Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:59, реферат
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Наш век стал самым шумным.
ВВЕДЕНИЕ
Раньше 
природа устрашала человека, 
а теперь человек устрашает природу 
Жак Ив Кусто
 
     Остановитесь и прислушайтесь: 
по улице с шумом проносятся машины. Хлопают 
двери парадных на мощных стальных пружинах, 
со двора несутся крики детворы, до глубокой 
ночи бренчат гитары. Оглушают магнитофоны 
и телевизоры, заводские цеха встречают 
нас грохотом станков и других машин… 
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Наш век стал самым шумным. Трудно сейчас назвать область техники, производства и быта, где в звуковом спектре не присутствовал бы шум, то есть мешающая нам и раздражающая нас смесь звуков.
За определенный комфорт, 
удобства связи и передвижения, благоустройство 
быта и совершенствование 
За последние десятилетие проблема борьбы с шумом во многих странах стала одной из важнейших. Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности технологического оборудования, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней.
Картина вроде обыденная. Но вряд ли она правильная и так должно быть на самом деле, ведь всё это вредит окружающей среде и всему человечеству.
1. Акустическое 
(шумовое) загрязнение 
     
Акустическое загрязнение 
Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать их загрязнением неверно, поскольку живые организмы адаптировались к ним в процессе эволюции.
      
При характеристике шумового 
загрязнения используют 
ШУМ – случайное сочетание звуков различной интенсивности и частоты;
ЗВУК – упругие волны, распространяющиеся в упругой среде, вызванные каким-либо источником;
ЗВУКОВОЕ ПОЛЕ – область среды, в которой распространяются звуковые волны;
ЗВУКОВОЕ ДАВЛЕНИЕ – разность между давлениями в звуковом поле, возникающая вследствие деформации разряжения и сжатия;
ИНТЕНСИВНОСТЬ ЗВУКА – средний поток звуковой энергии, проходящий в единицу времени через единицу поверхности;
ЗВУКОВАЯ МОЩНОСТЬ – общее количество звуковой энергии, излучаемой источником в единицу времени.
 По своим характеристикам 
акустические колебания 
На акустическое загрязнение окружающей среды до недавнего времени не обращали должного внимания. Однако, интенсивное развитие техники, различных видов транспорта в ХХ веке значительно изменили акустическую среду на планете. И эта проблема стала одной из важных глобальных экологических проблем, таких как глобальные изменения климата, разрушение озонового слоя и т.п.
     Всемирная 
Организация Здравоохранения 
1.1 Причины акустического загрязнение окружающей среды
Естественные природные звуки мы склонны воспринимать как тишину. К сожалению, современный человек вносит в звуковой ландшафт много шумов. Причины такого загрязнения чаще всего кроются там, где коэффициент населения очень высок. Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства – автомобили (на асфальтовых покрытиях при скоростях 50 км/ч у легковых автомобилей и 70 км/ч у грузовых шум от движения колес автомобиля по покрытию становится громче шума от двигателя), железнодорожные поезда и самолеты. Помимо транспорта (60-80% шумового загрязнения), другими важными источниками шумового загрязнения в городе являются: промышленные предприятия, звуковые рекламы, автомобильные сигнализации, собачий лай, шумные люди и другие источники звука существенно увеличивают шум на улицах.
     С наступлением постиндустриальной 
эпохи всё больше и больше источников 
шумового загрязнения (а также электромагнитного) 
появляется и внутри жилища человека. 
Источником этого шума является бытовая 
и офисная техника, электрические устройства, 
кондиционеры, телевизоры, радио, проигрыватели 
и магнитофоны нередко являются источниками 
повышенных шумов. 
Более половины населения Западной Европы 
проживает в районах, где уровень шума 
составляет 55÷70 дБ. 
1.2 Контроль акустического загрязнения и снижение уровня шума
     Самым 
простым способом защитить 
Есть и другие способы борьбы с шумом, направленные на его источник. Такие решения подразумевают изменение конструкции двигателей, чтобы сделать их тише, установку глушителей на моторы и механические устройства, изменение конструкций протекторов шин, установка амортизирующих бандажей на металлические колеса железнодорожных вагонов и вагонов метро.
Возникает множество социально-экономических изменений из-за акустического загрязнения. Стоимость зданий повышается в связи с установкой звукоизолирующих систем. Цены на жилье в районах с таким уровнем шума падают. Возникают острые конфликты с жителями домов из-за проблем с шумом.
 
