Биомы суши и распределение жизни в океане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Различают ряд основных биомов суши; названия большинства из них определяются типом растительности, например хвойные или лиственные леса, пустыня, тропический лес и т.д. Однако в конечном счете фактором, определяющим тип биома, является климат, поскольку характер среды задается в основном температурой, количеством осадков, а также направлением и силой ветров. Так, например, и в северном и в южном полушарии в областях, лежащих в экваториальном поясе, ветры в основном дуют в направлении к экватору. Они несут с собой влагу, которая выпадает в виде обильных дождей в тропическом поясе; в результате возникают тропические леса. Однако и к северу и к югу от тропиков те же самые ветры являются причиной образования саванн и пустынь. Еще дальше от экватора чередующиеся ветры из субтропической и полярных зон создают сложную последовательность выпадения осадков в разных районах, что приводит к образованию степей и лесов умеренно го пояса. Близость к океану влияет на распределение осадков, а следовательно, и на распространение типов растительности.

Вложенные файлы: 1 файл

экология.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Устойчивое развитие подразумевает:

1) право людей на здоровую  и плодотворную жизнь в гармонии  с природой;

2) охрану окружающей среды как  неотъемлемую часть процесса  развития;

3) удовлетворение потребностей  в благоприятной окружающей среде  как нынешнего, так и будущих поколений;

4) уменьшение разрыва в уровне  жизни между народами мира, а  также между бедными и богатыми  в каждой стране;

5) совершенствование природоохранного  законодательства;

6) исключение моделей развития  производства и потребления, не  способствующих устойчивому развитию.

На конференции в Рио были приняты три основополагающих документа, имеющих историческое значение:

- Декларация Рио по окружающей  среде и развитию;

- Заявление о принципах глобального  консенсуса (согласия) по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов;

- Повестка дня на XXI в., или Повестка 21.

В Декларации были провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения устойчивого развития. Она содержит 27 рекомендательных принципов, раскрывающих существо и цели движения к устойчивому развитию; необходимость согласования национальных и общечеловеческих интересов, роль государства и различных слоев населения и др.

Программа 21 является документом, которому были посвящены основные усилия главного комитета Конференции. Повестка дня на XXI век констатирует, что человечество переживает решающий момент в истории.

Противоречие между уровнем цивилизации и природой достигли предела. Документ объемом более 500 страниц содержит 4 раздела, включающие 40 глав.

Первый раздел рассматривает социальные и экономические аспекты. В него включены главы, посвященные борьбе с нищетой, изменению структуры потребления, динамике роста населения, охране здоровья человека и др.

Второй раздел касается сохранения и рационального использования ресурсов.

Третий раздел содержит предложения по усилению роли основных групп населения в реализации программных целей XXI в.

Четвертый раздел предлагает средства осуществления программ: финансовые ресурсы и механизмы, развитие экологической безопасности, технологий, науки, просвещение населения и подготовка кадров; помощь развивающимся странам, международные организационные механизмы и правовые документы, информационные системы.

Повестка дня на XXI в. подписана главами более 100 государств. Руководствуясь этими программными документами и решениями последующих международных форумов и соглашений многие страны ЕЭС, Восточной Европы, США, Канады и др. разработали национальные концепции переходов к устойчивому развитию и приняли национальные программы по охране окружающей среды.

1 апреля 1996 г. подписан Указ Президента  РФ № 440 «О концепции перехода  Российской Федерации к устойчивому  развитию», а постановлением Правительства  РФ от 19.02.96 г. №155 принят план действий  Правительства РФ в области  охраны окружающей среды и природопользования.

Как теоретическая схема, концепция устойчивого развития представляет собой способ гармонизации взаимоотношений человека и природы и путь к созданию экологического общества. Как конкретная практическая программа, она подверглась критике с нескольких сторон. Оппоненты отмечали, что нужна большая финансовая помощь развивающимся странам и большая конкретность в решениях, без чего все хорошие слова останутся нереализованными; нужны решения об охране природы в развитых странах, как главных загрязнителях; необходимо обсуждение отрицательных последствий рыночного механизма и деятельности транснациональных корпораций. Остается открытым вопрос о принципиальной возможности устойчивого развития классового общества, поскольку в таковом, как указывал еще Н.Ванер, невозможен гомеостаз.

