Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду и выделить его в системе экологических прав граждан/
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1) Обобщить теоретические подходы к выделению понятий «экологические права граждан», «право на благоприятную окружающую среду»
2) Конкретизировать содержание рассматриваемого права и обозначить его правильное толкование и роль в жизни общества
3) Провести анализ реализации экологических прав граждан ,права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации
4) Выделить соотношение права на благоприятную окружающую среду с другими экологическими правами

Содержание

Введение
Глава 1. Экологические права граждан
1.1 Понятие и виды экологических прав граждан
1.2 Правовое регулирование экологических прав граждан по российскому законодательству
Глава 2. Право на благоприятную окружающую среду
2.1 Понятие и особенности права на благоприятную окружающую среду
2.2 Правовое регулирование права граждан на благоприятную окружающую среду
2.3 Соотношение права на благоприятную окружающую среду с другими экологическими правами
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое право.docx

— 49.44 Кб (Скачать файл)

БГОУ СПО СО

Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова

(Качканарский филиал)

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Экологическое право»

Тема: «Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду»

    Специальность: 030912

 

 

 

 

 

Исполнитель: группа Пз-411

Бутенко Ю.А.

Проверил: преподаватель

Шарнина В.В.

 

 

 

 

Качканар

2013г.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Экологические права  граждан

1.1 Понятие и виды экологических  прав граждан

1.2 Правовое регулирование  экологических прав граждан по  российскому законодательству

Глава 2. Право на благоприятную  окружающую среду

2.1 Понятие и особенности  права на благоприятную окружающую  среду

2.2 Правовое регулирование  права граждан на благоприятную  окружающую среду

2.3 Соотношение права на  благоприятную окружающую среду  с другими экологическими правами

Заключение

Список источников и литературы

 

 

 

Введение

 

Проблема благоприятной  окружающей среды в конце XX столетия стала одной из острейших во всех государствах и достигла максимального  пика в наиболее развитых странах, где  прямое и косвенное воздействие  на природу приобрело довольно широкие  масштабы. Последствия вмешательства  человека во все сферы природы  нельзя игнорировать. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней  работник...» - эти слова героя  романа И. Тургенева «Отцы и дети»  знакомы нам со школьной скамьи. Да, природа - это мастерская, где  создаются все блага, необходимые  для существования человека. Она  требует бережного отношения  к своим богатствам, которые, как  известно, далеко не беспредельны.

Правовое регулирование  взаимоотношений между обществом  и окружающей природной средой имеет  огромное значение и центральное место здесь занимает юридическое закрепление права граждан на благоприятную окружающую среду.

Эта проблема, на мой взгляд, весьма актуальна, поскольку право  гражданина на благоприятную (здоровую) окружающую среду относится к  числу его фундаментальных прав. В основе своей оно носит естественный характер.

Длительное время потребность  человека дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть чистые продукты удовлетворялась как сама собой разумеющаяся и не требовала правовой регламентации. Но те времена прошли. Сейчас, когда более двух третей экосистем в мире превратились в искусственные или полуискусственные, человек часто подвергается неблагоприятному, а то и опасному воздействию окружающей природной среды. Поэтому он нуждается в социальной защите, в том числе путем официального закрепления его права на благоприятную окружающую среду.

Увы, данное право граждан  в юридической литературе необоснованно  отодвинуто на второй план, и еще  мало изучено учёными-юристами, но все  они сходятся в одном: недостаточно лишь простого закрепления экологических прав в Конституции, необходимо чёткое закрепление механизмов их реализации, так как только тогда мы сможем говорить о достойной и «здоровой» жизни граждан.

Цель работы - раскрыть понятие  и содержание права на благоприятную  окружающую среду и выделить его  в системе экологических прав граждан/

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1) Обобщить теоретические  подходы к выделению понятий  «экологические права граждан», «право на благоприятную окружающую  среду»

2) Конкретизировать содержание  рассматриваемого права и обозначить  его правильное толкование и  роль в жизни общества 

3) Провести анализ реализации  экологических прав граждан ,права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации

4) Выделить соотношение  права на благоприятную окружающую  среду с другими экологическими  правами

 

 

 

Глава 1. Экологические  права граждан.

 

1.1 Понятие и  виды экологических прав граждан.

         Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой1.

По уровню правового регулирования  эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто  называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми  документами по правам человека, которые  в соответствии со ст. 15 Конституции  РФ являются составной частью правовой системы России. К международным  документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности  на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную  информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его  здоровью или имуществу экологическим  правонарушением (ст. 42). Прямое отношение  к рассматриваемой разновидности  прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены (ст. 37), а  также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические  права относятся к категории  неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических  прав человека относятся права в  области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в  законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории “иные  экологических прав” вовсе не означает, что они юридически менее  значимы, чем основные. Эти права  также подлежат государственному обеспечению  и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологические  права могут быть подразделены также  по видам регулируемых ими интересов  или сторон деятельности. Как в  Российской Конституции, так и в  Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные  по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические  интересы граждан проявляются в  большей или меньшей степени  в каждом из названных видов прав2.

Так, гражданские (личные) права  определяют защищенность человека, его  здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан  выражают возможности индивида на участие  в осуществлении государственной  власти (посредством проведения референдума  по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и  принятия экологически значимых решений  и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования  решений и действий государственных  органов и должностных лиц, а  также их бездействия, нарушающих экологические  права граждан).

Культурные права позволяют  обеспечивать рост уровня экологической  культуры человека.

Социальные и экономические  права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень  с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических  интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических  прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности  прав.

 

1.2 Правовое регулирование  экологических прав граждан по  российскому законодательству.

         Признание и регулирование экологических прав граждан — одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.ст. 36, 37, 41, 42),

К решению вопросов в сфере  взаимодействия общества и природы  вполне могут быть применимы также  некоторые другие конституционные  права — свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Конституция РФ развивает  и конкретизирует экологические  права граждан, закрепленные в международных  документах в области охраны окружающей среды. Конституционное право каждого  на благоприятную окружающую среду  — одно из фундаментальных и всеобъемлющих  субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и  эстетических условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые  конституции зарубежных государств в разных формах закрепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.

Федеральный Закон “Об  охране окружающей среды” не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:

а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

б) направлять обращения  в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным  лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды  в местах своего проживания, мерах  по ее охране;

в) принимать участие в  собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

г) выдвигать предложения  о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

е) обращаться в органы государственной  власти с жалобами, заявлениями и  предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

ж) предъявлять в суд  иски о возмещении вреда окружающей среде;

з) осуществлять другие предусмотренные  законом права3.

Ряд существенных прав граждан  в области охраны окружающей среды  установлен иными законодательными актами России. Так, по Федеральному Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:

на благоприятную среду  обитания (включая окружающую природную  среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию  народного хозяйства), факторы которой  не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений;

на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений  санитарных правил, повлекших за собой  возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний  и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний;

при обращении на предприятия  и в организации — на получение  от них в пределах их компетенции  полных и достоверных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;

непосредственно или через  своего представителя, или через  общественные объединения участвовать  в разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти и  управления решений, направленных на обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия населения4.

С учетом высокой социальной и экологической опасности радиационного  загрязнения окружающей среды Федеральным  законом “О радиационной безопасности населения” также установлен ряд  экологических прав граждан. Согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без  гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право  на радиационную безопасность. Граждане и общественные объединения имеют  также право на получение объективной  информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах  по обеспечению радиационной безопасности (ст. 23). Представителям общественных объединений  предоставлено право доступа  в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего  излучения, в порядке и на условиях, установленных законодательством  Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26, граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных  данным Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством  Российской Федерации. А в случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду