Воспитание начала экологической культуры детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Экологическое воспитание - сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Цель работы - изучить психологические и методические аспекты, влияющие на процесс воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологический подход к воспитанию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
1.1 Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Концепция как фактор воспитания начал дошкольной экологической культуры
1.3 Анализ программ экологического воспитания дошкольников
Глава 2. Организация условий для воспитания начал экологической культуры дошкольников
2.1 Экологическое пространство ДОУ как условие формирования начал экологической культуры дошкольников
2.2 Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
2.3 Методика наблюдения за живыми объектами как фактор воспитания экологической культуры дошкольников
Глава 3. Исследование воспитания экологической культуры дошкольников в условиях современного ДОУ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание начал экологической культуры детей дошкольного возраста.docx

— 46.63 Кб (Скачать файл)

Воспитание начал экологической  культуры детей дошкольного возраста

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический подход к воспитанию начал экологической  культуры у детей дошкольного  возраста

1.1 Теоретическое обоснование  проблемы экологического воспитания  детей дошкольного возраста

1.2 Концепция как фактор  воспитания начал дошкольной  экологической культуры

1.3 Анализ программ экологического  воспитания дошкольников

Глава 2. Организация условий  для воспитания начал экологической  культуры дошкольников

2.1 Экологическое пространство  ДОУ как условие формирования  начал экологической культуры  дошкольников

2.2 Формирование начал  экологической культуры у дошкольников  с использованием метода наблюдения

2.3 Методика наблюдения  за живыми объектами как фактор  воспитания экологической культуры  дошкольников

Глава 3. Исследование воспитания экологической культуры дошкольников в условиях современного ДОУ

3.1 Констатирующий эксперимент

3.2 Формирующий эксперимент

3.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Библиография

Введение

Экологическое воспитание - сравнительно новое направление  дошкольной педагогики. Суть этого  направления заключается в том, что в период дошкольного детства  в процессе целенаправленного педагогического  воздействия у детей можно  сформировать начала экологической  культуры - осознанно-правильного отношения  к явлениям, объектам живой и неживой  природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Экологическое отношение  к миру формируется и развивается  на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота  заложена в природе и задача состоит  в том, чтобы помочь ребенку увидеть  ее, научится ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности  для их эстетического воспитания.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог  сам искренне любит природу и  бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки  к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

В 90-е годы в России наблюдается  интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется  концептуальное видение этого направления (И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова, Г.А. Ягодин, С.Н. Глазачев). Признается всеми: начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

В эти же годы наблюдается  активизация практики дошкольного  воспитания - стимулом к развитию ДОУ  становится появление новых комплексных  программ («Детство», «Истоки», «Развитие», «Радуга», «Детский сад - дом радости», «Золотой ключик», «Кроха»), в которых  экологическому воспитанию уделяется  должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными программы экологического воспитания («Юный эколог», «Мы - земляне», «Открой себя», «Мы», «Паутинка», «Семицветик», «Я - человек», «Надежда», «Наш дом - природа»).

Исследуются новые аспекты  проблемы экологического воспитания в  период дошкольного детства: создания обогащенной эколого-развивающей  среды, условий формирования экологической  культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников (О.М. Газина, Н.А. Гуняга, Е.В. Клюева, Н.В. Кривощекова, Н.Г. Лаврентьева, О.А. Овсянникова, Н.А. Рыжова, Т.Г. Табукашвили, Т.А. Федорова и др.). Детский сад рассматривается в качестве «эталона экологической культуры» (Т.В. Потапова).

Объект исследования - воспитательно-образовательный  процесс в детском саду, способствующий воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - формирование экологической культуры детей дошкольного  возраста.

Цель работы - изучить  психологические и методические аспекты, влияющие на процесс воспитания экологической культуры детей дошкольного  возраста.

Цель конкретизируется в  следующих задачах:

Раскрыть сущность, содержание, средства и методы воспитания экологической  культуры детей дошкольного возраста.

Рассмотреть формирование основ  экологической культуры как одну из задач воспитания дошкольников.

Проанализировать современные  программы экологического воспитания дошкольников.

Выделить условия, способствующие формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.

Рассмотреть формирование начал  экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения;

Охарактеризовать условия  экологического воспитания ДОУ г. Чита Забайкальского края.

Гипотеза исследования - процесс воспитания начал экологической культуры детей дошкольного возраста будет эффективен при соблюдении ряда условий, а именно: 1) создание экологического пространства; 2) активное общение детей с природой.

В процессе работы над проблемой  применялись теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, методических документов, моделирование. Использовались эмпирические методы исследования: тестирование, анкетирование. Проводился сравнительный  анализ результатов.

Исследования проводилось  на базе ДОУ № 70 города Чита с детьми старшей группы.

Теоретическая значимость заключается  в проведенном анализе факторов, влияющих на процесс воспитания экологической  культуры детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы состоит в разработке системы  мероприятий, направленных на повышение  успешности воспитания начал экологической культуры детей дошкольного возраста.

Структура и объем работы. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и  приложений.

Глава 1. Теоретико-методологический подход к воспитанию начал экологической  культуры у детей дошкольного  возраста

1.1 Теоретическое обоснование  проблемы экологического воспитания  детей дошкольного возраста

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет  является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного  мира, начинает понимать свое место  в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться  в окружающем предметно-природном  мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются  основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители  и педагоги прошлого придавали большое  значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе  источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был  за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное  и полезное для их умственного  и словесного развития.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном  этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли  в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем  не научатся бережно относиться к  природе, они погубят себя. А для  этого надо воспитывать экологическую  культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с  младшего школьного возраста, так  как в это время приобретенные  знания могут в дальнейшем преобразоваться  в прочные убеждения.

Мы считаем, что экологическое  воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут  бережней относиться к природе. В  будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Еще лет двадцать назад  об экологии и экологическом образовании  дошкольников речь не шла. В настоящее  же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически  все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ.

Как особое направление науки  экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения  животных, сообществ между собой  и с окружающей средой. Само слово  «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с  греческого языка «экология» -- это наука о доме, жилище («ойкос» -- дом, «логос» -- наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией.

По мере развития общества экология все больше приобретала  социальное значение и в нашем  столетии вышла за рамки естественных наук. В середине ХХ века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные  последствия потребительского отношения  людей к природе, когда на планете  практически не осталось уголков  нетронутой природы, когда состояние  среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного  количества людей. В последние годы бурно развиваются новые направления  экологии -- социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология, экология человека, видеоэкология и другие. От проблемы «организм -- среда» экология подошла к проблеме «человек -- природа». Именно на этом этапе развития мы осознали роль и необходимость экологического образования, начиная с самого раннего возраста. Существование различных направлений экологии учитывается и при отборе содержания экологического образования дошкольников. Нельзя забывать и о мировоззренческом значении экологии, а значит, и о ее связи со всеми сторонами жизни -- историей, культурой, географией и т.п. В то же время не следует и размывать границы этого понятия, применяя его в качестве модного направления без всякого на то основания. В наши дни слово «экология» стало необычайно популярным, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология души», «экология музыки», «экология речи», «экология культуры», о чем я уже упоминала выше. Конечно, каждый из этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется лишь ради моды, красивого звучания. Так, занимаясь проблемами «экологии души» (то есть проблемами нравственности, морали), педагоги затрагивают очень важный воспитательный аспект -- формирование личности, в том числе и отношения ребенка к природе, окружающему миру. Но экология как наука здесь ни при чем. Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это только один из его аспектов, хотя и очень значимый. Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения человека. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки. После этого в большинстве случаев птенец гибнет. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически целесообразным.

Развитие экологического воспитания как нового направления  дошкольной педагогики началось гораздо  позже, чем экологического образования  школьников и студентов, и в настоящее  время все еще находится в  стадии становления. В 90-е годы появился ряд дополнительных, авторских экологических  программ, вопросы экологии стали  включаться в содержание отдельных  разделов комплексных программ.

Современное экологическое  образование как особое направление  дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим  вопросам:

пониманию самоценности природы;

осознанию ребенком себя как  части природы;

воспитанию у него уважительного  отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших  симпатий и антипатий;

формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

пониманию того, что в  природе все взаимосвязано и  нарушение одной из связей ведет  за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

формированию у детей  желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между  собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я  выброшу мусор в речку, вода загрязнится  и рыбкам станет плохо жить);

усвоению азов экологической  безопасности;

усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании  природных ресурсов на примере использования  воды, энергии в быту;

формированию навыков  экологически грамотного и безопасного  поведения в повседневной жизни.

Азы экологической воспитанности  связаны с познавательным интересом  к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о  потребностях живого организма для  разумной детской деятельности и  осознанного поведения в природной  среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и  неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также  в продуктивной деятельности, труда  и других видов детских занятий.

В дошкольном возрасте процесс  познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький  исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок  стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Информация о работе Воспитание начала экологической культуры детей дошкольного возраста