Международное сотрудничество в решении проблем Байкала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Байкальский регион имеет богатейшие природные ресурсы: разнообразные полезные ископаемые (золото, металлы, угли и пр.), значительные запасы лесов, богатый растительный и животный мир, уникальные рекреационные условия, достаточный сельскохозяйственный потенциал. Главнейший ресурс Байкала -- это его вода, составляющая около 20 % мировых запасов поверхностных пресных вод. В озере ежегодно воспроизводится до 60 км3 прекрасной питьевой воды, поэтому одна из основных экологических проблем Байкала -- это проблема сохранения чистой воды, которая вместе с обитающими в ней организмами является эволюционным наследием устойчивого экологического равновесия, серьезно нарушенного в XX веке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Принципы международного экологического сотрудничества…………….6
1.1 Международные конференции и документы по экологическим проблемам………………………………………………………………….....9
2. Международные экологические организации……………………………..16
2.1 Сотрудничество России с другими странами в области экологии…..19
2.2 Перспективы международного сотрудничества в области экологии..23
3. Славное море - Священный Байкал………………………………………….25

3.1 Анализ о Байкале……………………………………………………….25

4. Анализ экологических проблем Байкала…………………………………..29

4.1 Анализ ресурсов и проблем Байкала………………………………….29

4.2 Анализ характера антропогенного воздействия…..………………….31

Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

Международное сотрудничество в решении проблем Байкала.docx

— 545.45 Кб (Скачать файл)

  •   По линии Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и по итогам 4-го совещания Сторон Конвенции (Бонн, Германия, 2006 год) в 2007 году проведены заседания, на которых рассматривались вопросы борьбы с наводнениями.
  •   В рамках Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинская конвенция) в 2007 году в Хельсинки (Финляндия) состоялась 28-я сессия Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ). На сессии обсуждался План действий по Балтийскому морю, целью которого является существенное сокращение загрязнения Балтийского моря и восстановление его экологического состояния к 2021 году.
  •   На состоявшейся в 2007 году в Стамбуле (Турция) 16-й внеочередной сессии Черноморской комиссии Конвенции по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция) были обсуждены вопросы выполнения Сторонами положений Конвенции. В ноябре 2007 года состоялась очередная 17-я сессия Комиссии по защите Черного моря от загрязнения.
  •   Первая сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция), организованная временным Секретариатом Конвенции, состоялась в Баку (Азербайджан) в 2007 году.
  •   Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция, 1971 год). В 2007 году российская делегация приняла участие в заседаниях Постоянного комитета Конвенции (в качестве наблюдателя) и Рабочей группы по управлению (Глан, Швейцария), членом которой является Россия.

  •   Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). При активном участии комплексной российской делегации в 14-м совещании Конференции Сторон СИТЕС (Гаага, Нидерланды, 2007 год) принято решение, касающееся квот на экспорт продукции из осетровых пород рыб, включая черную икру, изменен порядок согласования вышеуказанных квот. Российская Федерация представила доклад о состоянии отдельных видов, находящихся под угрозой (амурский тигр). Отмечено, что Россия - единственная страна ареала, в которой популяция данного вида стабилизировалась. Основная работа в контексте международного сотрудничества осуществлялась Административными и Научными органами СИТЕС (для осетровых видов рыб и для остальных видов фауны и флоры) по выдаче разрешений на экспорт-импорт-реэкспорт образцов видов животных и растений, подпадающих под действие СИТЕС. Оформлено и выдано более 1000 (без осетровых) разрешений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Международные экологические организации

    Возрастающий интерес международного сообщества к проблемам охраны окружающей среды нашел свое выражение не только в усилении прямого международного сотрудничества, проведении большого числа политических, социально-экономических и научно-технических форумов, посвященных отдельным аспектам взаимодействия общества и природы, но и в росте числа, повышении активности и расширении компетенции международных организаций. Такие организации позволяют объединить природоохранную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем. Организационные формы международного сотрудничества стали многообразными. Они подразделяются на международные правительственные организации (МПО) и международные неправительственные объединения (МНПО). Крупнейшей международной межправительственной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН). В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения в сфере охраны окружающей среды:

   ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) осуществляется с 1972 года и является основным вспомогательным органом ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН. С момента создания ЮНЕП внесла достойный вклад в дело охраны возобновляемых природных ресурсов и в постепенный переход человечества к устойчивому развитию. При участии ЮНЕП был подготовлен и заключен целый ряд международных соглашений и конвенций по экологическим проблемам.

   ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) существует с 1946 года с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее известным направлением в деятельности является научная программа «Человек и биосфера» (МАБ), принятая в 1970 году.

   ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), образованная в 1945 году, занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира.

   ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), созданная в 1946 году, имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной окружающей среды.

   ВМО (Всемирная метеорологическая организация) - создана как специализированное учреждение ООН в 1951 году, природоохранные функции которой связаны, прежде всего, с глобальным мониторингом окружающей среды, в том числе:

  • оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;
  • изучение воздействия на озоновый слой Земли.

  МОТ (Международная организация труда) - специализированное учреждение ООН. Создано в 1919 году при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежительного отношения к производственной среде.

    Необходимость международного сотрудничества в области изучения и использования в мирных целях атомной энергии привела к созданию в 1957 году Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является ее специализированным учреждением. В целях исследования значения океана для человечества в 1960 году была создана Межправительственная океаническая комиссия (МОК).  Международные региональные организации, осуществляющие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евратом, Европейский совет, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет, Хельсинский комитет по охране Балтийского моря (ХЕЛКОМ) и другие.

Неправительственные международные организации

   Важную роль в решении экологических проблем играют международные неправительственные организации: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд охраны природы (ВФОП), Международная молодежная федерация (ММФ), Международный совет научных союзов (МСНС), Всемирная конфедерация организации преподавательских профессий (ВКОПП) и многие другие. В конце 90-х годов ХХ века в мире насчитывалось несколько сотен (по разным данным 200 - 500) неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих интерес к экологическим проблемам.

  Международный союз по охране природы (МСОП) - создан в 1948 году в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. МСОП - инициатор ведения Красных книг. Им составлены Красные книги всей планеты. МСОП разработал и принял ряд официальных документов Всемирная стратегия охраны природы, Хартия охраны природы и т.д.

  Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF) - самая многочисленная частная международная экологическая организация, созданная в 1961 году, объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 году), а также около 5 миллионов индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям. В природоохранные проекты России уже вложено более 12 миллионов долларов США.

  ГРИНПИС (Greenpeace - «Зеленый мир») - независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана в Канаде в 1971 году. Она насчитывает около 1,5 миллиона членов, одна треть которых - американцы. ГРИНПИС имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране окружающей среды, имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с 1992 года.

  Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 году, уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны окружающей среды.

  Римский клуб (РК) - международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности - организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области. Римский клуб положил начало работам по исследованию проблем, названных «Глобальной проблематикой». Членство в Римском клубе ограничено (100 человек). Это люди, не занимающие официальные правительственные посты и не представляющие интересы каких-либо стран. В работе Римского клуба участвовали и участвуют наши выдающиеся соотечественники. В разное время действительными членами клуба были академики Д.М. Гвишиани, Е.К. Федоров, В.Е. Примаков, А.А. Логунов, Ч. Айтматов, почетными членами - М.С. Горбачев и Б.Е. Патон.

  Международный экологический суд (МЭС) был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 года. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России. Споры в Международном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права охраны среды, национального законодательства сторон и прецедентов.

   Большинство международных неправительственных организаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.п.

 

2.1  Сотрудничество России с другими странами в области экологии

 

   Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности развивается в рамках многосторонних конвенций и соглашений, международных организаций, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Россией продолжено международное сотрудничество по восьми основным программам в рамках ЮНЕП, в частности, по решению проблем Аральского и Черного морей, озера Байкал, по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Среди результатов сотрудничества с Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК) следует выделить подготовку конвенций по трансграничным последствиям промышленных аварий, по охране и использованию трансграничных водных путей и международных озер. В Белграде (Сербия) 10-12 октября 2007 года состоялась шестая общеевропейская конференция министров «Окружающая среда для Европы», в которой приняла участие комплексная российская делегация. Продолжается сотрудничество страны с Всемирной метеорологической организацией (ВМО) по Программе службы погоды. В рамках проекта «Человек и биосфера» (МАЕ) продолжается работа по развитию международной сети биосферных заповедников, разработан ряд проектов по Международной гидрологической программе. Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) осуществляется работа по решению проблем здравоохранения и окружающей среды, питьевого водоснабжения и санитарии, безопасных химических веществ. Взаимодействие с МАГАТЭ включает проведение экспертизы уровня безопасности АЭС, обращение с радиоактивными отходами. Центральное место в сотрудничестве с неправительственными экологическими организациями занимала подготовка к КОСР-92. В 1991 году Россия стала членом Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МЕОП). В рамках многосторонних конвенций и соглашений продолжается сотрудничество по совместной программе наблюдения и оценки распространения загрязняющих воздух веществ в Европе (ЕМЕП) в рамках Хельсинской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Активно развивается сотрудничество с Всемирным союзом охраны природы (МСОП). В ходе встречи российских представителей с Руководителем Программы сотрудничества со странами Восточной Европы и СНГ были определены проблемы и перспективы природоохранного сотрудничества, в том числе по реализации инициативы МСОП «Обратный отсчет-2010» (снижение темпов потери биоразнообразия к 2010 году). Кроме того, осуществляется также взаимодействие по линии Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР), Программы развития ООН (ПРООН), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программы природоохранного сотрудничества в Северо-Восточной Азии (НЕАСПЕК) в рамках Экономической и социальной комиссии для Азии и стран Тихого океана (ЭСКАТО), Совета государств Балтийского моря (СГБМ), Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Глобального экологического фонда (ГЭФ) и других международных организаций и форумов. На добровольной основе с учетом национального законодательства Российская Сторона принимает участие в экологическом сопровождении проекта строительства Северо-Европейского газопровода «Северный поток» (Nord Stream). По вопросам, касающимся природоохранных аспектов реализации проекта, российские специалисты совместно с представителями заинтересованных стран проводили в 2007 году регулярные консультации в Финляндии, Швеции, Германии и Дании. На 7-м заседании рабочей группы представителей стран, на территории которых планируется строительство морского участка трассы Северо-Европейского газопровода (Швеция, Стокгольм, 2007 год) Российская Сторона представила доклад о результатах проведения Ростехнадзором государственной экологической экспертизы материалов предпроектной документации по строительству Северо-Европейского газопровода. Российская Федерация в течение многих лет является активным участником Всемирного водного партнерства. Важное место в осуществлении государственной политики в области использования и охраны водных объектов уделяется международному сотрудничеству на основе двусторонних и многосторонних соглашений и, в первую очередь, в рамках подписанной в 1992 году Конвенции ЕЭК по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Российская Федерация осуществляет сотрудничество в рамках заключенных соглашений о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов с сопредельными государствами Финляндией, Украиной, Казахстаном, Монголией, Эстонией, Белоруссией. Международное сотрудничество осуществляется также в рамках межправительственных комиссий со странами ближнего и дальнего зарубежья (Азербайджан, Сирия, ЮАР и др.). Основными целями международного сотрудничества являются также дальнейшая интеграция России в мировое лесное сообщество с учетом выполнения принятых обязательств по межправительственным договорам, соглашениям, протоколам, а также использование результатов международного сотрудничества и мирового передового опыта в целях обеспечения стабильных и благоприятных условий для реализации преобразований российского лесного сектора на основе положений нового Лесного кодекса Российской Федерации. Осуществляется и двухстороннее сотрудничество на межправительственном и межведомственном уровнях. Действуют более 20 соглашений, в том числе подписаны соглашения с Австрией, Испанией, Нидерландами, Румынией, Японией. Развитие связей с Финляндией направлено на улучшение экологической обстановки в сопряженных регионах (снижение загрязнения бассейна Балтийского моря, реконструкция комбината «Печенганикель»), приграничных районах Финляндии, Республики Карелия и России, проведение совместных работ в международных заповедниках и национальных парках.

Информация о работе Международное сотрудничество в решении проблем Байкала