Международное сотрудничество в решении проблем Байкала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Байкальский регион имеет богатейшие природные ресурсы: разнообразные полезные ископаемые (золото, металлы, угли и пр.), значительные запасы лесов, богатый растительный и животный мир, уникальные рекреационные условия, достаточный сельскохозяйственный потенциал. Главнейший ресурс Байкала -- это его вода, составляющая около 20 % мировых запасов поверхностных пресных вод. В озере ежегодно воспроизводится до 60 км3 прекрасной питьевой воды, поэтому одна из основных экологических проблем Байкала -- это проблема сохранения чистой воды, которая вместе с обитающими в ней организмами является эволюционным наследием устойчивого экологического равновесия, серьезно нарушенного в XX веке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Принципы международного экологического сотрудничества…………….6
1.1 Международные конференции и документы по экологическим проблемам………………………………………………………………….....9
2. Международные экологические организации……………………………..16
2.1 Сотрудничество России с другими странами в области экологии…..19
2.2 Перспективы международного сотрудничества в области экологии..23
3. Славное море - Священный Байкал………………………………………….25

3.1 Анализ о Байкале……………………………………………………….25

4. Анализ экологических проблем Байкала…………………………………..29

4.1 Анализ ресурсов и проблем Байкала………………………………….29

4.2 Анализ характера антропогенного воздействия…..………………….31

Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

Международное сотрудничество в решении проблем Байкала.docx

— 545.45 Кб (Скачать файл)

    •     Предотвращение загрязнения окружающей среды. Государства должны предпринять, индивидуально или коллективно, все меры, необходимые для предотвращения и уменьшения загрязнения любых компонентов окружающей среды радиоактивными, токсичными и другими вредными веществами. Данный принцип закреплен во многих международных договорах, в частности в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенции по предотвращению загрязнения Средиземного моря 1976 года, Конвенции по предотвращению загрязнения Рейна химическими веществами 1976 года.
    •    Ответственность государств. Согласно этому принципу любое государство несет политическую или материальную ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды. Данный принцип закреплен в Принципе 13 Декларации РИО-92, Конвенции по предотвращению загрязнения Средиземного моря 1976 года и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
    •     Принцип возмещения ущерба непосредственно виновником загрязнения. Данный принцип закреплен в Принципе 16 Декларации РИО-92, в Рекомендациях Совета ОЕСР по применению принципа «платит тот, кто загрязняет» и в документах Европейского союза.
    •     Принцип всеобщей, но дифференцированной ответственности. Согласно Принципу 7 Декларации РИО-92 государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. С учетом того, что различные государства в неодинаковой степени способствовали ухудшению состояния окружающей среды планеты, они несут общие, но дифференцированные по своей степени обязанности. Данный принцип закреплен в Принципе 7 Декларации РИО-92 и Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года.
    •      Принцип доступа к информации, касающейся окружающей среды. Сущность этого принципа заключается в том, что каждое государство должно гарантировать право на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды. Данный принцип закреплен в следующих документах: Принципе 1 Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды 1972 года, Принципе 10 Декларации РИО-92 по окружающей среде и развитию, в Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

    Все вышеперечисленные принципы закреплены в различных декларациях, международных конвенциях и соглашениях, международных и двусторонних договорах и протоколах, посвященных вопросам охраны окружающей природной среды.

 

    1. Международные конференции и документы по экологическим проблемам

 

    Ежегодно в мире проводятся сотни и даже тысячи конференций экологического направления (многосторонние и двусторонние, правительственные и неправительственные), на которых принимаются соответствующие документы: соглашения, конвенции, декларации, договоры и др. Это одна из самых развитых форм международного сотрудничества.

   Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей среды, проводятся с XIX века. Первыми были «Конвенция по ловле устриц», заключенная в 1839 году между Францией и Великобританией, «Соглашение об охране морских котиков», достигнутое в 1867 году между Россией, США и Японией, ряд конвенций и соглашений по рыболовству. Несколько конвенций и соглашений было заключено в начале XX века по охране перелетных птиц и защите растений от вредителей и болезней. В 20-40-х гг. XX века нашей страной были заключены соглашения с Финляндией о рыболовстве в пограничных водах, совместном использовании водных ресурсов с Афганистаном, конвенция с Турцией о предотвращении занесения эпизоотии, многосторонняя конвенция с Афганистаном и Ираном по защите растений, а также по борьбе с саранчой. Особый интерес и особое международное значение имеют следующие конференции и соглашения:

  •   Международная конвенция по борьбе с заразными болезнями животных (Женева, 1935 год).
  •   Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 1946 год), дополнившая и развившая положения Соглашения по регулированию китобойного промысла (Лондон, 1937 год). Результаты 59-й сессии Международной китобойной комиссии, состоявшейся 5-31 мая 2007 года в Анкоридже (США), показали всевозрастающий интерес к проблемам изучения, охраны и использования китообразных, о чем говорит увеличение количества стран - Сторон Конвенции (4 новых государства и 3 заявления о намерениях). Российская делегация обеспечила учет в решениях сессии интересов коренных народов российского Севера, чья жизнедеятельность в большой степени зависит от добычи серых и гренландских китов, производимой в соответствии с квотами, установленными в рамках Международной китобойной комиссии для России.

  •   Первая Межправительственная конференция экспертов по научным основам рационального использования и сохранения естественных ресурсов биосферы (Париж, 1968 год), подготовленная ЮНЕСКО в сотрудничестве с ООН, ФАО, ВОЗ, МСОП и др.
  •   Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 год) при участии 113 стран приняла два основных документа:

1) Декларацию принципов, включающую 26 основных положений;

2) План мероприятий, где обозначены  пути решения организационных, экономических  и политических задач взаимоотношений  государств при сотрудничестве  в области охраны окружающей  среды.

  •   Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972 год). Во исполнение обязательств по Конвенции в 2007 году обеспечена подготовка и своевременное представление докладов о состоянии четырех российских объектов всемирного природного наследия («Озеро Байкал», «Куршская коса», «Золотые горы Алтая» и «Вулканы Камчатки») в Центр всемирного наследия Конвенции. В Новой Зеландии (Крайстчерч, 2007 год) состоялась 31-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, в которой приняла участие комплексная российская делегация. Россией была представлена полная информация о выполнении обязательств по Конвенции, включая перечень принимаемых мер и планируемых действий в области сохранения российских объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  •   Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 год) с участием стран Европы, США и Канады приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности.
  •   Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (Женева, 1979 год). По линии Конвенции и Протоколов к ней состоялась 39-я сессия Рабочей группы ЕЭК ООН по стратегиям и обзору (Женева, 2007 год). На сессии внесены предложения о представлении Сторонами информационных докладов о кадастрах выбросов, представлении прогнозных данных до 2020 года и др.
  •   Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 1992 год).
  •   Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 1969 год с изменениями и дополнениями в 1971 и 1976 году).
  •   Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 1977 год).

  •   Всемирная хартия природы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (28 октября 1981 года), определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества и способствовала формированию экологической политики государств.
  •   Венская встреча представителей государств - участников Совещания в Хельсинки (Вена, 1985 год), принявшая итоговый документ, содержащий, в частности, рекомендации:

1) сократить выбросы в атмосферу  серы на 30% до 1995 года, а также углеводородов  и других загрязняющих веществ;

2) разработать способы захоронения  опасных отходов, альтернативных  способу захоронения в море;

3) сократить производство озоноразрушающих  веществ;

4) провести исследования роли  СО2 в глобальных климатических изменениях.

  •   Монреальская встреча (Монреаль, 1987 год), на которой представители 98 промышленных стран приняли Соглашение (Монреальский протокол) - первый глобальный договор по климату, предусматривающий постепенное снижение выбросов искусственных химических соединений, которые приводят к разрушению защитного озонового слоя нашей планеты. При реализации Монреальского протокола возникли определенные трудности. Несмотря на снижение опережающими темпами производства хлорфторуглеродов странами, подписавшими протокол, разрушение озонового слоя продолжало расти. Это было связано с тем, что ряд стран не подписал протокол и продолжал использовать фреоны (в том числе СССР), а некоторые страны, например Китай, планировали даже наращивание их производства.

   После длительных переговоров в 1990 году в Лондоне состоялась встреча, где представители почти 60 стран подписали дополнительный (к Монреальскому) протокол с требованием полностью прекратить производство хлорфторуглеродов к 2000 году. Был создан фонд для технической поддержки стран третьего мира при внедрении химических соединений, заменяющих хлорфторуглероды. Российская Федерация приняла участие в 19-м Совещании Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, Канада, 2007 год) и заседаниях 27-й рабочей группы открытого состава МП (РГОС) (Найроби, Кения).