Утопичность концепции устойчивого развития в том, что нет единого центра, который бы гарантировал ее реализацию, и нет какой-либо «предустановленной гармонии», которая привела бы к успеху. Нет природных причин не справиться с угрозой экологической катастрофы, но нет и неизбежности улучшения ситуации. Все зависит от действий человека и от его нравственных качеств. И тем не менее многие ученые убедительно показывают, что если не произойдут радикальные изменения в материальной и духовной культуре современного общества, то в середине нынешнего столетия начнется необратимое разрушение биосферы Земли. Выживание человечества возможно при переходе к устойчивому развитию, как было декларировано на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году.

Сейчас, спустя 10 лет после этой Конференции, подтверждается, что переход к устойчивому (непрерывно поддерживаемому) развитию является единственным спасительным путем для человечества. Чтобы выжить в наступившем тысячелетии мировое сообщество должно разработать новую, современную теорию и стратегию концепции устойчивого развития.

Глобальная экологическая политика прошла в своем развитии несколько последовательных этапов. Основными ее вехами стали две Всемирные конференции, проведенные ООН в 1972 и в 1992 гг.

Первая Всемирная конференция ООН по окружающей человека среде, состоявшаяся в 1972 г. в Стокгольме, положила начало формированию общечеловеческих подходов и созданию международной природоохранной инфраструктуры, именно на ней были провозглашены основные принципы интернациональной экологической политики. Как уже было отмечено, именно в Стокгольме было положено начало созданию нескольких международных природоохранно-экологических организаций и программ (ЮНЕП, МАБ и др.). Именно после этой конференции началось выполнение таких крупных всемирных программ по окружающей среде, как «Человек и биосфера», «Всемирная климатическая программа» и «Международная геосферно-биосферная программа», стали регулярно публиковать отчеты о состоянии окружающей природной среды, начала функционировать разветвленная Глобальная система мониторинга окружающей среды (рис. 137).

Рис. 137. Глобальная система мониторинга окружающей среды

(по В. Н. Экзарьяну)

В 1980 г. под эгидой ЮНЕП был принят важный документ под названием «Всемирная стратегия охраны природы», а в 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила «Всемирную хартию охраны природы». Стали также возникать многочисленные неправительственные экологические организации (например, «Гринпис»), движения «зеленых», стали создаваться правительственные органы, отвечающие за охрану окружающей среды, увеличилось расходы на эти цели, расширилось экологическое образование, от которого, по мнению академика Н. Н. Моисеева, зависит очень многое.

В качестве примеров конкретных соглашений на международном уровне можно привести Хельсинкский протокол 1979 г., в соответствии с которым намечалось снизить выбросы CO2 в 1993 г. на 30% по сравнению с 1980 г. На конференции в Торонто в 1988 г. была сформулирована задача снижения таких выбросов на 20% к 2005 г. и на 50% к середине XXI в. В 1985 г. в Вене было заключено соглашение по хлорфторуглеродам и охране озонового слоя. В 1987 г. 50 стран подписали Монреальский протокол, предусматривающий снижение мирового производства фреонов к 1993 г. на 20%, а к 1998 г.

на 50%. В 1989 г. в Лондоне при участии более 120 стран было принято решение о полной приостановке производства фреонов, хотя и без установления точного срока.

Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию состоялась летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В ней приняли участие 179 стран, 114 глав государств и правительств, представители 1600 неправительственных организаций. Одновременно с конференцией проходил «Глобальный форум» по экологическим проблемам, собравший тысячи участников. Итогом конференции «Рио-92» явилось принятие пяти основных документов.

Первый из них — Декларация по окружающей среде и развитию.

Второй документ конференции имеет название «Повестка дня на XXI век». Этот документ объемом в 700 страниц представляет собой программу работы мирового сообщества на ближнюю и дальнюю перспективу и охватывает все аспекты устойчивого развития.

