Геоэкологические аспекты сельского хозяйства, транспорта и урбанизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:56, реферат

Краткое описание

Рост численности населения и опережающий его рост потребностей общества поставили перед человечеством общемировые задачи обеспечения продовольствием необходимой калорийности и состава, водой приемлемого количества и качества, территорией, обеспечивающей многие аспекты деятельности человека, энергией, не вызывающей глобальных геоэкологических кризисов, продуктами индустриальной деятельности, не приводящей к неприемлемому уровню загрязнения экосферы. Эти потребности неуклонно возрастают, переводя экосферу из кризисного, но все же устойчивого состояния к неустойчивому, а при дальнейшем развитии неустойчивости - и к глобальной катастрофе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Геоэкологические аспекты сельского хозяйства 3
2. Геоэкологические аспекты транспорта 6
3. Геоэкологические аспекты урбанизации 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

геоэк.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

   Загрязнение воздуха  - наиболее серьезная геоэкологическая проблема, ассоциированная с транспортом. В странах Организации экономического и социального развития (OECD) эмиссия в воздух от автомобилей увеличилась за период 1975-1990 гг. на 20-75%. В развивающихся странах этот показатель выше. В Москве эмиссия выхлопных газов автомобилей составляет не менее 70% всего загрязнения воздуха. От 40 до 70% оксидов азота, от 70 до 90% окиси углерода (СО) и не менее 50% свинца в атмосфере вызваны выхлопом автомобилей. Последствия загрязнения воздуха становятся важнейшей глобальной геоэкологической проблемой. Загрязнители воздуха, непосредственно продуцируемые автомобилями, такие как окись углерода, оксиды азота, углеводороды или свинец, главным образом накапливаются по соседству с источниками загрязнения, т.е. вдоль шоссейных дорог, улиц, в тоннелях, на перекрестках и пр. Таким образом создаются локальные геоэкологические воздействия транспорта.

   Часть загрязнителей  транспортируется на большие  расстояния от места эмиссии,  трансформируется в процессе  переноса и вызывает региональные  геоэкологические воздействия. Наиболее распространенным процессом этой категории является асидификация, обсуждаемая более детально в главе об атмосфере.

   Двуокись углерода  и другие газы, обладающие парниковым  эффектом, распространяются на всю  атмосферу, вызывая глобальные  геоэкологические воздействия.

   Вследствие значительных  воздействий транспорта на локальном,  региональном и глобальном уровнях  необходимо стремиться к осуществлению  следующих направлений координированной  общемировой стратегии как компоненты  устойчивого развития:

   - Потребление горючих  ископаемых для транспорта должно  сокращаться.

   - Должны быть установлены  основанные на передовой технологии  общемировые стандарты выбросов  в атмосферу для всех видов  транспорта.

   - Каждой стране  следует разработать и осуществлять  программу контроля эмиссии всех  источников и видов транспорта.

   - Совершенствовать  и развивать надежную и общедоступную  систему общественного транспорта.

   - При планировании  развития транспортных систем  использовать системный подход, направленный на комплексное  решение экологических проблем.

   Устранять причины,  а не следствия геоэкологических проблем на транспорте. Общая цель в системном управлении транспортом заключается в нахождении оптимального соотношения между обеспечением потребностей общества и снижением загрязнения окружающей среды. Стратегии управления будут зависеть от локальных ситуаций и потому будут различными для конкретных стран, регионов и городов.

  1. Геоэкологические аспекты урбанизации

   Одна из важнейших  общемировых проблем - урбанизация,  или быстрый рост городов и  городского населения. Этот процесс  относится к категории важнейших  глобальных изменений. В 1996 г. городское население мира составляло 2,64 млрд. чел, или 46% всего населения. На фоне общего роста численности населения мира городское население за 1990-1995 гг. увеличивалось со скоростью 2,5% за год, тогда как сельское - всего лишь 0,8%. Ежедневно к городскому населению развивающихся стран мира добавляется около 150 тыс. чел.

   Основные непосредственные  причины роста численности городского  населения: а) миграции людей  в города из сельской местности,  а также и из других стран,  и б) прирост населения в  городах благодаря превышению  рождаемости городского населения  над его смертностью.

   Рост численности  городского населения в недавнем  прошлом и на ближайшую перспективу  столь же впечатляющий (табл. 17).

Таблица 17. Рост городского населения мира

Континент 
  

Численность, млн. чел. 
  

