Шумовое воздействие на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 01:48, реферат

Краткое описание

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен.

Вложенные файлы: 1 файл

шумовое возействие Document (5).docx

— 39.28 Кб (Скачать файл)

Введение

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Шумовое загрязнение

 

Шумовое загрязнение окружающей среды – это нетерпимое из всех видов загрязнения внешней среды. Наряду с проблемами загрязнения воздуха, почвы и воды человечество столкнулось с проблемой борьбы с шумом. Появились и получают широкое распространение такие понятия как «акустическая экология», «шумовое загрязнение окружающей среды» и др. Всё это обусловлено тем, что вредное воздействие шума на организм человека, на животный и растительный мир бесспорно, установлено наукой. Человек и природа все больше страдают от его пагубного воздействия.

За последние десятилетие проблема борьбы с шумом во многих  странах стала одной из важнейших. Внедрение в промышленность  новых  технологических  процессов, рост мощности  и  быстроходности технологического  оборудования, механизация  производственных  процессов  привели  к  тому,  что  человек  в производстве и  в  быту  постоянно  подвергается  воздействию  шума  высоких уровней.

Шумом  является  всякий  нежелательный  для  человека   звук.   При нормальных атмосферных условиях скорость звука в воздухе равна 344 м/с.

Звуковое   поле   –   это   область   пространства,    в    которой распространяются  звуковые  волны.  При   распространении   звуковой   волныпроисходит перенос энергии.

Уровень шума измеряется в единицах,  выражающих  степень  звукового  давления – децибелах (дБ). Децибел (дБ) – это логарифмическая единица измерения шума выражающая степень звукового давления. 1дБ – самый низкий уровень шума, который едва способен улавливать человек. Природа никогда не была безгласной, она небезмолвна, а бесшумна. Звук – одно из самых древних её проявлений, такой же древней, как и сама Земля. Звуки всегда были и даже чудовищной силы и мощи. Но всё же в природной среде преобладали звуки шелеста листьев, журчания ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя, которые всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Человек творил, и появлялись всё новые и новые звуки. После изобретения колеса он, по справедливому замечанию известного английского акустика Р. Тайлора, сам того не осознавая, посеял первое звено современной проблемы шума. С рождением колеса стал всё чаще утомлять и раздражать человека. Естественные звучания голосов природы стали все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.

Это давление воспринимается не беспредельно.  Шум в 20 – 30 дБ практически безвреден для человека  и  составляет  естественный звуковой фон, без  которого  невозможна  жизнь.  Что  же  касается  «громких звуков», то здесь допустимая граница поднимается примерно до 80  дБ.  Шум  в 130 дБ уже  вызывает  у  человека  болевое  ощущение,  а  достигнув  150  дБ становится для него  непереносимым.  Недаром  в  средние  века  существовала казнь – «под колокол»; колокольный звон убивал человека.

Если в 60 – 70 годы прошлого столетия шум на улицах не превышал  80 дБ, то в настоящее время он достигает 100 дБ и более. На  многих  оживленных магистралях даже ночью шум  не  бывает  ниже  70  дБ,  в  то  время  как  по санитарным нормам он должен не превышать 40 дБ.

По данным специалистов, шум в больших городах  ежегодно  возрастает примерно  на  1  дБ.  Имея  ввиду  уже  достигнутый  уровень,   легко   себе представить весьма печальные последствия этого шумового «нашествия».

Появляются все новые сверхмощные  источники  звука,  например:  шум

реактивного самолета, космической ракеты. Очень высок  уровень  промышленных шумов.  На  многих  производствах  он  достигает  80  –  100  дБ  и   более, способствуя увеличению числа  ошибок  в  работе,  снижая  производительность труда  примерно  на  10  –  15%  и  одновременно  значительно  ухудшает  его качество.

В зависимости от уровня и характера шума, его продолжительности,  а

также от индивидуальных особенностей человека, шум может оказывать  на  него различные действия.

Шум, даже  когда  он  невелик,  создает  значительную  нагрузку  на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие.  Это особенно  часто  наблюдается  у  людей,  занятых  умственной  деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей. Причиной  этого  могут  быть:  возраст, состояние  здоровья,  вид  труда.  Воздействие  шума  зависит  также  и   от индивидуального отношения к нему. Так, шум,  производимый  самим  человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой  посторонний  шум  может  вызвать сильный раздражающий эффект.

Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит  к преждевременной  усталости.  Шумы  высоких  уровней  могут  явиться  хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов и   атеросклероза. Под  воздействием  шума  от  85  –   90   дБ   снижается   слуховая чувствительность на высоких  частотах.  Долгое  время  человек  жалуется  на недомогание. Симптомы – головная боль, головокружение,  тошнота,  чрезмерная раздражительность. Все это результат работы в шумных условиях.

Влияние  шума  на  человека  до  некоторых  пор  не  было  объектом специальных исследований. Ныне воздействие звука, шума на функции  организма изучает целая  отрасль  науки  –  аудеология.

Шумовое загрязнение— раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы адаптировались к ним в процессе эволюции.

Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — промышленные предприятия, автомобили, железнодорожные поезда, самолёты, пароходы,  военные гидролокаторы и многое другое…..

Влияние на окружающую среду и человека.

Шумовое загрязнение быстро вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах. Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д. В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли вторичных звуковых загрязнителей, ещё сильнее нарушая равновесие в экосистеме.

Одними из самых известных случаев ущерба, наносимых шумовым загрязнением природе, являются многочисленные случаи, когда дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов (сонаров).

 Были изучены последствия влияния шума на здоровье европейцев в 2003 году. Оказалось, что, кроме сердечных заболеваний, шумовое загрязнение вызывает у 2% жителей Европы опасные нарушения сна, а у 15% – другие негативные эффекты. Постоянное воздействие дорожного шума является причиной 3% случаев заболевания, которое выражается в постоянном ощущении шума в ушах. Опубликованные в последние годы исследования показывают, что шум способен увеличивать содержание в крови таких гормонов стресса, как кортизол, адреналин и норадреналин – даже во время сна. Чем дольше эти гормоны присутствуют в кровеносной системе, тем выше вероятность, что они приведут к опасным для жизни физиологическим проблемам. Сильный стресс способен вызвать сердечную недостаточность, приступ стенокардии, высокое кровяное давление и проблемы с иммунитетом.

Среди органов чувств слух – один из важнейших. Благодаря ему мы способны принимать анализировать все многообразие звуков, окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 – 2 года, при средних – обнаруживается гораздо позже, через 5 – 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Поэтому особенно важно заранее принимать соответствующие меры защиты от шума. В настоящее время почти каждый человек, подвергающийся на работе воздействию шума, рискует стать глухим. Акустические раздражения исподволь, подобно яду, накапливаются в организме, все сильнее угнетая нервную систему. Изменяется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов – тем более, чем интенсивнее шум. Реакция на шум нередко выражается в повышенной возбудимости и раздражительности, охватывающих всю сферу чувственных восприятий. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, часто становятся трудными в общении. Итак, шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Научные данные подтверждают о том, что шум является коварным врагом (специалисты считают, что он вредит гораздо больше организму человека, чем курение); акустические поражения, накапливаясь в организме, сильно угнетают нервную систему. Изменяется скорость, сила нервных процессов тем больше, чем сильнее шум. Последствия долговременного действия шума часто проявляется в непривычной для конкретного человека повышенной раздражимости и возбудимости. Люди, которые постоянно подвергаются действию шума, в общении становятся невыносимыми.Так, шум плохо сказывается на жизни семьи и общества. В Англии каждый четвертый мужчина и каждая третья женщина страдает неврозом, причиной которого является шум. Каждый пятый пациент психиатрических клиник Франции оказался здесь по этой же причине.

Случай произошел в Бронксе (Нью-Йорк). Вечером четверо мальчишек шумно возились рядом с многоквартирным домом. Внезапно из окна второго этажа окружающие услышали выстрел, один из мальчиков упал мертвым на тротуар. Убийца в полиции заявил, что потерял самообладание по той причине, что из-за шума детей он не мог уснуть.

Самолёт и шум

Все самолёты производят шум, а реактивные – больше, чем большинство других. В результате уровень шума, особенно вокруг аэропортов, постоянно растёт по мере того, как на авиалинии выходит всё больше реактивных самолётов, а мощность их всё увеличивается. Одновременно растёт и недовольство общественности, так что авиаконструкторам приходится немало трудится над тем, как сделать реактивные самолёты менее шумными. Рёв реактивного двигателя вызывается главным образом стремительным перемешиванием выхлопных газов с наружным воздухом. Его громкость напрямую зависит от скорости столкновения газов с воздухом. Она наибольшая, когда двигатели выводятся на полную мощность перед отрывом самолёта.

Одним из способов снижения уровня шума является использование турбовентиляторных двигателей, в которых большая часть всасываемого воздуха минует камеру сгорания, в результате чего скорость выброса выхлопных газов уменьшается. Турбовентиляторные двигатели применяются сейчас на большинстве современных пассажирских авиалайнеров.

