Государственные органы управления природоохранной и природопользовательской деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 07:24, реферат

Краткое описание

Благополучие нашего общества все в большей степени стало зависеть от земельных, водных, лесных и климатических ресурсов, наличия многообразных полезных ископаемых, экологически чистой воздушной среды. Все указанные ресурсы имеют одну общую, характеризующую их основу - они являются природными ресурсами и представляют собой запасы почвенного плодородия, различных видов сырья и энергии, металлов и строительных материалов. Исходя из этого, экономика природопользования, как научная дисциплина связана с системой мероприятий по непрерывному обеспечению народного хозяйства различными видами природных ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….
1. Природные ресурсы …………………………………………………………………..
2.Направления природоохранительной и природопользовательной политики страны…………………………………………………………………………………….
3.Государственные органы управления природоохранной и природопользовательской деятельностью…………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 34.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….

1. Природные ресурсы …………………………………………………………………..

2.Направления природоохранительной и природопользовательной политики страны…………………………………………………………………………………….

 3.Государственные органы управления природоохранной и природопользовательской деятельностью…………………………………………….

Библиографический список……………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Благополучие нашего общества все в большей степени стало  зависеть от земельных, водных, лесных и климатических ресурсов, наличия  многообразных полезных ископаемых, экологически чистой воздушной среды. Все указанные ресурсы имеют  одну общую, характеризующую их основу - они являются природными ресурсами  и представляют собой запасы почвенного плодородия, различных видов сырья  и энергии, металлов и строительных материалов. Исходя из этого, экономика  природопользования, как научная  дисциплина связана с системой мероприятий  по непрерывному обеспечению народного  хозяйства различными видами природных  ресурсов. Прежде всего, топливом для  получения энергии, минеральными удобрениями  для получения высоких урожаев, водой для питья и орошения, а также бытовых и промышленных нужд, металлами для машиностроения и множеством других природных сырьевых материалов, необходимых производству и населению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Природные ресурсы страны

Без непрерывного снабжения  природными ресурсами всех отраслей и сфер народного хозяйства невозможно расширенное воспроизводство в  обществе и нормальное функционирование рынка. В связи с этим в методологическом плане важно отметить и подчеркнуть  обоснованное наукой и важное в экономике  природопользования положение о  том, что природные ресурсы с  точки зрения их воспроизводства  и использования, подразделяются на две различные категории. Ресурсы  возобновляемые, происхождение которых  связано с солнечным теплом и  светом. К таким ресурсам относятся  дождевая вода, энергия ветра, животный и растительный мир, микроорганизмы, продовольствие, леса и другие. Каждый из указанных ресурсов является возобновляемым, благодаря тому, что постоянно  воспроизводится за счет солнечной  энергии, достигающей земной поверхности. К невозобновляемым ресурсам относятся минерально-сырьевой комплекс. К ним относятся: горючие ископаемые (нефть, газ, уголь, сланцы, торф), распространенные металлы (железо, алюминий, марганец и др.), редкие металлы (медь, цинк, свинец, никель и др.), агрохимическое и химическое сырье (азот, фосфор, калий, кальций, сера и др.), строительные материалы (бытовой камень, цемент, строительный камень, песок, глина и др.) Указанная категория ресурсов создается в природе длительное время (миллионы и миллиарды лет), поэтому с позиций практического удовлетворения потребностей человеческого общества такие природные ресурсы принято считать невозобновляемыми. В настоящее время, в связи с ростом населения и его потребностей, природные ресурсы становятся важнейшей частью жизнеобеспечения людей и в целом общественного развития, экономического роста государства, темпов воспроизводства национального и мирового валового внутреннего продукта. Сегодня четко просматриваются такие острые глобальные проблемы как растущая зависимость развитых стран от ресурсов сырья и топлива развивающихся государств, что ведет к возникновению в отдельных регионах мира политических и военных проблем. В связи с возрастающими масштабами добычи природных ресурсов усиливается антропогенное давление на окружающую природную среду. Кроме того, все больше строится антропогенных объектов, которые человек создает для обеспечения и удовлетворения своих растущих потребностей производственного и социального характера. Все указанные и другие объективные процессы сужают границы естественной экологической системы, той части природной среды, в которой живые организмы (растения, животные) и неживые (костные) элементы природы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменными процессами, веществом и энергией. По В.И. Вернадскому этот обмен в ходе времени выражается закономерно меняющимся, непрерывно стремящимся к устойчивости равновесием. Поэтому на современном этапе взаимодействия биосферы и социальной системы неизмеримо возрастают требования к рациональному природопользованию. В системе этих эколого-экономических требований важное место занимает экономика природопользования. Эта дисциплина является специальным разделом общей экономики, ее задачей является научная разработка наиболее эффективного использования и потребления природных ресурсов и применения экономически целесообразных и рациональных методов предотвращения и ликвидации загрязнений и разрушений окружающей среды. Эти две стороны, выражающие собой эколого-экономический характер и сущность, содержат широкую и сложную систему мер, обеспечивающую экономность непосредственно в процессе природопользования. То есть потребление меньшего количества природных сырьевых ресурсов на получение единицы конечного продукта, а также предполагают научно обоснованную минимизацию затрат на охрану природы и улучшение экологического качества окружающей человека среды. Таким образом, эффективность природопользования - это эффективность социально-экономической и экологической результативности использования природных ресурсов и эксплуатации природной среды. Эта эффективность измеряется в экономических и внеэкономических показателях. Она включается в валовой продукт и выражается во внутриобщественном обороте экономических средств и ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Направления природоохранительной и природопользовательной политики страны