Доля городского населения, % 
  

1975 
  

1995 
  

2025 
  

1975 
  

1995 
  

2025 
  

Африка 
  

104 
  

250 
  

804 
  

25 
  

34 
  

54 
  

Европа 
  

454 
  

535 
  

598 
  

67 
  

74 
  

83 
  

С. и Ц. Америка 
  

235 
  

332 
  

508 
  

57 
  

68 
  

79 
  

Ю.Америка 
  

138 
  

249 
  

406 
  

64 
  

78 
  

88 
  

Азия 
  

592 
  

1198 
  

2718 
  

25 
  

35 
  

55 
  

Океания 
  

15 
  

20 
  

31 
  

72 
  

70 
  

75 
  

Мир 
  

1538 
  

2584 
  

5065 
  

38 
  

45 
  

61 
  


 

   Всего лишь два  десятилетия тому назад, в 1975 г., примерно треть населения мира жила в городах. В десятилетие после 2000 г. больше половины населения станет городским, а к 2025 г. городское население составит почти две трети от мирового.

   В ныне развитых  странах заметный рост доли  городского населения отмечался  приблизительно столетие тому  назад. За время текущего пятидесятилетия  (1975-2025 гг.) доля городского населения  этих стран увеличивается уже  незначительно, приближаясь к  верхнему пределу переходной (логистической)  кривой. Но зато около 90% прироста  численности городского населения  происходит за счет развивающихся  стран. Жители Африки и Азии, лишь третья часть которых  живет сейчас в городах, к  2025 г. также перейдут отметку в 50%. Численность и доля сельского населения стабилизируется или будет уменьшаться, в зависимости от континента. С абсолютным преобладанием городского населения на всех континентах экосфера в целом станет другой, с относительно редким сельским населением и многочисленными городами различных размеров, включая сверх- крупные, так называемые мегалополисы. Понимание этого переходного процесса в экосфере в его взаимосвязи с деятельностью общества - одна из важнейших проблем геоэкологии как междисциплинарного направления.

   Величины прироста  городского населения сильно  изменяются от города к городу  и от страны к стране. Наивысшие  показатели, равные примерно 5% в  год, характерны для беднейших,  наименее развитых стран. В  некоторых государствах (Буркина-Фасо, Мозамбик, Непал, Афганистан и  др.) прирост городского населения  достигал даже 7% в год. Напомним, что при таком показателе численность  населения города удваивается  всего лишь за 10 лет!

   Вследствие большой  численности населения развивающихся  стран, даже небольшое увеличение  показателя прироста (в %%) означает  значительное приращение численности.

   Городское население  растет не только в развивающихся  странах, если имеются особые  причины для его роста. Регионом  со значительным современным  ростом населения городов вследствие  благоприятной экономической конъюнктуры  на фоне мягкого климата является, например, северо-запад США (штаты  Вашингтон, Орегон и частично  Калифорния), где он обусловлен  как миграцией из других районов  США, так и иммиграцией из  других стран бассейна Тихого  океана. Текущий ежегодный прирост  числа жителей региона достигает  здесь 12% (1990-е гг.).

   Чрезвычайным, хотя  и все более типичным явлением, становятся крупнейшие города (мегалополисы). Фактически во всех этих случаях  мы имеем дело не с одним  сверхкрупным городом, а с агломерацией  городов и других населенных  пунктов. Если принять за нижний  уровень сверхгорода городские  скопления населения численностью  от 8 млн. чел., то в 1950 г. в мире было всего два таких мегалополиса - это Нью-Йорк с населением 12,3 млн. и Лондон с 8,7 млн. чел. К 1990 г. их стало 21, причем 16 - в развивающихся странах. К 2015 г. ожидается 33 мегалополиса, в том числе 27 - в развивающихся странах.

   Разумеется, численность  города зависит также от административного  решения по выбору его границ. Например, Париж и Москва в  основном ограничены кольцевой  дорогой, хотя городские кварталы  продолжаются и за кольцевой,  в то время как Токио включает  значительные города, фактически  слившиеся со столицей.

   Вследствие чрезвычайной  геоэкологической важности и специфичности мегалополисов, ниже приводится список тридцати наиболее крупных городов мира. Эти сверхгорода и прилегающие к ним территории подвергаются значительной антропогенной нагрузке, во многих случаях в течение столетий. Степень техногенности этих территориальных систем чрезвычайно высока.

