Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду и выделить его в системе экологических прав граждан/
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1) Обобщить теоретические подходы к выделению понятий «экологические права граждан», «право на благоприятную окружающую среду»
2) Конкретизировать содержание рассматриваемого права и обозначить его правильное толкование и роль в жизни общества
3) Провести анализ реализации экологических прав граждан ,права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации
4) Выделить соотношение права на благоприятную окружающую среду с другими экологическими правами

Содержание

Введение
Глава 1. Экологические права граждан
1.1 Понятие и виды экологических прав граждан
1.2 Правовое регулирование экологических прав граждан по российскому законодательству
Глава 2. Право на благоприятную окружающую среду
2.1 Понятие и особенности права на благоприятную окружающую среду
2.2 Правовое регулирование права граждан на благоприятную окружающую среду
2.3 Соотношение права на благоприятную окружающую среду с другими экологическими правами
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое право.docx

— 49.44 Кб (Скачать файл)

Законом “О защите прав потребителей” (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.) установлено право  потребителей на просвещение в области  защиты прав потребителей (ст. 3). Это  право обеспечивается посредством  включения соответствующих требований в государственные образовательные  стандарты и общеобразовательные  и профессиональные программы, а  также посредством организации  системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях  по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение  заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно  для личных (бытовых) нужд, не связанных  с извлечением прибыли. Закон  устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя —  на безопасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право  на то, чтобы товар (работ, услуга) при  обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также  не причинял вред его имуществу.

В системе экологических  прав граждан можно выделить права  на природопользование, т.е. на использование  природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека — экономических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Права граждан на природопользование регулируются природ ресурсными

актами законодательства — Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами “О недрах”, “О животном мире”  и др.

 

 

Глава 2. Право  на благоприятную окружающую среду.

 

2.1 Понятие и  особенности права на благоприятную  окружающую 

          среду.

          Право на благоприятную окружающую среду-это одно из естественных основных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплены в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах.

На мой взгляд, право  на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду  неслучайно, ведь первое, несомненно, связано  с качеством окружающей среды, в  которой проживает человек. Жизнь  людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований. По имеющимся данным, состояние здоровья человека на 20-30% определяется условиями  среды его обитания. Например, как  сообщает Госкомстат, средняя продолжительность  жизни мужчин в России в 2008 г. составляла 64 года. Есть основания предполагать, что продолжительность жизни  будет укорочена и одной из главных причин станет деградация окружающей среды, в связи с чем защита и юридическое закрепление права граждан на благоприятную окружающую среду просто необходимо!

В той части, в какой  право на жизнь связано с охраной  природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических  прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Субъектами права на благоприятную  окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся  на территории РФ.

Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права  на благоприятную окружающую среду  большое теоретическое и практическое значение имеет определение его  содержания.

Российское законодательство не определяет понятие «благоприятная окружающая среда», хотя в данном контексте  в нем имеются юридически значимые критерии. Прежде всего, они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитов природопользования. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к  их разработке определены Законом «Об  охране окружающей природной среды».

Проанализировав закон, мной были выделены следующие нормативы  качества окружающей природной среды: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ст. 26), нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных  полей и иных вредных физических воздействий (ст. 28), нормативы предельно  допустимого уровня радиационного  воздействия (ст. 29), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную  среду (ст. 33), нормативы санитарных и защитных зон (ст. 34). Перечисленные нормативы выражают качественные характеристики состояния природной среды и направлены преимущественно на обеспечение ее чистоты, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Кроме того, другой его важнейшей  характеристикой является ресурсоемкость (неистощимости) природных богатств. Учет экологических требований при  регулировании использования природных  ресурсов с целью удовлетворения экономических интересов и потребностей человека обеспечивается в соответствии с названным Законом путем  лимитирования природопользования. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов (ст. 19). Конкретные предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов регулируются на основе земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства.

На мой взгляд, благоприятная  окружающая среда означает ещё и  способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохранять  видовое разнообразие. Поддержание  благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием  и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий. (например, заповедники, такие как  “Черные земли”, Джунгарский, Рдейский, Юганский, , Путоранский, «остров Врангеля” и т.д.)

