Право собственности на природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

Собственность – основа любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении. Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
1. Понятие и основные признаки права собственности на природные
ресурсы.. .……………………………………………………………....4
2. Формы и виды права собственности. ………………………….......6
3. Объекты права собственности. …………………………….………7
4. Юридическое понятие земли, недр, вод, лесов, животного и растительного мира как объектов права собственности …………………10
5. Субъекты и содержание права собственности…………..……….14
6. Задача………………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………….22
Список используемой литературы…………………………….……..23

Вложенные файлы: 1 файл

Право собственности на природные ресурсы.docx

— 51.12 Кб (Скачать файл)

Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлежностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства.

 

4 Юридическое понятие земли, недр, вод, лесов, животного и растительного  мира как объектов права собственности

Общие черты  правового регулирования собственности, использования и охраны природных  ресурсов рассмотрены с учетом принципа всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости в природе, в рамках интегрированного подхода к регулированию отношений, объектом которых выступает окружающая среда в целом. Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны «своих» природных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом. Данное правило вытекает из ст. 36 Конституции РФ об ограничении свободы реализации полномочий собственника природных ресурсов10. Таким образом, достижение целей рационального использования и охраны природных ресурсов может быть обеспечено посредством одновременного и комплексного регулирования соответствующих отношений многими как природоресурсными актами, так и актами других отраслей законодательства.

По законодательству понятием «земля» обозначается поверхность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ России. В этом смысле земля измеряется квадратными метрами, километрами, гектарами.

Очевидно, что при характеристике юридической категории «земля» как объекта правовой охраны от вредных воздействий в ее содержание должны включаться иные элементы, касающиеся прежде всего качественного состояния земли. Юридически значимой характеристикой земли является то, что в отличие от «почвы» земля не может быть отделена от поверхности земного шара. Не случайно еще со времен римского права земля считается недвижимостью. При характеристике понятия «земля», к примеру, как объекта права собственности, основное внимание уделяется пространственным границам земли или земельного участка.  

Для идентификации недр в качестве объекта правовой охраны они должны быть надлежащим образом описаны, то есть, определены признаки, позволяющие выделить их в природной среде и, соответственно, отношения, возникающие по поводу их использования и охраны. В единой системе окружающей среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Данный закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования  и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан  РФ, а также прав пользователей  недр.

К недрам относятся только природные объекты - сплошные породы, породы, находящиеся в жидком и парообразном состоянии, и имеющиеся между пород естественные пустоты. Правовой режим искусственных объектов в недрах - подземных сооружений и выработок - определяется горным законодательством лишь в пределах, необходимых для охраны недр и безопасности горных работ. Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность.

Вместе с тем недра  имеют специфические особенности, являясь как основным средством  производства (при добыче полезных ископаемых), так и пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена, для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

Богатство недр земли относится к числу исчерпаемых и невозобновимых природных ресурсов, поскольку использование богатства недр сопровождается истощением их запасов.

Учитывая многостороннее значение недр, законодательство устанавливает, что государственный фонд недр составляют как используемые участки, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Управление государственным  фондом недр представляет собой основанную на правовых нормах деятельность соответствующих органов РФ по организации рационального использования недр для удовлетворения потребности в минеральном сырье и других нужд народного хозяйства, охраны недр, обеспечивая безопасности работ при пользовании недрами, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой области.

Рассмотрим понятие воды как  природного ресурса. Понятие это экологическое, выражает потребительское  отношение общества к водам. То или  иное природное вещество становится и вырывается из природного объекта и среды вследствие развития производства и возникновения новых потребностей общества. Это же вещество перестает быть ресурсом, если общество теряет к нему интерес, как к источнику своего потребления. Включение природного ресурса в систему правовой охраны природы объясняется тем, что природное вещество, получившее экономическое значение, продолжает существовать в неотделимом состоянии с природой, а всякое изъятие его вносит изменения в экологические пределы естественной среды. Природным комплексом считается участок природной среды, включающий в себя совокупность взаимосвязанных между собой природных объектов (земли, лесов, недр, атмосферного воздуха, животного мира), специально обособленный с целью заповедной охраны природы.

Такие природные  комплексы создаются государством и служат для сохранения участков естественной среды от разрушительного влияния производственно-хозяйственной деятельности. Для них характерен заповедный режим правовой охраны, главным содержанием которого является запрещение вредного вмешательства в природные процессы.

Природно-территориальные комплексы создаются с целью рационального совмещения определенных видов производственно-хозяйственной деятельности с запретительными или ограничительными мерами в области природопользования.

Однако в  отличие от природных комплексов природно-территориальные комплексы  могут быть местом жизни и деятельности человека. В их пределах разрешается  развитие некоторых безвредных для  природы видов производств, таких  как курортно-оздоровительные зоны, зеленые зоны вокруг городов, зоны рекреаций и другие охраняемые зоны.

Следовательно, юридическому понятию "воды", обозначающему  объект правовой охраны, соответствуют природные запасы воды, выступающие как самостоятельное материальное благо и образующие единый государственный водный фонд. 

Леса (лес) - возобновляемый природный ресурс; совокупность лесной растительности, земли, животного мира, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Растительный  мир (вне лесов) - природный ресурс, важный компонент биосферы, тесно связанный с животным миром, климатом, почвой. Смежные понятия: «растительность», «растительное сообщество», «зеленые насаждения», «зеленый массив» и др. Растительность - совокупность наземных и прибрежных растительных сообществ планеты или ее отдельных частей (территорий или акваторий). Зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения, произрастающая в городских лесах, парках, бульварах, скверах, садах, на газонах и цветниках, а также отдельно стоящие деревья, кустарники. Зеленый массив - участок земли, занятый зелеными насаждениями, насчитывающий не менее 50 экземпляров образующих единый полог взрослых деревьев, т.е. старше 15 лет, или не подлежащих пересадке по заключению специалистов.

Следует учитывать, что практически каждый из приведенных  терминов носит обобщенный характер, обозначая крупную единицу, масштабный объект правового регулирования. Соответственно любой из них может быть «разделен» и нередко в законодательных и иных нормативно-правовых актах, в актах толкования норм права или в доктрине «разукрупняется», образуя иногда довольно сложную систему. Например, такой обобщенный объект как морская среда, раскрывается с помощью понятий: «исключительная экономическая зона», «неживые (минеральные) ресурсы», «живые (морские, водные биоресурсы)» -- анадромные, катадромные, трансграничные, трансзональные виды рыб, морские млекопитающие, виды (китообразных), занесенные в Красную книгу.

 

5  Субъекты  и содержание права собственности

Классификация основных форм собственности на природ-ные  ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать  государство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

Крупнейшим  собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадлежат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кроме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).  

В содержание  права собственности на природные  ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения означает закрепленную законом воз-можность  фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования - это юридическая возможность  извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установ-ленных  законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принад-лежащим  ему имуществом, совершать в отношении  него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с  тем в сфере экологических  отношений реализация ука-занных  правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной  стоимостью в силу своего естест-венного  происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние  и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера  не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.

Учитывая большую  экологическую и социально-экономическую  цен-ность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

В силу рассмотренных  причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

Законом также  установлены определенные ограничения  в сфере рас-поряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества17. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь  в виду, что правовой режим некоторых  видов при-родных ресурсов в связи  с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31)

Информация о работе Право собственности на природные ресурсы