Экологическая функция государства, ее роль и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы состоит в исследовании экологической функции государства.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
дать существующее определение экологической функции государства и выяснить ее значение;
кратко раскрыть историю становления экономической функции;
раскрыть структуру экологической функции;
методы осуществления внутренней экологической функции

Вложенные файлы: 1 файл

ЭПраво.rtf

— 117.75 Кб (Скачать файл)

Введение

 

На данном этапе развития общества перед обществом остро стоят проблемы, связанные с охраной окружающей среды и сохранением, восстановлением природных ресурсов. В связи с этим существенное место уделено экологической функции государства, основной целью которой является охрана природы и обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Незадолго до настоящего времени проблемы охраны окружающей среды и природопользования ставились и рассматривались в основном представителями природоресурсного, сельскохозяйственного и других отраслей права, непосредственно связанных с охраной окружающей природной среды, при этом, как правило, не связывались с анализом соответствующей функции государства и не привлекали к себе должного внимания.

Цель контрольной работы состоит в исследовании экологической функции государства.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать существующее определение экологической функции государства и выяснить ее значение;
  • кратко раскрыть историю становления экономической функции;
  • раскрыть структуру экологической функции;
  • методы осуществления внутренней экологической функции

 

 

 

1 Экологическая функция государства, ее роль и значение

 

1.1 Понятие функции государства

Функции государства - это основные направления деятельности государства, определяемые его социальной сущностью и стоящими перед ним задачами. Функция всегда направлена на реализацию стоящих перед государством задач и связана с социальной ролью государства, его местом в политической системе общества. Само содержание функции, таким образом, непосредственно связано с реализацией задач, которые государство решает.

Экологическая функция обусловлена обязанностью государства по созданию экологически безопасных условий жизни своих граждан, обеспечивающих им право на благоприятную окружающую среду. Сюда входит деятельность государства по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, сбалансированное решение проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

Содержание экологической функции современных демократических государств характеризуется такими конкретными направлениями деятельности государства, как бюджетное финансирование природоохранных мероприятий; забота о земле, воде, атмосферном воздухе, недрах, диком животном и растительном мире; борьба с радиоактивным загрязнением, создание гарантий радиационной безопасности населения; содействие разработке и внедрению экологически чистых технологий (в том числе связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов); совершенствование экологического законодательства, установление юридической ответственности за экологические правонарушения; развитие системы экологического образования и воспитания.

В современных условиях многие экологические проблемы не могут быть решены усилиями только одного государства. Они требуют согласованных и сплоченных действий многих государств (внешняя экономическая функция государства), входящих в мировое сообщество, приобретая характер планетарных экологических проблем. Именно поэтому государства участвуют в решении глобальных экологических проблем, осуществляют совместные мероприятия по преодолению последствий техногенных катастроф и т.п.

 

 

1.2 История возникновения и периодизация развития внутренней экологической функции

Для возникновения любого явления окружающей действительности, в т.ч. и функции государства, необходим определенный набор предпосылок. В специальных исследованиях некоторых аспектов экологической функции эта проблема игнорировалась. Исходя из определения «внутренней экологической функции», выделяют пять факторов, при которых у российского государства возникает экологическая функция [1].

с IX-XII в. - по 1701 г. В этот период окончательно формируется российское государство, как первое условие необходимое для возникновения внутренней экологической функции. Появляется протофункция (вторая предпосылка), выражающаяся в охране отдельных элементов природной среды (лесов, некоторых видов животных и растений), а также апробирован и развит важный элемент экологической функции - охрана.

1701 г. - 1917 г. В этот период развития протофункции обнаруживается наличие еще 2-признаков: дисбаланс экосистем, затрагивающий интересы социума и появляется уровень общественного сознания, достаточный для понимания экологических проблем. Это время связано с природоохранной и ресурсоэксплуатирующей деятельностью Петра I и первой промышленной революцией XIX века.

