти  РК, органы государственной власти  субъектов РК, органы местного  самоуправления и иные организации  с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны  окружающей среды, негативного  воздействия на окружающую среду,  и получать своевременные и  обоснованные ответы;

4) подавать  в органы государственной власти  РК, органы государственной власти  субъектов РК, органы местного  самоуправления, суд обращения об  отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции,  об эксплуатации объектов, хозяйственная  и иная деятельность которых  может оказать негативное воздействие  на окружающую среду, об ограничении,  о приостановлении и прекращении  хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие  на окружающую среду;

5) предъявлять  в суд иски о возмещении  вреда окружающей среде;

6) осуществлять  другие предусмотренные законодательством  права.

 

Производственный  экологический контроль осуществляется согласно ст. 67 РЗ "Об охране окружающей среды" в целях обеспечения  выполнения в процессе хозяйственной  и иной деятельности мероприятий  по охране окружающей среды, рациональному  использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в  целях соблюдения требований в области  охраны окружающей среды, установленных  законодательством в области  охраны окружающей среды.

При этом на субъектов хозяйственной и иной деятельности п. 2 ст. 67 РЗ "Об охране окружающей среды" возлагаются обязанности  по представлению следующих сведений в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный  экологический контроль:

- сведения  о лицах, ответственных за проведение  производственного экологического  контроля;

- сведения  об организации экологических  служб на объектах хозяйственной  и иной деятельности;

- результаты  производственного экологического  контроля.

 

Таким образом, исходя из смысла ст. 67 указанного федерального закона осуществление производственного  экологического контроля это обязанность, а не право хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

 

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РК.

На государственный  экологический контроль распространяются требования РЗ от 26.12.2008 г. N 294РЗ "О  защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Так, в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте  объектов капитального строительства  предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный  контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический  контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора  органами исполнительной власти, уполномоченными  на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной  деятельности.

 

 

Заключение

Экологическая ситуация в Республики Казахстан  может быть стабилизирована и  улучшена только путем коренного  изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых  ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это требует реализации целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических мер. При этом важно  и необходимо соблюдение принципа разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентаций и ограничений и потребностями развития хозяйственной сферы.

Информация о работе Экологическая экспертиза