Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа
Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Введение
Глава 1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
.1 Цели и задачи экологического  образования дошкольников
.2 Занятия как основная  форма организации экологического  воспитания в ДОУ
Глава 2.Взаимодействие ДОУ  и семьи 
.1 Формы взаимодействия
.2 Методика взаимодействия  с семьёй
Глава 3. Практическая часть
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Формирующий эксперимент
.3 Контрольный эксперимент
Заключение
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников
Оглавление
Введение
Глава 1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
.1 Цели и задачи экологического образования дошкольников
.2 Занятия как основная 
форма организации 
Глава 2.Взаимодействие ДОУ и семьи
.1 Формы взаимодействия
.2 Методика взаимодействия с семьёй
Глава 3. Практическая часть
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Формирующий эксперимент
.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Приложения
Введение
Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое 
воспитание надо с дошкольного возраста, 
так как в это время 
Дошкольный возраст - самоценный 
этап в развитии экологической культуры 
человека. В этот период закладываются 
основы личности, в том числе позитивное 
отношение к природе, окружающему 
миру. В этом возрасте ребенок начинает 
выделять себя из окружающей среды, развивается 
эмоционально-ценностное отношение 
к окружающему, формируются основы 
нравственно-экологических 
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель исследования - рассмотреть проблему экологического воспитания и образования дошкольников.
Задачи исследования:
1.Изучить содержание 
.Определить цели и 
задачи экологического 
.Проанализировать занятия 
как основную форму 
. Изучить опыт взаимодействия ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников.
Объект исследования - процесс экологического воспитания дошкольников.
Предмет исследования - проблемы экологического воспитания и образования в ДОУ.
Гипотеза - в основу дипломной работы положено предположение о том, что эффективность экологического воспитания дошкольников достигается при взаимодействии семьи и ДОУ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Николаева С.Н., Коломина Н.В., Голицына Н.С. и других.
Глава 1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
1.1Цели и задачи 
экологического образования 
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей [10, стр. 27].
Формулировка цели, задач 
во многом определяет и содержание 
образования. Как справедливо отмечает 
известный специалист в области 
экологического образования И.Д. Зверев, 
до настоящего времени «нет однозначного 
и приемлемого определения 
Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование - это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.
Наряду с термином «экологическое 
образование» в литературе (в том 
числе и дошкольной) активно употребляется 
термин «экологическая культура». В 
одних случаях он применяется 
как синоним первого выражения, 
в других формирование экологической 
культуры рассматривается как конечная 
цель экологического образования. Мне 
кажется очень удачным и 
В дошкольной педагогике также 
пока нет единого мнения по поводу 
целей, задач и терминологии экологического 
образования. В отличие от других 
ступеней системы непрерывного экологического 
образования, авторы программ, пособий 
для дошкольников чаще всего используют 
термины «экологическое воспитание» 
и «экологическая культура». Термин 
«экологическое образование» вошел 
в обиход педагогов дошкольного 
звена только в последние годы 
и обычно употребляется как синоним 
экологического воспитания. Такая ситуация 
объясняется рядом причин. В предыдущий 
период по отношению к дошкольникам 
применялся термин «дошкольное воспитание», 
подразумевающий и обучение, и 
воспитание ребенка. Соответственно, возник 
и термин «экологическое воспитание». 
В то же время в системе непрерывного 
экологического образования в качестве 
интегрального понятия 
Авторы программ, пособий 
предлагают разнообразные формулировки 
целей и задач экологического 
воспитания дошкольников: «воспитание 
начал экологической культуры» (С.Н. 
Николаева), «формирование определенного 
уровня осознанного отношения, выраженного 
в поведении, отношении к природе, 
людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), 
воспитание ответственного отношения 
к природе (А.В. Королева), воспитание 
у ребенка потребности в 
Итак, мы выяснили, что в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.
Таким образом, под экологическим 
образованием дошкольников понимается 
непрерывный процесс обучения, воспитания 
и развития ребенка, направленный на 
формирование его экологической 
культуры, которая проявляется в 
эмоционально-положительном 
·формирование системы элементарных 
научных экологических знаний, доступных 
пониманию ребенка-дошкольника (прежде 
всего как средства становления 
осознанно-правильного 
·развитие познавательного интереса к миру природы;
·формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
·воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
·формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
·формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
·освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
·формирование умения и желания 
сохранять природу и при 
·формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
1.2 Занятия как 
основная форма организации 
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков [2 стр. 15].
Просматривается еще одна 
важная тенденция - построение систем 
занятий в каждой области, с которой 
знакомят дошкольников. Цепочка постепенно 
усложняющихся занятий, органически 
связанных с мероприятиями 
Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников