Субъекты и объекты экологического лицензирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории экологического и гражданского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.
Опираясь на федеральное законодательство, в данной работе будут освящены такие вопросы, как: понятие лицензирования, правовые основы лицензирования экологической деятельности, лицензионные требования и условия, понятие лицензии и ее содержание, порядок получения лицензии, порядок ее приостановления и аннулирования. А так же субъекты и объекты экологического лицензирования.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Экологическое лицензирование. Понятие и функции_____________4
Глава 2. Процедура экологического лицензирования________________)___11
Глава 3. Субъекты и объекты экологического лицензирования___________20
Заключение______________________________________________________23
Список использованной литературы_________________________________24

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое лицензирование контрольная работа.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение_________________________________________________________2

Глава 1. Экологическое лицензирование. Понятие и функции_____________4

Глава 2. Процедура экологического лицензирования________________)___11

Глава 3. Субъекты и объекты экологического лицензирования___________20

Заключение______________________________________________________23

Список использованной литературы_________________________________24

 

Введение

Экономика в Российской Федерации вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования экологической деятельности. При этом воздействие на субъектов экологической деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов экологической деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения  лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования экологической деятельности. Рассмотрение проблем лицензирования экологической деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов экологической деятельности подлежат лицензированию. И хотя количественный состав лицензируемых видов экологической деятельности существенным образом уменьшился после вступления в действие Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», влияние этого института несомненно велико.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории экологического и гражданского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Опираясь на федеральное законодательство, в данной работе будут освящены такие вопросы, как: понятие лицензирования, правовые основы лицензирования экологической деятельности, лицензионные требования и условия, понятие лицензии и ее содержание, порядок получения лицензии, порядок ее приостановления и аннулирования. А так же субъекты и объекты экологического лицензирования.

 

Глава 1. Экологическое лицензирование. Понятие и функции

Экологическое лицензирование- это мероприятия, связанные с выдачей, переоформлением, приостановлением и аннулированием лицензий в области охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами (лицами, имеющими лицензию) соответствующих лицензионных требований и условий.

При этом «лицензия» определяется Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ФЗ от 08.08.2001г. №128-ФЗ с изменениями на 06.12.2007г.) как официальный документ компетентного государственного органа, содержащий разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Впервые понятие «государственная система лицензирования» как единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, было введено в РФ актом, относящимся к экологической сфере - законом «О недрах».

В нем лицензия определена как документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование (недрами) в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им оговоренных требований и условий.

Фактически под экологической лицензией может подразумеваться разрешение на выемку, потребление, использование природных ресурсов, размещение вредных веществ (в т. ч. отходов) с указанием способов охраны и рационального природопользования, а также обеспечения экологической безопасности человека и окружающей его природной среды.

Экологическое лицензирование (ЭЛ) - процесс подготовки материалов, проведение экологической экспертизы соответствующих материалов и процедуры выдачи разрешения, а также надзора за выполнением условий его реализации.

Оно включает в себя элементы административной разрешительно-контрольной системы, опирающейся на ограничивающие условия:

    • экологические стандарты, нормативы и лимиты, а также сертификаты;
    • требования осуществить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и представить ее результаты на государственную экологическую экспертизу;
    • обязательность экологического контроля и т, д.

С другой стороны, экологическое лицензирование косвенно опирается на (и иногда включает) элементы экономического механизма управления, затрагивающего платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, а также на постепенно вводимые и развиваемые в РФ гражданско-правовые договорные отношения - в том числе экологическое страхование, экоаудит и другие.

При этом сами экологические лицензии, в принципе, могут носить характер товара и продаваться потенциальным покупателям, например, на аукционах, как это делается во многих странах с развитой рыночной экономикой.

С точки зрения управления, ЭЛ - это система организационных мер, направленных на регулирование природопользования, охраны природы и защиты человека, а также объектов окружающей среды (ОС) посредством разработки экологических регламентации и ограничений деятельности управляемых субъектов.

Сюда же, помимо лицензирования, входят и мероприятия по экологической сертификации, касающиеся не столько действий природопользователей, сколько их результатов - качества продукции и услуг.

Сейчас в России именно экологическое лицензирование составляет стержень комбинированной стратегии управления охраной окружающей среды, природопользованием и обеспечением безопасности в экологической сфере.