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует  установленным в законодательстве об окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. Примерами нарушения права на благоприятную окружающую среду - засорение лесов бытовыми отходами и отбросами, нарушение требований пожарной безопасности в лесах несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и  всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные  с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

В Российской Федерации соблюдение права на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться в рамках экологической функции государства  и природоохранительной деятельности природопользователей на основе последовательного осуществления системы правовых, организационно-управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

К особенностям права на благоприятную окружающую среду  может быть отнесена также его  сильная зависимость от внешних  факторов. Внешними по отношению к условиям реализации выступают факторы, не подверженные государственно-правовому регулированию. С одной стороны, это различные явления природного характера, а с другой - состояние окружающей среды и отношение к экологическим правам человека в сопредельных и даже территориально удаленных странах. В каком-то смысле право на благоприятную окружающую среду носит наднациональный характер, успешность его осуществления в пределах юрисдикции одного государства в немалой степени зависит от состояния международно-правового регулирования сферы охраны окружающей среды.

 

 

2.2 Правовое регулирование  права граждан на благоприятную

окружающую среду.

        Право на благоприятную окружающую природную среду закреплено в Конституции РФ. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (Конституция Российской Федерации, ст. 42). Это право означает возможность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от соответствующих должностных лиц специально уполномоченных органов [государственных органов в области охраны окружающей среды] поддержания благоприятной окружающей среды в надлежащем состоянии.

Каждый обязан сохранять  природу и окружающую среду (ст. 58)8. Конституция Российской Федерации  также гласит, что государственная  защита прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации  гарантируется (п. 1 ст. 45), что каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Как эти конституционные  права и обязанность обеспечены законодательно?

Имеющиеся комментарии к  Конституции Российской Федерации  дают на этот вопрос весьма расплывчатый ответ. Говориться об осуществлении  государством системы мер, а приводимый перечень таких мер не имеет признаков  системности и легко может  быть дополнен.

В соответствии с комментарием под редакцией О.Е. Кутафина, защита преимущественно (по общему правилу) возможна в случае материального состава правонарушения, причинения ущерба здоровью или имуществу граждан. Это действительно верно по отношению к третьему элементу положения конституционной нормы (компенсация ущерба). Содержание права на информацию о состоянии окружающей среды, а также содержание и защита права на благоприятную окружающую среду здесь практически не разъясняются.

Вместе с тем, комментарии  под редакцией Л.А. Окунькова поясняется: "Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения её финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды".

Таким образом, деяние может  характеризоваться как "экологически вредное для окружающей среды". Прямой ущерб здоровью или имуществу  граждан, организаций, в этом случае, перестаёт носить характер неотъемлемого  элемента искового требования, а оценка упущенной выгоды тем более проблематична.

Состав экологического правонарушения, нарушающего или ограничивающего  право на благоприятную окружающую среду, должен быть формальным. Попытка  действия или бездействие, нарушающие право на благоприятную окружающую среду связаны с сокрытием  информации об обстоятельствах, создающих  опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ - в ред. от 28.12.2004 № 187-ФЗ; СЗ РФ, 17.06.1996, № 25)

По этой статье может осуществляться защита рассматриваемого права в  России. Дополнительный аргумент в  пользу признания состава правонарушения против благоприятной окружающей среды  формальным является по сути угроза (опасность) негативного изменения ресурсоёмкости, экологической устойчивости, об ухудшении эстетических качеств и ландшафтного разнообразия (сокрытие информации об этом).

Целью правового регулирования  отношений, возникающих по поводу реализации экологических прав, является, в  конечном счёте, обеспечение соблюдения, реализации и защиты важнейшего из них - а именно, права на благоприятную  окружающую среду. Права М.И. Васильева, говоря, что другие экологические права (требовать предоставления информации о состоянии окружающей среды и мерах по её охране, отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, право на возмещение вреда, причинённого здоровью или имуществу экологическими правонарушениями и пр.), выступают как средство достижения данной цели, подкрепляют, дополняют право на благоприятную окружающую среду.

Со вступлением Российской Федерации в Совет Европы для  граждан нашей страны появилась  возможность использования международных механизмов защиты, вытекающих из Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (известна также как Римская конвенция)10, а именно - передача споров о праве на благоприятную окружающую среду на рассмотрение Европейского Суда по правам человека.

В соответствии со статьями 34, 35 Протокола № 11 к Конвенции (ратиф. Российской Федерацией в 1998 г.), Европейский Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней.

Информация о работе Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду