Экологическая политика и экологическое право Евросоюза и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в наши дни вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов неразрывно связаны со здоровьем населения и его социальным благополучием, что является приоритетным. Главными факторами качества жизни сегодня стали окружающая среда и уровень экологической безопасности. Эти вопросы одинаково важны с точки зрения глобальных угроз, а также в отношении приоритетов отдельного человека.
Цель работы - понять задачу и принципы экологического права и экологической политики. Сравнить особенности законодательства по защите окружающей среды стран Евросоюза и США.

Содержание

1.Введение:
Экологическая политика;
Виды экологической политики;
Экологическое право;
Принципы экологического права;
2. Нормативно-законодательная правовая база:
1.Нормативные акты и законы Европейского Союза;
2.Нормативные акты и законы США;
3. Экологическая политика Евросоюза.
4. Экологическая политика США
5. Заключение.
6. Литература и ссылки.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

4. Coastal Zone Management Act (1972)

5. Comprehensive Environmental Response, Compensation and Liability Act (1980)

6. Emergency Planning and Community Right-to-Know Act (1986)

7. Endangered Species Act (1973)

8. Federal Food, Drug, and Cosmetic Act (1938)

9. Federal Land Policy and Management Act (1976)

10. Federal Insecticide, Fungicide, and Rodenticide Act (1947)

11. Food Quality Protection Act (1996)

12. Fisheries Conservation and Management Act (1976)

13. Marine Mammal Protection Act (1972)

14. National Environmental Policy Act (1970)

15. Oil Pollution Act (1990)

16. Proposition 65 (1986)

17. Resource Conservation and Recovery Act (1976)

18. Safe Drinking Water Act (1974)

19. Surface Mining Control and Reclamation Act (1977)

20. Toxic Substances Control Act (1976)

21. Comprehensive Test Ban Treaty

                                    22. The Kyoto Protocol

23. Montreal Protocol

24. Non-Proliferation Treaty

25. United Nations Framework Convention on Climate Change, Climate Change Convention; Climate Treaty

26. Basel Convention on the Control of Transboundary Movements of Hazardous Wastes and their Disposal (Basel)

27. Convention on Biological Diversity (CBD)

 

28. Convention on International Trade in Endangered Species (CITES)

29. Convention on Migratory Species (CMS)

30. Ramsar Convention on Wetlands of International Importance (Ramsar)

31. UN Convention to Combat Desertification (CCD)

32. UN Framework Convention on Climate Change (FCCC)

33. Kyoto Protocol to the United Nations Framework Convention on Climate Change (Kyoto, 1997)

34. Vienna Convention to Protect the Ozone Layer (Vienna)

35. Montreal Protocol of the Vienna Convention (Montreal)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА  ЕВРОСОЮЗА.

Крупнейшим регионом, оказывающим влияние на мировую экологическую политику, является Европейский союз.

Однако экологические проблемы и состояние окружающей среды  в странах ЕС не однозначное.

За последние 20 лет европейскими странами принято более 200 законов и постановлений, имеющих отношение к охране окружающей среды. В основе экологических мероприятий ЕС заложена Концепция устойчивого развития.

  Проблемы окружающей среды  затрагивает деятельность практически каждого из институтов ЕС (Совета, Комиссии, Европейского парламента, Суда, Счётной палаты). Проводником экологической политики в Европе является Комитет по экологической политике Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН.

  Для решения экологических задач в рамках единого Европейского экологического пространства действует региональная экологическая организация - Европейское агентство по окружающей среде (ЕЕА), призванное осуществлять достоверную экспертизу по оценке степени экологической опасности, способствовать разработке экологического законодательства и созданию условий для реализации программ в сфере охраны окружающей среды.

  Европейское сообщество обладает  широкой компетенцией в области  экологии. При этом компетенция  ЕС в области охраны окружающей среды является совместной с государствами-членами.

  Экологическое право ЕС основывается, с одной стороны, на различных  нормах Договора о Сообществе, с другой стороны, существует  огромное количество постановлений,  директив, касающихся экологической тематики.

  Среди договоров, заключённые  ЕС в сфере экологии, можно  выделить:

 

 

 • договоры, полностью ориентированные  на регулирование охраны окружающей  среды;

  • договоры, содержащие отдельные  положения об охране окружающей  среды;

  • договоры, косвенно связанные с охраной окружающей среды.

Впервые понятие «окружающая среда» появилось в Едином европейском  акте 1986 года, но на тот момент охрана окружающей среды не была отнесена к целям ЕЭС. Это случилось  в 1992 году и бывло прописано в  Маастрихтском договоре. Еще одним источником экологического права является Амстердамский договор 1997 года, в которым были еще более развиты положения, касающиеся окружающей среды в Евросоюзе.

Тенденции, наблюдаемые в ЕС, заставляют задуматься над формированием экологической политики в целях сохранения и восстановления окружающей природной среды Европы.  В Проекте Конституции ЕС вопросам экологической политики

отводится важная роль, направленная на достижение следующих целей:

– защита и улучшение качества окружающей среды;

– охрана здоровья человека;

– разумное и рациональное использование  природных ресурсов;

– международное сотрудничество по выработке мер, направленных на решение  как региональных, так и общемировых  экологических проблем.

Экологическая политика ЕС учитывает разнообразие экологических проблем в разных регионах Евросоюза, которая стимулирует сбалансированное экономическое и социальное развитие регионов ЕС. Европейские законы и программы действий в области окружающей среды принимаются после консультаций с Комитетом регионов, экономическим и социальным Комитетами. Страны-члены должны финансировать

 

и применять принятую ЕС политику в области вопросов охраны природы. Европейский союз в последние десятилетия осуществлял собственную политику в области охраны окружающей среды. Были проведены значительные по масштабу мероприятия природоохранного характера, создана правовая база для регулирования и координации экологической деятельности государств-членов, разработаны и внедрены новые подходы к защите и улучшению качества окружающей среды.

Политика Европейского Сообщества в отношении окружающей среды, становление  и развитие которой протекает  уже более четверти века, сегодня  является одним из приоритетных направлений  деятельности ЕС, согласно ст. 3 Амстердамского договора 1997 года. Охрана окружающей среды – актуальная проблема для европейского региона, так как является зоной экологического бедствия. Ведь дальнейший экономический рост и политическое сплочение государств-членов, невозможны без учёта экологического фактора.

Динамику формирования политики ЕС в отношении окружающей среды  и правового регулирования можно  проследить, разделив формирование экологической  компетенции Сообщества на этапы.

Первый этап (1957–1971 гг.)

Изначально, «окружающая среда» не была выделена Римским договором 1957 года как сфера интеграции. Однако, вопросы экологии определяли границы правового регулирования создания общего рынка, как, например, это отражается в ст. 36 Договора, которая позволяет «государствам-членам вводить ограничения на импорт, экспорт, транзит в товарном обороте по соображениям экологической безопасности». В целом, несмотря на отсутствие общей политики в данной сфере в указанный период, Сообщество было подготовлено к расширению в ней своей деятельности, например на осуществление сельскохозяйственной и энергетической политики ЕЭС.

 

Второй этап (1972-1986 годы) начинается с проведения начальных мероприятий по защите окружающей среды странами ЕС, а также появляются первые программы действия и развития правового регулирования в области экологии. В 1972 г. Совет глав правительств стран – членов ЕС принял решение о развитии деятельности организации в сфере защиты окружающей среды. Это было связано с разработкой законопроектов в странах-участниках, с экологическими катастрофами (промышленная авария в Севезо (Италия, 1976)), активизацией международного экологического сотрудничества. В 1973 году была принята Первая программа действий Сообщества в отношении окружающей среды, определившая цели, задачи, принципы и приоритетные направления экологической деятельности организации. Отдельно предусматривалось проведение конкретных природоохранных мероприятий на ближайшие годы. Программа оказала существенное влияние на последующие аналогичные программы, принятые в 1977 и 1983 годах. Все решения в новой сфере деятельности принимались через статьи Римского договора 1957 г.. ЕС присоединился к ряду важнейших международных конвенций по охране окружающей среды, например, Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания в Европе (1979), Международному соглашению по тропической древесине (1983), Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979).

Данный этап знаменуется становлением политики Сообщества в отношении  окружающей среды и разработкой  основных способов её правового регулирования.

 

Третий этап (1986–1992 г.)  был связан с завершением формирования экологической политики Сообщества, закреплением в учредительном договоре соответствующих полномочий. Были закреплены цели и принципы экологической политики, обозначены полномочия по международному сотрудничеству. Единый Европейский Акт 1986 года внёс

 

изменения в Договор об учреждении ЕЭС 1957 года В этот период первостепенное значение для Сообщества имели вопросы  внедрения системы оценки возможного воздействия на окружающую среду, мониторинга, распространения экологической информации и обеспечения доступа общественности к ней и, особенно, финансирования природоохранных мероприятий. На третьем этапе процесс становления политики ЕС в отношении окружающей среды и правового регулирования в данной сфере в основных чертах завершился.