Крупнейшие города мира, млн. чел., по состоянию на 1995 год

1. Токио (Япония), 
  

27,0 
  

16. Карачи (Пакистан) 
  

9,7 
  

2. Мехико (Мексика) 
  

16,6 
  

17. Каир (Египет) 
  

9,7 
  

3. Сан-Пауло (Бразилия) 
  

16,5 
  

18. Париж (Франция) 
  

9,5 
  

4. Нью-Йорк (США) 
  

16,3 
  

19. Тяньцзинь (Китай) 
  

9,4 
  

5. Бомбей (Индия) 
  

15.1 
  

20. Манила (Филиппины) 
  

9,3 
  

6. Шанхай (Китай) 
  

13,6 
  

21. Москва (Россия) 
  

9,3 
  

7. Лос-Анджелес (США) 
  

12,4 
  

22. Джакарта (Индонезия) 
  

8,6 
  

8. Калькутта (Индия) 
  

11,9 
  

23. Дакка (Бангладеш) 
  

8,5 
  

9. Буэнос-Айрес (Аргентина) 
  

11,8 
  

24. Стамбул (Турция) 
  

7,9 
  

10. Сеул (Южная Корея) 
  

11,6 
  

25. Лондон (Великобритания) 
  

7,6 
  

11. Пекин (Китай) 
  

11,3 
  

26. Чикаго (США) 
  

6,8 
  

12. Осака (Япония) 
  

10,6 
  

27. Тегеран (Иран) 
  

6,8 
  

13. Лагос (Нигерия) 
  

10,3 
  

28. Лима (Перу) 
  

6,7 
  

14. Рио-де-Жанейро (Бразилия) 10,2 
  

29. Бангкок (Таиланд) 
  

6,5 
  

15. Дели (Индия) 
  

9,9 
  

30. Эссен (Германия) 
  

6,5 
  


 

   Помимо отдельных  сверхкрупных городов, возникли  и так называемые конурбации, или скопления городов. В Японии  на о.Хонсю городская застройка протягивается практически без перерывов от Токио до Кобе, более чем на 500 км, включая указанные города, и второй по величине город Японии Осаку, и крупнейший порт страны, важный промышленный центр Нагоя, а также и другие города. На восточном побережье США конурбация захватывает не менее значительную полосу городов, от Вашингтона до Бостона и включает Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор и др. Более подробные сведения о крупнейших конурбациях мира приводятся во прилагаемой сводке.

   Многие города  среднего размера растут быстрее,  чем мегалополисы, со скоростью,  заметно превышающей 5% в год.  В результате возникает весьма  много городов с населением  между 1 и 10 млн. чел. Ожидается,  что к 2015 г. в мире будет 516 таких городов по сравнению с 270 в 1990 г. Небольшие города, в которых живет около половины всего городского населения мира, также очень быстро растут. В этих городах в большей степени ощущается недостаток финансирования экологических систем и “услуг”, потому что во многих странах основные средства направляются в столицы и другие крупные города.

   Степень антропогенных  преобразований городских территорий, в особенности мегалополисов,  чрезвычайно высока. Природные городские  ландшафты весьма примитивны. Это  парки и скверы, редко леса  антропогенного происхождения и  побережья морей и рек. Из  фауны сохранились отдельные  виды птиц и животных в очень  простых и неустойчивых экосистемах.  Широко встречаются немногие, толерантные  к человеку виды, паразитирующие  на отходах деятельности человека. Это крысы, вороны, тараканы и  пр. Лишь литогенная основа остается  наименее трансформированной, да  климат изменяется в значительно  меньшей степени, чем биогенные  компоненты.

   Ландшафты крупных  городов не могут сохраняться  устойчивыми без поддержки человека. Заброшенные или малоухоженные кварталы мегалополисов представляют собой наихудший вид антропогенной пустыни.

   Природные условия,  в которых города находятся,  во многом предопределяют их  геоэкологические проблемы. Загрязнение воздуха, характерное в зимнее время года для городов Средней Европы, Сибири, Северо-Восточного Китая, возникает благодаря инверсии температуры, вызывающей устойчивую стратификацию воздуха.

Крупнейшие конурбации мира 

Наименование и страна 
  

Основные города конурбации 
  

Количество элементов  в конурбации 
  

Площадь, тыс. кв. км 
  

Население, млн. чел. 
  

Плотность, чел./кв. км 
  

Протяженность, км 
  

Северо- Восточный, США 
  

Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон 
  

40 
  

170 
  

50 
  

295 
  

1000 
  

Приозерный,  
США 
  

Детройт, Кливленд, Питсбург, Чикаго 
  

35 
  

160 
  

35 
  

220 
  

900 
  

Калифорнийский, 
США 
  

Сан-Франсиско, Лос- Анджелес, Сан-Диего 
  

15 
  

100 
  

18 
  

180 
  

800 
  

Токайдо, 
Япония 
  

Токио, Иокогама, Кавасаки, Нагоя, Киото, Осака, Кобе 
  

20 
  

70 
  

55 
  

780 
  

700 
  

Мидландс, 
Англия 
  

Лондон, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль 
  

30 
  

60 
  

30 
  

500 
  

400 
  

Рейнский, 
Германия 
  

Ранштадт, Рейн-Рур, Рур- Майн 
  

30 
  

60 
  

30 
  

500 
  

500 
  

Информация о работе Геоэкологические аспекты сельского хозяйства, транспорта и урбанизации