Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Содержание

Введение
Глава 1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
.1 Цели и задачи экологического образования дошкольников
.2 Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Глава 2.Взаимодействие ДОУ и семьи
.1 Формы взаимодействия
.2 Методика взаимодействия с семьёй
Глава 3. Практическая часть
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Формирующий эксперимент
.3 Контрольный эксперимент
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие ДОУ и родителей по экологическому воспитанию дошкольников.docx

— 94.48 Кб (Скачать файл)

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Рассмотрим основные типы экологических занятий, которые  принципиально отличаются друг от друга  дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего  и комплексного типов.

Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода  значительная доля первоначальных экологических  сведений о разных сторонах жизни  природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются  ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения [10 стр. 74].

Главным компонентом таких  занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие  формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и  дикие животные, обитатели леса и  севера, тундры и жарких стран, пруда  и моря, а также, деятельность людей  на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и  охраны природы на занятиях этого  типа дети знакомятся с внешним видом  животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности  к ней, о сезонной жизни, о различных  особенностях поведения.

Обучение детей на таких  занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской  литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя во всех вариантах  занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный  метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание  связи событий, связи объектов продуманное  и спланированное слово воспитателя  организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения,

Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно  сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно  рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы  изображенного сюжета, рассматривать  одновременно несколько картин - этому  способствуют и некоторый уже  сложившийся опыт детей, и имеющихся  у них круг представлений.

Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности  лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно  показать, как белка передвигается  в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено  строение ее ног к передвижению в  этой среде), чем она питается в  теплое и холодное время года, как  поедает корм (т.е. как приспособлена  она в данной среде в сфере  питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит  потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена  шерсти во время линьки, и какую  приспособительную функцию в  ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины  о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды, дошкольникам можно таким образом представить  панораму событий в разные сезоны, показать приспособленность типично  лесного животного к сезонно  меняющимся условиям жизни. С помощью  этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной  жизни [3, стр. 39].

Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать  в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного  их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с  эмоциональными пояснениями воспитателя  расширяют кругозор детей, формируют  новые образы о природе.

На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать  живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались  в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей  весной принес ежа, педагог решил  отнести его в лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае все группы проводят занятия, на которых наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрируют его маскировочную окраску и пр. А потом старшие дошкольники проводят акцию, делают доброе дело, - относят ежа в лес. Если же еж долго живет в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания.

В середине занятия воспитатель  планирует физкультминутку или  смену деятельности: разговор с детьми, беседа, которые являются ведущим  компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.

Занятия углубленно-познавательного  типа. Содержание занятий, которые можно  назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ  детям связи между растениями, животными и внешней средой, в  которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом  конкретных зависимостей, которые, как  показали исследования и практика детских  садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей  с зависимостями жизни и роста  растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых  растений, их сезонными изменениями  и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной  окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов [11, стр. 83].

Углубленно-познавательное занятие - завершающее звено той  или другой локальной системы  работы с детьми. В старшей группе - беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических  наблюдений и ведения календаря  или беседа о зимующих птицах в  марте, в конце зимней подкормки  птиц после регулярных наблюдений за ними.

Очень результативны разнообразные  виды опытнических работ, имеющих целью  формирование представлений о маскировочной  окраске животных.

Занятия углубленно-познавательного  типа активно способствуют умственному  воспитанию дошкольников. Дети обучаются  умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное  развитие мышления дошкольника [16, стр. 47].

Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель  ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Что же может быть содержанием  обобщенных представлений, формируемых  в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных  знаниях, систематически приобретаемых  детьми на протяжении всего дошкольного  возраста, а также получаемых в  процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что  к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и  развития растений, сезонных явлениях в природе [3, стр. 47].

В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут  быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва [10, стр. 78].

Аналогичным способом формируются  обобщенные представления о временах года (сезонах). Например, у детей  подготовительной группы можно сформировать представление об осени на основе трех групп признаков: изменений  в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в  растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы  желтеют и вянут); изменений в  живом мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет дети накапливали конкретные знания о том, что происходит с  природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно осознание того, что  преобразования происходят постепенно. Именно поэтому обобщенное представление  об осени у дошкольников формировалось  не только на основе ее характерных  признаков, но и на их изменчивости [17, стр. 28].

Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании  словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания.

Обобщающие занятия позволяют  интенсивно развивать интеллект  детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах  деятельности. Эти занятия можно  проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного  воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия  могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце  осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление  об осеннем сезоне. Комплексное занятие  на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность [13, стр. 92].

Первая часть занятия  решает познавательные задачи и развивает  интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя  характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь  природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть занятия  предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для  дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций  знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет  в себе решение эстетических задач [4, стр. 34].

Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они  сами становятся художниками и выполняют  работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование  пейзажа, букета осенних цветов в  вазе, и аппликация грибов в траве  или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки  из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки  обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку. Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может  включать беседу по картине «Уборка  овощей на огороде», разыгрывание стихотворения  Ю. Тувима в переводе С. Михалкова  «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми  растем, мы здоровье бережем» - это и  разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как  поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или  закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки  к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки [17, стр. 47].

Комплексные занятия - это  творческое дело воспитателя, их можно  организовать по-разному, интересно. Они  эффективно и всесторонне развивают  личность ребенка, а сочетание различных  видов деятельности способствует более  легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

 

2. Взаимодействие  ДОУ и семьи

 

2.1 Формы взаимодействия

 

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными  усилиями мы можем решить главную  нашу задачу - воспитание человека с  большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы  взаимодействия с семьей. Но все  эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует  проводить в двух направлениях:

·педагог - родитель;

·педагог - ребенок - родитель.

Прежде чем выстраивать  работу, надо понять, с кем предстоит  работать (образовательный уровень  родителей, психологическое состояние  семьи, ее микроклимат). Значит, важно  проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

Необходимость индивидуального  подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед  собой ставим.

При выборе форм общения  с родителями надо помнить: нам следует  отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского  собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатель может  провести предварительное анкетирование  родителей с целью выяснения  их понимания связанных с экологическим  воспитанием проблем (приложение 1). Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

·основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;

·одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера  ребенка закладывается в семье [5, стр. 58].

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.

Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников