Экологическая информация и экологическая преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

В современном обществе идет активное развитие и возрастания уровня техники и промышленности, но со временем происходит износ, практически без тенденций к обновлению, что приводит к ухудшению экологической обстановки в стране и к кризису управления указанной сферой общественных отношений. В условиях возрастающего в последние несколько лет интереса к информационным правам граждан, и в связи с актуальностью экологических проблем как в рамках отдельно взятой страны, так и в мире в целом, возникла необходимость появления такого термина как «экологическая информация

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная3.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Экологическая информация: понятие, виды, режим, защита.

 

В современном обществе идет активное развитие и возрастания уровня техники и промышленности, но со временем происходит износ, практически без тенденций к обновлению, что приводит к ухудшению экологической обстановки в стране и к кризису управления указанной сферой общественных отношений. В условиях возрастающего в последние несколько лет интереса к информационным правам граждан, и в связи с актуальностью экологических проблем как в рамках отдельно взятой страны, так и в мире в целом, возникла необходимость появления такого термина как «экологическая информация».

Экологическая информация — любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а кроме того - о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное  сообщение экологической информации лицами, обязанными сообщать такую информацию, — влечет наложение административного штрафа 

• на граждан в размере  от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; 

• на должностных лиц —  от десяти до двадцати минимальных  размеров оплаты труда; 

Экологическую информацию формируют  многочисленные и разнообразные организации. Это законодательные, исполнительные органы власти РФ и аналогичные органы в субъектах федерации, которые издают различные нормативные акты, принимают планы и программы, службы соответствующих министерств и ведомств, которые ведут те или иные наблюдения за состоянием окружающей среды, здоровьем людей, а также за факторами воздействия на окружающую среду. Это многочисленные научно-исследовательские организации — институты, станции и пр. Кроме того, сбором и анализом экологической информации занимаются и проектировщики, поскольку, например, без знания характеристик геологической среды невозможно спроектировать прочное сооружение. Эта же информация оказывается и в распоряжении заказчиков проектной документации — государственных организаций или коммерческих компаний. Также сбором экологической информации и ее распространением занимаются международные организации, координирующие деятельность по охране окружающей среды и общественные экологические организации.

Одним из важнейших понятий, связанных с экологической информацией, ее получением, является экологический мониторинг. В функции различных российских ведомств, определенные нормативными документами, входит целый ряд видов мониторинга: от мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды до социально-гигиенического мониторинга. 

Виды экологической информации: экологическая информация подразделяется на общедоступную и специальную.

1. Общедоступной экологической информацией является вся экологическая информация, за исключением отнесенной к специальной экологической информации.

2. Специальной экологической информацией являются данные отражающие специфику деятельности отдельных центральных отраслевых органов публичного управления, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности.

Порядок получения экологической  информации по планируемым к реализации проектам и объектам хозяйственной  деятельности определяется законом  “Об экологической экспертизе” (“Об экологической экспертизе и  оценке воздействия на окружающую среду”).

Между тем,  отметим тот факт,  что экологическая информация не должна сводиться к  «информации о состоянии окружающей природной среды»,  будь то сведения о концентрации в воздухе загрязняющих веществ или о численности популяции животных. 

На практике анализировать или пытаться решить экологические проблемы бессмысленно, не затрагивая их причин. Таковыми,  как правило, являются различные факторы воздействия, включая и антропогенные, в том числе хозяйственная деятельность человека. Это тем более важно в условиях действия нового Федерального закона от 10  января 2002  года № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» [1] провозгласившего новую концепцию российского природоохранного законодательства путём взятия под правовую охрану антропогенных объектов, в качестве части окружающей среды.

Кроме того, важны и  следствия таких проблем, к которым  относится не только изменение состояния  элементов окружающей среды, но и  воздействие на здоровье населения,  социально-культурную среду.  Именно такие следствия нередко определяют значимость,  актуальность экологических проблем. 

Юридическое содержание экологической информации должно формироваться  исходя из общих понятий,  но,  кроме того,  оно должно отражать специфику предмета -  права и  экологию.  Однако специфика экологии,  такова,  что сейчас уже нет,  наверное,  области науки или человеческой деятельности без специального экологического раздела.

Экология превратилась в общеметодологический подход,  стала частью современного мировоззрения,  частью нашего понимания картины  мира.  С точки зрения А.В.  Яблокова,  именно тут заключается неразрешенный конфликт определения той или иной специальной информации как экологической. Также высказывается мнение о том, что никакие созданные правом определения в принципе не могут претендовать на полноту,  а важность законодательного закрепления понятия экологической информации,  о чем часто говорят в профессиональной среде,  в этой связи несколько преувеличивается. В контексте защиты прав граждан нормативное определение было бы,  безусловно,  полезным,  но вряд ли оно может кардинально повлиять на разрешение конфликтных ситуаций вокруг предоставления общественности экологической информации.  С такой позицией трудно согласиться,  так как,  по нашему мнению,  именно от юридически грамотного определения в первую очередь зависит степень воплощения в жизнь законодательных предписаний.

Cуществуют несколько видов экологической информации, регулирование которых основано на различных правовых режимах.

Во-первых,  собственно экологическая информация в конституционном значении,  содержание которой составляет совокупность сведений о состоянии окружающей среды,  биологическом состоянии природных объектов,  их качественных и количественных изменениях, вызванных нарушениями в экосистемах, другие природные характеристики.

Во-вторых,  экологическая  информация в широком понимании, опосредующая все экологические  отношения  (в том числе природопользование и иные виды эколого-релевантной  деятельности), субъектом которых  выступает гражданин.  Например,  геологическая информация,  информация о лесном фонде,  отчасти информация о свободном земельном фонде.

Теперь необходимо ответить на вопрос,  что собой представляет и из каких элементов состоит  экологическая информация? «Экологическая информация» -  понятие собирательное  и включает в себя большое количество разнообразных и относительно самостоятельных явлений.  В целом, это - огромный массив информации.

Итак, экологическая информация это:

- информация о состоянии  окружающей среды и мерах по  её охране;

- информация о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера,  также террористических актах,  повлекших изменение нормального состояния окружающей среды;

- информация,  связанная  с деятельностью государственных  органов и органов местного  самоуправления по вопросам,  затрагивающим экологические права граждан;

-  информация,  связанная  с контролем за соблюдением  нормативов, стандартов,  а также  лицензированием и сертификацией  товаров,  работ и услуг; 

- информация об экологических  правонарушениях, преступлениях  и о мерах по их пресечению и расследованию;

- информация, содержащая  прогнозы возникновения либо  дальнейшего развития экологических ситуаций.

Чтобы сформировать более чёткое представление об экологической информации и сформировать целостную структуру элементов,  необходимо обратиться к механизмам её распространения.

Поэтому,  теоретическую  и практическую ценность имеет разграничение составных элементов экологической информации и носителей, в которых они находят своё отображение. 

При этом использование  термина  «носитель»  в данном случае можно считать правомерным,  поскольку носители могут быть двух видов – материальные и нематериальные.  Следовательно,  всё вышеуказанное в полной мере относится к  (нематериальным)  носителям экологической информации ввиду того,  что они обладают свойствами,  характеризующими их в качестве объектов,  в которых сведения находят своё отображение в абстрактно-мыслительных формах,  объединённых в смысловые группы по родовым и видовым признакам. 

К носителям экологической информации следует отнести: 

1)  нормативно-правовые  акты,  полностью или частично  имеющие экологическое содержание; 

2)  кадастры природных  ресурсов,  экологически важных  объектов и веществ, образующихся  в результате производства или  потребления; 

3) данные экологического мониторинга;

4)  материалы государственного  статистического учёта и учёта  природных ресурсов (экологического  учёта); 

5)  регистры и реестры  веществ,  объектов и сооружений,  имеющих экологическую значимость;

6) экологические стандарты для предприятий.

Отметим лишь,  что  в связи с динамичным развитием  общественных отношений и ростом спроса на информационные услуги,  данный перечень следует признать открытым.

К этому следует добавить,  что средства массовой информации и  специализированное экологическое образование являются также носителями экологической информации,  только обладают при этом определённой спецификой.

Рассмотрим их подробнее:

1) Нормативно-правовые  акты, полностью или частично  имеющие экологическое содержание.

Нормативно-правовые акты изначально по своей природе уже являются носителями определенной информации,  будучи одновременно тем обязательным фундаментом,  той основополагающей базой,  на которой держится вся система и к которой,  в установленном ею порядке присоединяются необходимые элементы.  Поэтому неслучайно среди носителей экологической информации они занимают первое место.  Анализ нормативно-правовой базы практически позволяет выявить все остальные носители экологической информации и распределить их по степени значимости.  Следует отметить,  что только в нормативных актах содержащаяся в них информация обретает правовой смысл,  будь то специализированный акт экологического содержания либо акт,  в котором содержится лишь одна норма,  затрагивающая рассматриваемое явление.

2) Кадастры природных  ресурсов,  экологически важных  объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления.

Правовое содержание кадастра следует рассматривать  как совокупность информационных данных о количественном и качественном состоянии природных ресурсов,  экологически важных объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления,  об их экологической,  лечебно-оздоровительной,  а также экономической оценке.

Структуру и порядок  ведения кадастров определяют государственные органы, поэтому содержащаяся в них информация является официальной.

Исходя из этого,  можно  выделить несколько видов кадастров, являющихся носителями экологической  информации: 

- государственный земельный  кадастр  (Федеральный закон от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»);

- государственный градостроительный кадастр  (Статья 54 (Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ);

-  государственный  водный кадастр  (Ст. 79 Водного  кодекса РФ от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ [2] );

-  государственный  лесной кадастр  (Ст. 68 Лесного  кодекса РФ от 29 января 1997 года  № 22-ФЗ [3]);

-  государственный  кадастр месторождений и проявлений  полезных ископаемых  (Ст. 30, 32  Закона РФ от 21  февраля 1992  года № 2395-1 «О недрах» [4]);

-  государственный  кадастр объектов животного мира  (Ст. 14 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном  мире» [5]);

-  государственный  кадастр особо охраняемых природных  территорий (Ст.4  Федерального закона от 14  марта 1995  года № 33-ФЗ  «Об особо охраняемых природных территориях» [6]);

- государственный кадастр  отходов  (Ст. 20 Федерального закона  от 24июня 1998 года № 89-ФЗ «Об  отходах производства и потребления» [7]).

Конечным продуктом  при ведении государственных кадастров должны быть банки кадастровой информации.  Пользователями информации, хранящейся в таких банках данных,  могут быть органы управления территориями, администрации городов, областей, краев, республик в составе Российской Федерации и федеральные органы управления.

3) Данные экологического  мониторинга. 

Исходя из определения,  данного в  cт. 63 Федерального закона  «Об охране окружающей среды»,  экологический  мониторинг следует рассматривать  как систему наблюдений и оценки состояния окружающей среды,  а также как средство информационного обеспечения процесса подготовки и принятия управленческих решений. 

Таким образом,  в соответствии с законодательством Российской Федерации можно выделить следующие  виды мониторинга, данные которых служат носителями экологической информации:

1) государственный мониторинг  земель  (Ст. 67  Земельного кодекса  Российской Федерации от 25 октября  2001  года № 136-ФЗ [8]; Постановление Правительства РФ от 15 июля 1992 года № 491 «О мониторинге земель» [9]);

2) государственный экологический мониторинг состояния внутренних морских вод и территориального моря  (Статья 36 Федерального закона от 31 июля 1998  года № 155-ФЗ  «О внутренних морских водах,  территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» [10]).;  мониторинг объектов градостроительной деятельности (Ст. 54 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998  года № 73-ФЗ);  Положение о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в РФ [11]);

Информация о работе Экологическая информация и экологическая преступность