Примером выражения эффективности  природопользования являются следующие  данные Госдоклада «О состоянии окружающей природной среды РФ в 2000 году»: «Минерально-сырьевая продукция является главной составляющей Российского экспорта. В 1992-2000 г.г. экспорт минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивал 65-70 % всех валютных поступлений в Россию. За 2000 г. в федеральный бюджет поступило 63,8 млрд. руб. платежей за пользование недрами, в числе 50,8 млрд. руб. акцизов при добыче нефти и газа, 38,6 млрд. руб. отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, 25,9 млрд. руб. оставлено горнодобывающим предприятиям для ведения геологоразведочных работ. Общая сумма горных налогов составила в 2000 г. - 226 млрд. рублей. Однако при этом недостаточно средств выделяется на охрану недр, в горную экологию, ликвидацию бесхозных выработок, внедрение прогрессивных, экономичных и малоотходных технологий». Здесь достаточно ясно просматривается фактическая эффективность природопользования, то есть эколого-экономическая результативность использования природных ресурсов в Российской Федерации.

Разработка и практическое осуществление ключевых концептуальных положений эколого-экономической  политики и рационального природопользования тесно и непосредственно связаны  с переходом страны к устойчивому  развитию при эффективном использовании  ресурсов и возможностей всех субъектов  Российской Федерации. Среди многих направлений природоохранительной и природопользовательной политики страны, например, на первый план выдвигаются следующие:

- законодательное решение  вопросов эффективного взаимодействия, разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами исполнительной власти  Российской Федерации, органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и муниципальными  органами по государственному  управлению и контролю в области  охраны окружающей среды;

- совершенствование административного,  экономического, финансового, правового  и нормативного механизмов регулирования  природопользования и природоохранной  деятельности;

- объединение большинства  действующих и предлагаемых к  разработке природоохранных и  природно-ресурсных федеральных  целевых программ в единую  федеральную целевую программу  «экология и природные ресурсы  России»;

- совершенствование работы  по экологическому образованию,  подготовке, переподготовке и повышению  квалификации кадров, просвещению,  воспитанию и усилению роли  общественности в сфере использования  природных ресурсов и охраны  окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственные органы управления природоохранной и природопользовательской деятельностью

Министерство природных  ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную  политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных  ресурсов и окружающей природной  среды, обеспечения экологической  безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством  Российской Федерации, деятельность в  этой сфере иных федеральных органов  исполнительной власти.

Министерство природных  ресурсов Российской Федерации осуществляет возложенные на него полномочия как  непосредственно, так и через  свои территориальные органы. В ведении  Министерства природных ресурсов Российской Федерации находятся предприятия, особо охраняемые природные территории, специализированные инспекции, научно – исследовательские учреждения и иные организации.

Основными задачами Министерства природных ресурсов Российской Федерации  являются:

1) разработка и проведение  государственной политики, осуществление  государственного управления в  сфере изучения, воспроизводства,  использования и охраны природных  ресурсов (недр, водных объектов, лесов,  объектов животного и растительного  мира), ведения лесного хозяйства,  охраны окружающей природной  среды и обеспечения экологической  безопасности;

2) разработка и реализация  мер, направленных на удовлетворение  потребностей экономики Российской  Федерации в минерально-сырьевых, водных, лесных и иных природных  ресурсах, на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества  окружающей природной среды, рационального  использования природных ресурсов, сохранения средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов, биологического разнообразия, природных комплексов и объектов;