 

Четвертый этап (1992–2002 гг.). Это этап совершенствования экологической политики сообщества. В целом, за это время были обозначены основные рамки текущей экологической политики за счет институционального закрепления вопросов экологической политики и проблем окружающей среды в Договорах ЕС. Цели и задачи политики ЕС в отношении окружающей среды были сформулированы следующим образом:

• сохранение, защита и улучшение  состояния окружающей среды;

• забота о защите здоровья людей;

• достижение рационального использования  природных ресурсов;

• содействие на международном уровне мерам, направленным на решение региональных и глобальных проблем охраны окружающей среды.

К мероприятиям ЕС стал применяться «горизонтальный» подход, главным принципом которого является учет всего спектра отраслей, вызывающих загрязнения окружающей среды.

 

 

 

 

 

Пятый этап (с 2003г. по настоящее время).

В последние годы экологическая  деятельность ЕС осуществляется на основе экологической компетенции, предусмотренной статьями Договора ЕС. Экологическая деятельность неразрывно связана с другими направлениями деятельности ЕС. На современном этапе в ЕС проводится совершенствование правового регулирования охраны окружающей среды. В частности, обновлению подверглись акты, закладывающие правовую базу системы сбора и обработки экологической информации, мониторинга окружающей среды, экологической сертификации, проведения оценки воздействия на окружающую среду, механизма финансирования экологических мероприятий.

Маастрихтский договор определил  также основные требования к текущим  программам действий ЕС в области  экологии, некоторые положения о  финансировании мероприятий такого рода. Был исключён принцип «субсидиарности» из экологических статей Договора.

30 апреля 1999 года вступил в силу  Амстердамский договор об изменении  Договора о Европейском Союзе,  договоров, учреждающих европейские  сообщества и ряда связанных  с ним актов, который заложил  новые возможности для совершенствования  правового регулирования в области экологии. Договор подтвердил приверженность ЕС идеям «устойчивого развития» и намерения в дальнейшем проводить соответствующие мероприятия по охране окружающей среды (статья 6). Новый договор изменил нумерацию статей, теперь окружающей среде посвящён Раздел XIX Договора о ЕС, статьи 174–176[1].

На сегодняшний день в рамках системы права Европейского Союза  сложилась устойчивая, целостная  и обладающая автономностью функционирования совокупность норм в области охраны окружающей среды – Европейское право окружающей среды. Вторичное право ЕС в данной сфере насчитывает около 300 актов. Одними из важнейших таких актов являются

 

Директива Совета 85/337/ЕЭС от 27 июня 1985 года по оценке воздействия некоторых  государственных и частных проектов на окружающую среду и Регламент Совета ЕЭС 1210/90 от 7 мая 1990 года об учреждении Европейского агентства по окружающей среде и Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой.

Основными административными инструментами  европейской экологической политики являются такие нормативные акты и документы как конвенции и директивы, а также регламенты. Конвенции, особенно принимаемые под эгидой ООН, являются важным инструментом не только европейской, но и глобальной экологической политики. Под действие конвенций попадает огромное количество областей, в том числе природные ресурсы и опасные для окружающей среды виды человеческой деятельности. Кроме того, в сферу, регулируемую этими документами, входит климат и атмосфера, моря и океаны, леса и пустыни, биологическое разнообразие в целом и исчезающие виды.

Некоторые страны добровольно согласились ввести налоги на отходы и использование ресурсов.

Скандинавские страны и  Нидерланды, ранее всех начавшие использовать экологические налоги, до сих пор остаются на лидирующих позициях по этому вопросу. Германия и Великобритания достигли значительного прогресса в этой области с середины 1990-х годов. Зачастую, если реформа экологического налогообложения на федеральном уровне находится в зачаточном состоянии, на региональном уровне

идет активное внедрение экологического налогообложения (наглядные примеры — Фландрия и Каталония). За последние годы значительно увеличилось количество налогов на СО2, на серу в топливе, на захоронения отходов и на сырье, ряд налогов на готовую продукцию. Лишь небольшое количество налогов, такие как налог на свалки отходов, пошлины на разработку песка, гравия, камня, осталось неизменным (характерно для Великобритании). В ЕС торговля квотами на выбросы СО2

 

ведется на самом высоком политическом уровне. Торговая схема начала функционировать с января 2005 г. В ряде стран ЕС действуют схожие модели торговли квотами: в Германии и Великобритании — на СО2, в Нидерландах — на N0, в Эстонии, Исландии, Италии и Португалии — на вылов рыбы.

Экологическая политика остается одним  из важнейших направлений деятельности Евросоюза. На протяжении десятилетий  была сформирована обширная система  экологического законодательства, нормы  которой успешно реализуются  на практике. Следует признать, что  ЕС является мировым лидером в проведении экологической политики, успешно решающим многие экологические проблемы континента и мира в целом.

Информация о работе Экологическая политика и экологическое право Евросоюза и США