Обычно уровень шума реактивных двигателей измеряется в децибелах (дБ) реального ощущаемого шума, где во внимание принимается, помимо громкости звука, ещё и его высота и продолжительность.

 

Влияние транспорта на окружающую среду

В своей практической деятельности человек использует различные виды транспорта, имеющие передвижные и стационарные силовые установки. Передвижные силовые установки позволяют передвигаться транспортному средству по поверхности (сухопутной или водной, или в атмосфере). Стационарные силовые установки снабжают электрической или другими энергиями видами устройства, совершающие необходимую работу, в том числе и передвижение транспортных средств.

Различают следующие виды транспорта: автомобильный, железнодорожный (наземный и подземный — метро), воздушный, водный (речной и морской), а также рельсовый и безрельсовый наземный электротранспорт (трамваи, троллейбусы). Электротранспорт оказывает загрязняющее действие на среду за счет шума и электромагнитных излучений, а также за счет попадания в среду веществ, применяемых при обслуживании этого транспорта.

Негативное влияние транспорта на окружающую среду состоит в том, что для его функционирования необходимо топливо, которое само по себе токсично; при работе разных двигателей поглощается кислород и выделяются выхлопные газы, многие из которых отрицательно влияют на Природу. Нерациональное использование веществ, применяемых при уходе за двигателями, также загрязняет внешнюю среду. Работа транспорта сопровождается шумом, вибрациями, излучением электромагнитных колебаний, тепловым загрязнением среды обитания. При движении машин по грунтовым дорогам нарушается поверхностный слой почвы, возникает запыление и т. д.

 При эксплуатации транспортных  средств выделяются газообразные (оксиды серы, азота, угарный газ, различные углеводороды, продукты  неполного сгорания и разложения  топлива переменного состава), парообразные (тетраэтилсвинец и другие вещества), жидкие (сточные воды переменного  состава) и твердые (золы) загрязняющие  вещества.

Полностью исключить отрицательное воздействие транспорта на Природу невозможно, но снизить негативное воздействие можно и необходимо.

Влияние на мировой океан.

Три главных источника шумового загрязнения мирового океана – это суда, разведка нефти и газа и военные гидролокаторы.

Шум от кораблей. Большие международные грузовые суда, супертанкеры и круизные суда постоянно рассекают океан, производя много шума.

Проблема состоит в том, что эти шумы по большей части находятся в диапазоне от 20 до 300 герц. В том же диапазоне находятся звуки, производимые многими видами китов. Искусственные шумы затрудняют общение животных. Что ещё опаснее, киты не способны отличить шум корабля от естественных звуков океана. Это приводит к столкновению с судами, что является одной из основных причин гибели гладких китов по всему миру.

Если шумы становятся постоянными, киты часто просто покидают места обитания. Эта проблема наиболее актуальна в прибрежных зонах и поблизости от крупных портов.

Шум, вызываемый разведкой нефти, газа и других полезных ископаемых.

Работы по проведению сейсмических исследований, прокладка трубопроводов, строительство и демонтаж платформ, бурение – всё это является не только неотъемлемой частью нефтегазовой промышленности, но и источником громких постоянных шумов. Особенно остро эта проблема стоит в Мексиканском заливе, вдоль побережья Калифорнии, в Персидском заливе, в Северном море, у побережья Бразилии.

 Шум в результате  разведывательных работ. Импульсные аэрогенераторы (пневмопушки), применяемые для поисков нефти и газа под дном моря издают очень громкий пульсирующий звук. Это один из самых громких искусственных шумов антропогенного происхождения в океане. Сейсмические импульсы, производимые каждые 10-60 секунд на протяжении недель или даже месяцев сгоняют китов с привычных мест обитания.

Шум от бурения и добычи не такой громкий, как шум, производимый пневмопушкой, но он гораздо более продолжительный. Со временем этот шум становится причиной того, что киты и другие морские животные покидают традиционные места обитания.

 Военные гидролокаторы. Чтобы определить местоположение подводных лодок на большом расстоянии, военные гидролокационные системы производят одни из самых мощных подводных звуковых сигналов.

Военный гидролокатор используется для определения точного расстояния до цели. Он излучает мощные акустические импульсы и после отражения от объекта принимает их обратно. Эти высокочастотные системы (свыше 10 килогерц) способны передавать акустические импульсы на расстояние в тысячи метров

Информация о работе Шумовое воздействие на окружающую среду