Таким образом  экологическое   лицензирование  - деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная  с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных  и иных работ, касающихся охраны окружающей среды. Лицензионные органы могут приостановить  действие лицензии или аннулировать ее в случаях, предусмотренных нормативным  актом . Обосновывающая документация для  приостановления действия или аннулирования  лицензии готовится подразделением по  лицензированию . Официальным документом, удостоверяющим приостановление действия или аннулирование лицензии, является Решение лицензионного органа об аннулировании (приостановлении) действия лицензии, в котором приводится мотивированное обоснование принятого решения и указывается дата вступления его в силу. Лицензионный орган в течение 3 дней со дня принятия решения в письменной форме информирует о нем лицензиата и органы государственной налоговой службы. Информация о приостановлении действия или аннулировании лицензии вводится в Реестр регистрации выданных лицензий и регистрации решений об аннулировании или приостановлении действия лицензии выбросов и сбросов загрязняющих веществ оформлялось разрешениями, право на заготовку древесины - лесорубочными билетами, право на заготовку второстепенных лесных ресурсов - ордерами. Правовое регулирование  экологического   лицензирования  на сегодняшний день отличается определенной сложностью: Во-первых, неоднозначно определяется система законодательства, регулирующего вопросы  экологического   лицензирования. Так, ст. 30 Федерального закона "Об охране окружающей среды" говорит о том, что перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих  лицензированию , устанавливается федеральными  законами. Специальным законом в  данной сфере является Федеральный  закон "О  лицензировании  отдельных  видов деятельности" от 8 августа 2001 г. (далее - Федеральный закон "О   лицензировании "). Но ст. 1 данного  закона исключает его действие лишь на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира. Следовательно,  лицензированию  в сфере  охраны окружающей среды подлежат только те виды деятельности, которые названы  в ст. 17 указанного закона.  Лицензирование  в сфере использования отдельных  природных ресурсов определяется в  лесном законодательстве, законодательстве о недрах и о животном мире. Все  иные виды деятельности, связанные  с охраной окружающей среды или  использованием природных ресурсов, и не названные в указанных  нормативных правовых актах,  лицензированию  не подлежат. Во-вторых, в настоящее  время наблюдается тенденция  к сокращению лицензируемых  видов деятельности в сфере охраны окружающей среды и использования  природных ресурсов. Так, например, принятые в 2006 году Водный и Лесной кодексы полностью отказались  от разрешительной системы водо- и -лесопользования. Единственный вид деятельности, подлежащий  лицензированию  в сфере водопользования - это сброс загрязняющих веществ  в водные объекты, который регулируется не водным, а  экологическим  законодательством. На смену лесорубочным билетам пришли лесная декларация, т.е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, и отчет об использовании лесов. На смену  лицензированию  постепенно должна прийти обязательная сертификация, т. е. подтверждение соответствия требованиям технических регламентов. Об этом свидетельствует п. 7 ст. 18 Федерального закона "О  лицензировании ", в котором говорится, что со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается  лицензирование  следующих видов деятельности: 

    • эксплуатация  взрывоопасных производственных  объектов;
    • эксплуатация  пожароопасных производственных  объектов;
    • эксплуатация  химически опасных производственных  объектов;
    • производство  маркшейдерских работ;
    • геодезическая  деятельность;
    • картографическая  деятельность. 

Такой подход представляется вполне обоснованным, поскольку институты  лицензирования  и технического регулирования в  определенной степени дублируют  друг друга. Государственными органами, специально уполномоченными на выдачу лицензий в сфере охраны окружающей среды и природопользования являются: 

    • Федеральная  служа по экологическому, технологическому  и атомному надзору;
    • Федеральная  служба по надзору в сфере  природопользования;
    • Федеральная  служба по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды;
    • Федеральное  агентство по недропользованию;
    • Федеральное  агентство по рыболовству;
    • Федеральное агентство по геодезии и картографии при Министерстве экономического  развития. 

Экологическое лицензирование выполняет три взаимосвязанных функции управления, являясь сегодня:

    • формой учета пользователей природных ресурсов или предприятий, загрязняющих окружающую среду;
    • формой контроля за потреблением ресурсов или загрязнением окружающей природной среды;
    • формой распоряжения природными ресурсами или правами на загрязнение (другое воздействие) окружающей среды.

Сама же экологическая лицензия - это документ, фиксирующий особенности взаимоотношений (иногда юридически закрепляемых договором) между специально уполномоченным государственным органом экологического управления, с одной стороны, и природопользователем (юридическим или физическим лицом) - с другой.

Она устанавливает, исходя из эколого-экономической ситуации и государственной экологической политики, соответствующие требования и ограничения на ведение хозяйственной деятельности.

Существенная особенность любой экологической лицензии - это ее оформление после проведения государственной экологической экспертизы.

Экологическое лицензирование, таким образом, подразумевает выдачу разрешений (лицензий) на определенные вид деятельности в экологической сфере с указанием объемов, лимитов и видов мероприятий по использованию природных ресурсов, экологических требований, при которых допускается лицензируемая деятельность, а также последствий несоблюдения этих требований.

К лицензируемым видам деятельности в сфере охраны окружающей среды природопользования относится: пользование недрами, животным миром, деятельность по обращению отходами, иные виды деятельности, лицензирование которых осуществляется специальными государственными органами в области охраны ОС и регламентируются следующими нормативными документами: ФЗ от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ от «02.1992 №2395-1 «О недрах (в редакции ФЗ от 03.03.1995 №27 ФЗ)», ФЗ от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», постановление Правительства РФ от 14.11.2006 № 429 «О лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов», постановление Правительства РФ от 14.08.2002 №5295 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов» и пр.

 

Глава 2. Процедура экологического лицензирования

Лицензия – официальный документ, который разрешает определенному лицу (лицам) осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия проведения деятельности. Как уже была сказано, под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.1

Лицензирование классифицируется по различным критериям. В зависимости от объекта лицензирования выделяется группа лицензий:

– на природопользование, т. е. определяющих права и обязанности пользователя при эксплуатации природного ресурса, изъятии его из окружающей среды, условия этой деятельности, ограничения, параметры используемого природного ресурса;

– осуществление видов деятельности, связанной с самим фактом существования природного ресурса;

– оказание воздействий на окружающую среду и ее компоненты (негативное или позитивное).

Информация о работе Субъекты и объекты экологического лицензирования