  •    Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год), организованная для подведения итогов 20-летней деятельности после Стокгольмской конференции. В Конференции участвовали 179 государств и более 30 международных организаций. На ней встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. В Рио-де-Жанейро были обсуждены и приняты пять основных документов:

1) Декларация по окружающей среде  и развитию, 27 принципов которой  определяют права и обязанности  стран в деле обеспечения развития  и благосостояния людей;

2) Программа действий ООН «Повестка  дня на XXI век» - программа того, как  сделать развитие устойчивым  с социальной, экономической и  экологической точек зрения;

3) Заявление «О принципах в  отношении лесов», касающееся управления, защиты и устойчивого развития  всех видов лесов, жизненно необходимых  для обеспечения экономического  развития и сохранения всех  форм жизни;

4) Рамочная конвенция «Об изменении  климата», цель которой - стабилизация  концентрации в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на  таких уровнях, которые не вызовут  опасного дисбаланса климата  планеты.

  •   Конвенция «О биологическом разнообразии» 1992 года, участниками которой по состоянию на 14 августа 2001 года являлось 181 государство. Правительства этих стран обязались сохранять биологическое разнообразие, использовать его компоненты на устойчивой основе и равноправно делиться выгодами, вытекающими из использования генетических ресурсов. В малайзийской столице в феврале 2004 года под эгидой ООН состоялась седьмая конференция участников Конвенции по биологическому разнообразию. В ней приняли участие более 2 тысяч представителей свыше 180 стран мира. Участники конференции обсуждали вопросы защиты окружающей среды и исчезающих видов. Тема международного форума напрямую затрагивала будущее каждого. Ведь, как заявил исполнительный секретарь Конвенции по биологическому разнообразию Хамдалла Зедан, «выживание человека как биологического вида зависит от биологического разнообразия. Без него не будет ни производящих кислород деревьев, ни удерживания воды, ни биологического разложения, так что органические отходы станут просто накапливаться».
  •   Общеевропейская конференция министров окружающей среды (София, 1995 год) приняла итоговые документы, основные из которых:

1) Декларация министров;

2) Экологическая программа для  Европы.

  •   Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (Киото, Япония, 1997 год), на которой делегатами более чем из 160 стран была принята конвенция, обязывающая развитые страны сократить выбросы углерода и других тепличных газов, подписан Протокол к Конвенции или Киотский протокол. В декабре 2007 года в Индонезии (о. Бали) состоялось 13-е совещание Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и ее вспомогательных органов, а также 3-е совещание Сторон Киотского протокола. Подготовка и согласование каждого подобного документа требует от его участников огромного труда, так как его последствия для национальной экономики могут быть весьма значительны. США считают Киотский протокол крайне невыгодным для себя, так как они являются главным «поставщиком» углекислого газа в атмосферу. Вместе с тем Россия, Канада и Бразилия указывают, что именно на их территориях сосредоточены основные массивы лесов - «легкие планеты», поглощающие значительную часть избыточного углекислого газа. Поэтому этот протокол до сих пор остается предметом дискуссий.
  •   Международный конгресс по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР, 2002 год).
  •   По линии Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 год) в Швейцарии (Женева, 2007 год) состоялось 6-е совещание Рабочей группы открытого состава. Рабочая группа одобрила проект решения по экологически безопасной утилизации электронных отходов на 2009-2010 годы.
  •   В рамках Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях в Сенегале (Дакар, 2007 год) состоялось 3-е совещание Конференции Сторон Стокгольмской конвенции. Рассмотрены меры по сокращению или ликвидации выбросов в результате преднамеренного производства и использования ДДТ.
  •   По линии Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в сентябре 2007 года в Мадриде (Испания) проходила 8-я сессия Конференции Сторон Конвенции. Главным итогом сессии стало принятие 10-летнего стратегического Плана действий по реализации Конвенции, осуществление которого позволит активизировать работу по реализации Конвенции в восточно-европейских странах, подверженных негативным последствиям засухи и деградации земель.

Информация о работе Международное сотрудничество в решении проблем Байкала