Экологическое правонарушение: понятие и состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Природа есть объективная реальность, которая изменяется вследствии сознательной деятельности человеческого общества. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................……………............................................стр.3
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СОСТАВ………………………………………………………………стр.5
1.1 Административная ответственность за экологические правонарушения…………………………………………………….. стр.8
1.2 Уголовная ответственность за экологические правонарушения..стр.11
1.3 Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения……………………………………………………..стр.14
1.4 Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения…………………………………………………….стр.16
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ……………стр.17
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ…………………………………………….стр.18
3.1Природоохранная деятельность органов внутренних дел……… …..стр.18
3.2Природоохранная деятельность прокуратуры………………………..стр.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................………………стр.32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................……...стр.34

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

- нарушение правил безопасности  при обращении с экологически  опасными веществами и отходами (ст.278);

- нарушение правил безопасности  при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами  или токсинами (ст.279);

Специальные экологические преступления

1) преступления, посягающие  на общественные отношения в  области охраны и рационального использования земли, недр и обеспечения экологической безопасности:

- порча земель (ст.269);

- уничтожение либо повреждение  торфяников (ст.270);

- нарушение правил охраны недр (ст.271);

2) преступления, посягающие  на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира:

- незаконная добыча рыбы или  водных животных (ст.281);

- незаконная охота (ст282);

- нарушение правил охраны рыбных  ресурсов и водных животных (ст.283);

- нарушение ветеринарных правил (ст.284);

3) преступления, посягающие  на общественные отношения по  охране и рациональному использованию  растительного мира:

- загрязнение леса (ст.275);

- уничтожение либо повреждение  леса по неосторожности (ст.276)

- незаконная порубка деревьев  и кустарников (ст.277);

- нарушение правил, установленных  для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений (ст.280);

 

4) преступления, посягающие  на объективные отношения по  охране и рациональному использованию  вод и атмосферы, а также обеспечению  экологической безопасности:

- нарушение требований экологической  безопасности (ст.265).

- загрязнение либо засорение  вод (ст.272);

- нарушение правил водопользования (ст.273);

- загрязнение атмосферы (ст.274);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения

Гражданско-правовой ответственностью признается основанное на законе имущественно правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Она заключается, применительно к экологическому законодательству, в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки), причиненный в результате нарушения правовых требований по охране окружающей среды.

Гражданско-правовая ответственность за нарушения экологического законодательства имеет свои особенности в отношении правового положения субъектов возникающих обязательственных отношений. Потерпевшей стороной могут быть: собственник природных ресурсов, а также отдельные природопользователи, которые выступают в качестве таковой, поскольку производят вложения материальных средств и труда на воспроизводство и улучшение природных объектов.

Интересы государства представляют специальные государственные органы, осуществляющие функции охраны окружающей среды. Эти органы имеют право и обязаны требовать возмещение вреда, который причинен не их собственному имуществу, а имущественным интересам государства в целом. В качестве лиц причинивших вред могут выступать юридические лица, граждане и должностные лица, которые за свои противоправные действия должны быть привлечены к гражданско-правовой ответственности.

В тех случаях, когда вред причинен объектами окружающей среды, постановка вопроса об ответственности лишена оснований и обязанность возместить вред может быть возложена только по договору страхования. К регулированию отношений по возмещению вреда, причиненного экологическими правонарушения применимы общие положения гражданского права об обязательствах из причинения вреда.

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения обладает особенностями и в части возмещения вреда. В связи с тем, что природные объекты стоимости не имеют, общепринятые правила подсчета убытков не применимы в случаях, когда природный объект уничтожен, поврежден, приведен в непригодность и восстановить его невозможно. В таких случаях применяется таксовый метод применения размеров убытков.

Специфическим является и то, что экологическое законодательство устанавливает случаи, когда предусмотрено возмещение потерь и убытков, вызванных правомерными действиями природопользователей. Так, при изъятии или временном занятии земель сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства для целей, не связанных с ведением сельского или лесного хозяйства, предполагаемые землепользователи или собственники должны возместить так называемые потери такого производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Дисциплинарная  ответственность за экологические  правонарушения

Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий и учреждений независимо от формы собственности.

 Порядок привлечения  к дисциплинарной ответственности  определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной  службе и иными нормативными актами Республики Беларусь, трудовыми соглашениями, уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении.

Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства мер материальной ответственности содержатся и в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Материальная ответственность заключается в возложении на лицо причинившего вред обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация или иной субъект хозяйствования, с которым виновный находится в трудовых отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ   ФУНКЦИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 

К правоохранительным органам Республики Беларусь относят органы прокуратуры, внутренних дел, суда.

Правоохранительные органы осуществляют деятельность в сфере применения природоохранительного законодательства, выполняют предписанные им функции по обеспечению экологических прав граждан, выявляют причины экологических правонарушений и разработка мер по их предупреждению и устранению, участвуют в обеспечении рационального природопользования и охране окружающей среды.

Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение экологически опасных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности или применение мер общественного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего.

3адачей предупредительно контроля  является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования и проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию.

Текущий государственный контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектах в процессе природопользования.

 

В широком смысле понятие правоохранительные органы включает также ряд негосударственных институтов: адвокатуру, нотариат и др..

 

 

К функциям правоохранительных органов в сфере охраны окружающей среды можно отнести:
1)     раскрытие, расследование совершенного экологического преступления или экологического правонарушения;
2)     привлечение к ответственности правонарушителя и предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение);
3)     защита общественных отношений в сфере экологии и надзор за соблюдением законности в сфере экологического законодательства;
4)     воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

 

 Стоит отметить, что нет жесткого разграничения деятельности правоохранительных органов в области экологии, и это приводит к ситуациям, когда деятельность органов дублирует друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

 

3.1 Природоохранная деятельность органов внутренних дел

Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-ХII (в ред. от 20.07.2006) "Об охране окружающей среды" регламентирует права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду, также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, а также оказывает иное содействие природоохранным органам при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды.

 В области охраны окружающей природной среды они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы).

Главное управление охраны общественного порядка (ГУООП) МВД Республики Беларусь в пределах своей компетенции оказывает содействие соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД Республики Беларусь правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с браконьерством. От имени МВД Республики Беларусь Главное управление обеспечения общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств, регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов.

В соответствии с экологическим законодательством органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Министерства Здравоохранения Республики Беларусь и др. Наиболее ярким примером такого взаимодействия можно выделить деловую связь с Министерством лесного хозяйства и другими органами государственного управления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Беларусь.

Наиболее распространенными формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору и др.) являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.

В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел правомочны постоянно вести работы имеющимися силами и средствами по выявлению и устранению условий, способствующих природоохранительным правонарушениям. Теория и практика выработали различные формы и методы профилактики правонарушений в области охраны природных ресурсов. В частности, предупреждении органами внутренних дел нарушений природоохранительного законодательства особая роль отводится ведомственной милиции по охране различных природных объектов (источников водоснабжения, рыбных запасов и других мест), создаваемой на базе договора с организациями-природопользователями и заинтересованными ведомствами. Такие договоры наделяют стороны соответствующими правами и обязанностями, в соответствии с компетенцией и учитывая особенности конкретного  охраняемого объекта. Стоит так же подчеркнуть, что в своей деятельности они исходят из государственных интересов по обеспечению сохранности объектов природы.

Не менее важным направлением деятельности органов внутренних дел в области охраны природы является профилактика экологических правонарушений, причин и условий способствующих совершению экологических правонарушение, а так же разработка мер по их предупреждению. Эффективность предупреждения экологических преступлений предполагает активное применение профилактических мер как общего, так и специального характера. К последним, относятся: совершенствование контроля за экологически значимым поведением, включая соблюдение уголовно-правовых запретов; информирование соответствующих инстанций (адресатов) о выявленных фактах экологических правонарушений либо обстоятельствах, им способствующих; меры по изменению характера деятельности групп лиц, связанных с экологией; установление специального режима и перестройка технологии и управленческих функций и процессов; нормативное запрещение осуществления определенных экологически вредных действий и др.

Информация о работе Экологическое правонарушение: понятие и состав