Третий документ, принятый на конференции в Рио-де-Жанейро, — заявление о принципах в отношении лесов. В нем говорится о необходимости признать ключевую роль всех видов лесов в деле поддержания экологических процессов, удовлетворения потребности в энергии и различных видах сырья и потребительских продуктов, благоприятного воздействия на устойчивое развитие сельского хозяйства.

Четвертый документ конференции — Конвенция о биоразнообразии. Она предусматривает многочисленные меры по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия как в природной среде, так и в искусственных условиях.

Наконец, пятый документ конференции — Конвенция об изменении климата. Она исходит из того, что изменения климата Земли и его неблагоприятные последствия должны быть предметом общей озабоченности человечества.

В 1992 г. в Копенгагене было заключено еще одно соглашение по защите озонового слоя. В 1997 г. в Киото был подписан очень важный протокол, определивший обязательства стран мира по ограничению и сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

Все эти меры дали определенный положительный эффект. Тем не менее сколько-нибудь радикального сдвига к лучшему в состоянии глобальной природной среды достигнуть пока не удалось. К такому выводу пришла XIX Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, созванная в 1997 г. для подведения итогов деятельности государств — членов этой организации в области охраны окружающей среды за пятилетний период после конференции в Рио-де-Жанейро. На ней было отмечено, что очень многие стратегические решения конференции не были выполнены. Это относится не только к национальным экологическим программам, но и, например, к финансированию богатыми странами Севера природоохранных мер в бедных странах Юга: вместо ежегодных отчислений на эти цели в объеме 0,7% ВВП они составили только 0,3% ВВП. Собственно, к подобному же выводу пришел и Саммит тысячелетия — заседание Генеральной Ассамблеи ООН, проходившее в сентябре 2000 г. В докладе Генерального секретаря ООН Кофи Анана на этом Саммите было сказано, что проблемам охраны окружающей среды человечество уделяет слишком мало внимания и что в 2002 г. ООН проведет следующую Всемирную конференцию по окружающий среде и развитию. На ней состоится подписание уже подготовленной «Декларации (или Хартии) Земли».

В целом гораздо последовательнее такая политика проводится в экономически развитых странах Севера, особенно постиндустриальных, где экологизация стала необратимой частью научно-технического прогресса. В этих странах действует строгое природоохранное законодательство, активно внедряются природоохранные технологии, быстро развивается эко-индустрия, расширяется экологический рынок, отражающий рост «спроса на экологию». Экологизация экономической и социальной жизни весьма характерна и для некоторых новых индустриальных стран. Вот почему в состав первой десятки стран, отличающихся наивысшей степенью влияния законодательства по защите окружающей среды на конкурентоспособность национальной экономики, в середине 1990-х гг. входили Сингапур, Ирландия, Новая Зеландия, Португалия, Норвегия, Малайзия, Швеция, Финляндия и Китай. А непосредственно за ними в этом рейтинге следовали Франция, Великобритания, Швейцария, Испания, Япония.

Значительно более тревожной выглядит экологическая обстановка в развивающихся странах. Хотя некоторые из них стали уделять больше внимания сохранению своих природных ресурсов и защите окружающей природной среды, начали осуществлять ряд крупных комплексных проектов, общую тенденцию к ухудшению экологической обстановки преодолеть пока так и не удалось. Именно в странах Юга наибольшие масштабы приняли процессы опустынивания, обезлесения, деградации почв, загрязнения вод и т. д.

Успех природоохранных мероприятий во многом зависит от тех средств, которые государство может выделить на эти цели. В высокоразвитых странах Запада доля природоохранных расходов в структуре ВВП обычно колеблется в пределах от 1 до 1,5%.

В России в 1990-е гг. проблема экологической безопасности стала одной из самых приоритетных. Еще в 1991 г. был принят Закон «Об охране окружающей природной среды», а вслед за ним начали действовать еще несколько федеральных законов и законодательных актов. В этот же период произошли большие изменения в экологической политике России. Во-первых, теперь затраты на охрану среды производят не столько из государственного бюджета, сколько из местных бюджетов и экологических фондов предприятий. Во-вторых, шире стали применять наряду с административными методы экономического регулирования природопользования — через налоги, тарифы, штрафы. Экологическую политику стали строить с большим учетом особенностей отдельных регионов.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Биомы суши и распределение жизни в океане