Основы экологического права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:34, реферат

Краткое описание

Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Данное определение основано на преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой отмечается: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………….3
II. Основная часть
1.1 Основы экологического права……………………….................................4
1.2 Общая характеристика экологических правонарушений………………..11
1.3 Порядок привлечения к ответственности за экологические
правонарушения…………………………………………………………………14
III. Заключение………………………………………………………………….....21
Список литературы………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 57.46 Кб (Скачать файл)

1.3 Порядок привлечения к ответственности за экологические правонарушения

 

Административная ответственность

 

Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. Под экологическим правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Причем в ст. 2.1 КоАП РФ законодатели четко определили, что на федеральном уровне только Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит нормы административной ответственности за экологические правонарушения.

Существенной новеллой КоАП РФ является привлечение к административной ответственности юридических лиц. До его принятия юридических лиц возможно было привлечь к административной ответственности рядом законодательных актов субъектов Российской Федерации. В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административная ответственность за совершение экологических правонарушений помимо главы 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена Федеральным законом “Об охране окружающей среды” (ст. 75), Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом РФ “О недрах” (ст. 49), Федеральным законом “Об охране атмосферного воздуха” (ст. 31), Федеральным законом “О животном мире” (ст. 55) и др. В указанных статьях федеральных законов перечислены либо виды юридической ответственности, в том числе и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат отсылочные и бланкетные нормы права.

Кодекс РФ об административных правонарушениях группирует экологические правонарушения в главе 8 “Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования”. Здесь предусматривается ответственность за несоблюдение общих экологических требований (ст. 8.1 - 8.5), порчу земель и иные земельные нарушения (ст. 8.6 - 8.8). Статьи 8.9 - 8.11 посвящены нарушениям требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов. Нарушения правил охраны водных ресурсов, водопользования предусматриваются в ст. 8.12 - 8.15 КоАП РФ.

Статьи 8.16 - 8.20 предусматривают административную ответственность за нарушение экологического законодательства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской федерации.

Ряд норм направлен на охрану атмосферного воздуха - выброс вредных веществ в атмосферу, выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.21-8.23).

Значительная часть административных правонарушений затрагивает такой объект окружающей среды, как леса: нарушение правил лесопользования, незаконная порубка деревьев, уничтожение мест обитания животных, нарушение требований к охране лесов (ст. 8.24 - 8.32).

Статьи 8.33 - 8.38 КоАП РФ посвящены охране животного мира и растений.

Охрана и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях урегулирована административной ответственностью за нарушение соответствующего режима или иных правил охраны, предусмотренных ст. 8.39 КоАП РФ.

Статья 8.40 предусматривает административную ответственность за нарушение экологических требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и др.

Статья 8.41 устанавливает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Административная ответственность за нарушение экологического законодательства в соответствии со ст. 72 (п. “к”) Конституции РФ и со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. К примеру, в г. Владивостоке действует закон Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае», предусматривающий ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 4).

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (напр., права эксплуатации транспортного средства, права охоты и т.д.); 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

Причем в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. 1 – 4, 9.

В целях охраны атмосферного воздуха и борьбы с шумом применяется такая мера административного пресечения, как запрещение эксплуатации транспорта с повышенным задымлением или с повышенными шумами.

В целом более 90% выявляемых ежегодно нарушителей подвергаются штрафу. Но размеры штрафа настолько малы, что предприятию выгоднее уплатить его, чем нести расходы на выполнение дорогостоящих природоохранных мероприятий. Кроме того, как показывает анализ правоприменительной практики, штрафные санкции возлагаются в основном на юридических лиц, а виновные должностные лица уходят от ответственности. Тем самым не соблюдается принцип индивидуализации и неотвратимости ответственности. Негативная практика привлечения юридических лиц к административной ответственности вызывает у должностных лиц уверенность в своей безнаказанности. По этим причинам административно-правовые методы воздействия на правонарушителя являются малоэффективными.

 

Уголовная ответственность

 

В тех случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

По современному российскому законодательству преступлением признается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За экологические преступления уголовной ответственности подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления (ст. 20 УК РФ).

Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за экологические преступления.

Уголовная ответственность определяется Уголовным кодексом Российской Федерации. Он включает гл. 26 «Экологические преступления», в которой содержится 17 статей преступлений (ст. ст. 246—262).

Все эти составы можно классифицировать в зависимости от объекта посягательства на следующие виды.

  • Экологические преступления общего характера (без указания конкретного объекта окружающей среды): ст. ст. 246—249 УК РФ.
  • Экологические преступления с указанием природного объекта, которые в свою очередь подразделяются на:
  • основные природные объекты — загрязнение вод, атмосферы, морской среды, нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, порча земли и нарушение правил охраны и использования недр (ст. ст. 250—255 УК РФ);
  • животный мир (фауна) и растительный мир (флора) (ст. ст. 256—262 УК РФ).

Помимо перечисленных статей главы «Экологические преступления», существуют статьи и в других главах Уголовного кодекса РФ, связанные с элементами окружающей природной среды. В главе «Преступления против мира и безопасности человечества» введен совершенно новый состав преступления — экоцид (ст. 358). Диспозиция данной статьи предусматривает «массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу». В главу «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» также включены смежные с экологическим правом составы преступлений:

  • незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234);
  • нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236);
  • сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);
  • производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238);
  • уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ).

И, наконец, в главе «Преступления против общественной безопасности» имеются составы преступлений, которые правомерно назвать экологическими:

  • нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215);
  • приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2);
  • нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216);
  • нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217);
  • нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219);
  • незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220 УК РФ).

Безусловно, перечисленные нормы не охватывают всех возможных противоправных посягательств на окружающую среду. Следует отметить, что не все экологические правонарушения и преступления выделены по признакам в статьях, посвященных экологическому законодательству. Поэтому следует иметь в виду, что целый ряд статей, как Уголовного кодекса РФ, так и КоАП РФ регламентирует ответственность за совершение определенных действий, последствия которых могут иметь экологическое значение, хотя в диспозиции об этом не упоминается.

Дисциплинарная ответственность

 

Дисциплинарную ответственность за экологические проступки несут работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

Ст. 192 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим  основаниям.

Кроме того, федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. При этом не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ст. 193 ТК РФ). До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с трудовым законодательством за экологические правонарушения предусмотрена и материальная ответственность — это имущественная ответственность работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Подробно порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих регламентированы трудовым законодательством. Так, материальной ответственности сторон трудового договора посвящен раздел XI Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 232 сторона трудового договора (в данном случае работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Информация о работе Основы экологического права Российской Федерации