1917 г. - 1960 г. В это время система достигает своей точки бифуркации, обретая пятое условие - невозможности у государства отказаться от решения проблем, возникших вследствие дисбаланса экосистем, переходя в новое фазовое состояние - внутреннюю экологическую функцию.

1960 г. - 1991 г. Появление в 1960 году Закона РСФСР «Об охране природы РСФСР» ознаменовало возникновение у российского государства внутренней экологической функции. Этот акт отразил важный признак экологической деятельности - комплексность природоохранных мероприятий. На это время приходится всплеск экологического нормотворчества.

1991 - по настоящее время. Распад СССР обусловил системный кризис Российского государства, залогом преодоления которого стали стратегические природные ресурсы. Объективно оценить в настоящее время особенности этого периода возможно лишь по прошествии определенного времени, когда многие негативные последствия неограниченной эксплуатации окружающей среды станут очевидны.

 

 

1.3 Структура внутренней экологической функции и классификация ее элементов

Структуру внутренней экологической функции образуется двумя группами субфункций:

- их объектами являются общественные отношения по поводу конкретных экосистем: литосферы; гидросферы; фауны; атмосферы; флоры и человека (антропосоциальная)

- связанная с минимизацией и предотвращением антропогенного воздействия на указанные природные объекты.

В этих субфункциях раскрывается вся полнота экологической деятельности России внутри ее территориальных границ.

Структуру экологической субфункции образует четыре компонента:

- охрана - это воздействие государства на производственные и социально-экономические процессы общества, предотвращающие истощение, уничтожение и загрязнение экосистем, предупреждающие дальнейшие ухудшение качеств уже нарушенных экосистем;

- рациональное использование - деятельность государства по организации социально - экономических процессов, призванная, посредством ограничений, минимизировать потребление невозобновляемых природных ресурсов в интересах будущих поколений;

- воспроизводство - деятельность государства по поддержанию и улучшению существующего количества и качества компонентов природной среды;

- оздоровление - мероприятия государства по воссозданию уничтоженных или значительно поврежденных экосистем.

 

 

1.4 Методы осуществления внутренней экологической функции

Непосредственным применением средств достижения целей внутренней экологической функции занимаются субъекты управленческой деятельности. Поэтому под методами реализации внутреннего экологического направления, следует понимать средства и способы, при помощи которых, государственные органы решают экологические задачи. Методы осуществления функции могут совпадать по форме с функциями государственного управления, в чем проявляется близость методов экологического управления с методами осуществления экологической функции.

Десять специальных методов осуществления внутренней экологической функции:

1) экологический мониторинг;

2) кадастровый учет;

3) экологическое програмно-целевое планирование;

4) ограничительный метод;

5) экологическая сертификация;

6) экологическое налогообложение;

7) экологическое страхование;

8) экологический аудит;

9) экологическая экспертиза;

10) экологическое лицензирование.

Их перечень не является исчерпывающим [1-4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствие с современной классификацией функций государства экологическую функцию рассматривают как внутреннюю и внешнюю (одновременно, либо одну из них). В работе особое внимание было уделено рассмотрению внутренней экономической функции государства.

Целью данной работы являлось исследование экологической функции государства. Также мною в работе приведены существующее определение экологической функции государства, особое место уделено истории становления и возникновения, кратко раскрыта структура, обозначены методы экологической функции.

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Меркулов, М.М. Проблемы экологической функции современного российского государства: автореферат дис.к.ю.н: 12.00.01. / М.М. Меркулов. - Ставрополь, 2002. - 13 с.

2. Корельский, В.М. Общая теория социалистического государства. В.М. Корельский - Свердловск: Свердловский юридический институт, 1970. С. 142.

3. Морозова, Л.А. Функции российского государства на современном этапе. / Л.А. Морозова // Государство и право. -1993. - №6. С. 98-108.

4. Кадомцева, А.Е. Развитие экологической функции современного Российского государства и правовые формы ее осуществления: автореферат дис. … к.ю.н: 12.00.01/ А.Е. Кадомцева. Саратов, 1999. - 17 с.

 


Информация о работе Экологическая функция государства, ее роль и значение