Экологическое право в системе правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:25, реферат

Краткое описание

Объекты экологического права – окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права.
Наиболее часто выделяют три группы объектов правовой охраны:
1) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Вложенные файлы: 1 файл

почти готов.docx

— 23.21 Кб (Скачать файл)

В специальную часть экологического права входят нормы других отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы очень многочисленны. Прежде всего они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования. В то же время с экологией их объединяют общие задачи защиты окружающей среды. Например, немало экологических норм содержится в уголовном праве. Уголовный кодекс РФ включает в себя специальную главу «Экологические преступления».

Таким образом, уголовное  право объединено с экологическим  правом предметом регулирова-ния, а отчасти и методом. Но в то же время уголовное право является отдельной, самостоятельной отраслью права. К специальной части экологического права как учебной дисциплины также относятся регулирование охраны окружающей среды в зарубежных государствах и международное экологическое право.

специфичны. Отличительной их чертой является своеобразное сочетание императивного и экономического методов регулирования.

Главным образом применяется  императивный метод регулирования. Данный метод основывается на использовании  административных предписаний, содержащихся в экологическом праве. Характерной  чертой данного метода является наличие  элементов власти и подчинения. Это  установление разнообразных запретов и ограничений на использование  природных объектов, нормативов воздействий  на природную среду, выдача лицензий, сертификатов, разрешений и т. д. Например, согласно ст. 45 Закона «Об охране окружающей среды» выброс и сброс вредных  веществ, захоронение отходов допускаются  только на основе разрешения, выдаваемого  специально уполномоченными на то государственными органами.

Методы экономического регулирования  в сфере охраны окружающей среды  воздействуют на имущество физических и юридических лиц, деятельность которых влияет на состояние окружающей среды. Сюда относятся плата за загрязнение  окружающей среды и налогообложение.

Цель данного метода заключается  в стимулировании субъектов осуществлять экологически безопасную деятельность.

Также еще выделяют гражданско-правовой метод регулирования. Характерной  чертой этого метода является равноправие  субъектов. Заключая между собой  соглашение, участники сами определяют свои права и обязанности, которые  в то же время должны соответствовать  закону.

Для экологического права  характерно то, что к одним и  тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды могут  быть применены все три вышеперечисленных  метода.

Задача 1.

Решение:

Ст. 251 УК РФ предусмотрена  ответственность за «нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружение и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение  или иное изменение природных  свойств воздуха», в соответствии со ст.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ, под атмосферным  воздухом понимается жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Следовательно, воздух рабочей зоны производственных помещений объектом экологических правоотношений не является и в качестве объекта охраны со стороны экологического права выступать не может. В данном случае имеет место быть нарушение правил охраны труда, ответственность за которое предусмотрено ст.143 УК РФ.

Задача 2.

Решение:

Задача 3

Решение:

ФЗ «Об экологической  экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ (ст.30)относит к виду нарушения  законодательства РФ об экологической  экспертизе реализацию объекта экологической  экспертизы без положительного заключения государственной экспертизы. Согласно ч.5 ст.18 данного закона, положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Согласно ст.8.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 дек. 2001г. №195-ФЗ реализация проектов, не получивших положительного заключения гос. Экспертизы, влечёт за собой административную ответственность, которую в праве применять органя, осуществляющие государственный экологический контроль (ст. 23.39 КоАП РФ).

Согласно ч.1 ст.6 ФЗ “об экологической экспертизе”, осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Согласно ч.1 ст.9 закона, к полномочиям органов местного самоуправления относится информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов государственной власти субъектов РФ о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Таким образом, обращение в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ относится к компетенции федеральных органов, органов субъектов или прокуратуры РФ. Поэтому арбитражный суд должен отказать принять исковое заявление, указав, что областной комитет как подразделение областной администрации не вправе подавать исковое заявление в суд.


Информация о работе Экологическое право в системе правовых норм