3. Влияние акустического загрязнения на здоровье людей
 
     Шум в определённых условиях 
может оказывать значительное, неблагоприятное 
влияние на здоровье и поведение человека. 
Шум может вызывать раздражение и агрессию, 
артериальную гипертензию (повышение 
артериального давления), тиннитус (шум 
в ушах). Если уровень шума высок (более 
90 дБ) и действие его продолжительно, это 
может вызвать потерю слуха. У рабочего, 
день за днем стоящего за грохочущим станком, 
или у музыканта, играющего в оркестре, 
может отмечаться постоянное снижение 
слуха, если он испытывает воздействие 
сильного шума в течение ряда лет. Глухота 
издавна считается профессиональной болезнью 
печатников и текстильщиков. Даже если 
шум непродолжителен, например, грохот 
отбойного молотка, он все же способен 
вызвать нарушения слуха. При этом вовсе 
не обязательно подвергаться вредному 
воздействию каждый день. Наибольшее раздражение 
вызывает шум в диапазоне частот 3000-5000 
Гц. 
При шуме на уровне более 110 дБ у человека 
возникает звуковое опьянение, по субъективным 
ощущениям аналогичное алкогольному или 
наркотическому. 
При шуме на уровне 145 дБ у человека происходит 
разрыв барабанных перепонок. 
Женщины менее устойчивы к сильному шуму, 
чем мужчины. Кроме того, восприимчивость 
к шуму зависит также от возраста, темперамента, 
состояния здоровья, окружающих условий 
и т. д.
Шум воспринимается большинством людей как нечто раздражающее и беспокоящее, вызывая психологический и эмоциональный стресс, который с трудом поддается измерению. Шум может вызывать общую раздражительность, мешать нормальному сну, оказывать влияние на эффективность труда и речевого общения. Особенно сильное раздражение вызывает неожиданный шум, например переход через звуковой барьер сверхзвукового самолета, а также шум, источник которого не сразу удается установить. Возможно, в этом случае проявляется природный инстинкт самосохранения.
Шум оказывает особое, отрицательное влияние на умственную деятельность и легко может нарушить естественное течение жизни. Длительное воздействие шума является причиной хронического утомления, головных болей и ощущения дискомфорта у многих людей, даже если уровень шума ниже, чем тот, что действительно причиняет боль.
Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Транспортный или производственный шум действует угнетающе на человека – утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться. Как только он смолкает, человек испытывает чувство облегчения и покоя.
Городской шум влияет на здоровье человека. Его можно отнести к причинам возникновения гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. Постоянное воздействие шума (более 80 дБ) приводит к гастриту и язвенной болезни желудка. Негативное влияние шума сказывается не только на сердечнососудистой системе, но и на моторике кишечника, различных обменных процессах и, что крайне важно, на иммунитете (в частности, выработке антител для борьбы с разного рода инфекциями). Особенно опасно, что шум, снижая порог чувствительности нервных клеток в дневное время, ведет к нарушению сна, а в ночные часы он наносит здоровью человека невосполнимый ущерб.
Одним из наиболее мощных источников шума являются вертолеты и самолеты особенно сверхзвуковые. При тех высоких требованиях к точности и надежности управления современным самолетом, которые предъявляются к экипажу летательного аппарата, повышенные уровни шумов оказывают отрицательное воздействие на работоспособность и быстроту принятия информации экипажем.
Шумы, создаваемые самолетами, вызывают ухудшение слуха и другие болезненные явления у работников наземных служб аэропорта, а также у жителей населенных пунктов, над которыми пролетают самолеты.
Врачи пытаются определить, как организм реагирует на шум, регистрируя показатели кровяного давления, состояния произвольной и непроизвольной мускулатуры, изменения характера дыхания, циркуляции крови, выделения пищеварительных соков и других характеристик, которые свидетельствуют о повышенном напряжении в организме. Реакция человека на шум разнообразна и сложна, а о длительном воздействии психологического стресса, с ним связанного, известно мало.
 
Дискомфорт вызывает не только шумовое 
загрязнение, но и полное отсутствие 
шума. Более того, звуки определённой 
силы повышают работоспособность и стимулируют процесс 
мышления (в особенности процесс счёта) 
и, наоборот, при полном отсутствии шумов 
человек теряет работоспособность и испытывает 
стресс. Наиболее оптимальными для человеческого 
уха являются естественные шумы: шелест 
листьев, журчание воды, пение птиц. Индустриальные 
шумы любой мощности не способствуют улучшению 
самочувствия.
Информация о работе Аккустическое загрязнение окружающей среды. Проблемы снижения шума на транспорте