3) координация деятельности  других федеральных органов исполнительной  власти по вопросам изучения, воспроизводства, использования  и охраны природных ресурсов, ведения лесного хозяйства, охраны  окружающей природной среды и  обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обращения с отходами (за исключением радиоактивных);

4) комплексная оценка  и прогнозирование состояния  окружающей природной среды и  использования природных ресурсов, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения соответствующей информацией;

5) организация и координация  выполнения обязательств, вытекающих  из членства Российской Федерации  в международных организациях  и участия в международных  договорах, по вопросам, отнесенным  к компетенции Министерства, содействие  привлечению инвестиций для освоения  и рационального использования  природных ресурсов, ведения лесного  и водного хозяйства, охраны  окружающей природной среды. 

Министерство природных  ресурсов Российской Федерации в  соответствии с возложенными задачами осуществляет следующие функции:

в области реализации государственной  политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды

1) разрабатывает с участием  других федеральных органов исполнительной  власти и органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации основные направления  изучения, воспроизводства, использования  и охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной  среды, развития системы особо  охраняемых природных территорий  и сохранения биологического  разнообразия;

2) разрабатывает и организует  выполнение федеральных целевых  программ геологического изучения  недр и развития минерально-сырьевой  базы, рационального использования,  восстановления и охраны водных  объектов, предупреждения и ликвидации  вредного воздействия вод, использования,  охраны, защиты лесного фонда  и воспроизводства лесов, охраны  окружающей природной среды;

3) в установленном порядке  разрабатывает проекты федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов, а также методические  и инструктивно – технические  документы;

4) организует и осуществляет  лицензирование видов деятельности, связанных с недро-, водо- и лесопользованием, пользованием объектами животного мира, охраной окружающей природной среды, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

5) обеспечивает организацию  и проведение государственной  экологической экспертизы, государственной  экспертизы запасов полезных  ископаемых, геологической, экономической  и экологической информации о  предоставляемых в пользование  участках недр, предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию водохозяйственных и других объектов;

в области управления государственным  фондом недр

1) организует и обеспечивает  государственное геологическое  изучение недр территории Российской  Федерации и ее континентального шельфа;

2) разрабатывает стратегию  и основные направления воспроизводства  минерально-сырьевой базы с целью  удовлетворения потребностей экономики  в минерально-сырьевых ресурсах;

3) организует проведение  конкурсов и аукционов на право  пользования недрами, в том  числе на условиях раздела  продукции, осуществляет в установленном  порядке выдачу, регистрацию, приостановление  действия и аннулирование лицензий  на пользование недрами по  всем видам минерального сырья,  включая подземные воды, участвует  в пределах своей компетенции  в подготовке соглашений о  разделе продукции;

в области управления использованием и охраной водного фонда

1) устанавливает для субъектов  Российской Федерации лимиты  водопользования (водопотребления  и водоотведения) по водным  объектам, отнесенным к федеральной  собственности;

2) обеспечивает составление  прогнозов, разработку схем комплексного  использования и охраны водных  ресурсов, водохозяйственных балансов;

3) выдает, регистрирует, приостанавливает  действие и аннулирует в установленном  порядке лицензии на водопользование,  регистрирует договоры на пользование  водными объектами, согласовывает  места размещения хозяйственных  и иных объектов, а также осуществление  всех видов работ на водных  объектах и в их водоохранных зонах;

в области управления использованием, охраной, защитой лесного фонда, воспроизводством лесов и ведением лесного хозяйства

1) организует и обеспечивает  рациональное, многоцелевое, непрерывное  и неистощительное лесопользование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, выполнение мер по лесному семеноводству, рациональное использование земель лесного фонда, сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов;

2) обеспечивает осуществление  прав владения, пользования и  распоряжения лесным фондом, государственный  учет лесного фонда, производит  в установленном порядке отнесение  лесов к группам лесов и  категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию;

3) обеспечивает проведение  лесоустройства, устанавливает порядок  и методику проведения лесоустройства  на территории лесного фонда  и лесов, не входящих в лесной  фонд, определяет состав лесоустроительных  проектов и других документов  лесоустройства, устанавливает порядок  их утверждения, обеспечивает  выполнение лесхозами работ по  уходу за лесами, лесохозяйственных,  лесовосстановительных, гидролесомелиоративных и иных работ по ведению лесного хозяйства, устанавливает возраст рубок и спелости древостоев, определяет и утверждает в установленном порядке расчетные лесосеки, правила (наставления) рубок, подсочки древостоев;

Информация о работе Государственные органы управления природоохранной и природопользовательской деятельностью