Органы охраны территории государственных природных заповедников и национальных парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

До недавнего времени термин «особо охраняемые природные территории не употреблялся ни в специальной литературе, ни в законодательстве. Обычно использовалась терминология, включавшая слово «заповедный», что не всегда адекватно отражало сущность статуса и режима подобных территорий, вызывая споры среди специалистов. Поэтому введение в научный оборот и отчасти в законодательство термина «особо охраняемые природные территории» было по существу попыткой объединить под этим наименованием все категории природных комплексов и объектов, взятых под особую охрану государства (далеко не всегда умещавшихся в традиционно понимаемую формулу заповедности).

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов….4
1.1. Особо охраняемые природные территории: история, цели, образования, виды………………………………………………………………………………..4
2. Правовой режим государственных природных заповедников……………..13
3. Органы охраны территории государственных природных заповедников и национальных парков……………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.docx

— 42.24 Кб (Скачать файл)

и) К природным объектам особой охраны относятся редкие и  находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их охрана преследует главную цель сохранения биологического разнообразия.4

Развитие системы особо  охраняемых природных территорий в  России теснейшим образом связано  с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную  окружающую среду. Окружающую среду  можно считать благоприятной, если ее состояние соответствует установленным  в природоохранительном законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.

С учетом особой значимости особо охраняемых природных территорий законодательством установлены  специфические требования в отношении  их. Так, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" запрещается изъятие  земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены  природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное  и иное ценное значение и находящиеся  под особой охраной, не подлежат приватизации.

Система особо охраняемых природных территорий в России находится  в постоянном развитии. В 2006 г. в природно-заповедный фонд России входило 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,7 млн. га, 35 национальных парков общей площадью 6,947 млн. га, 69 государственных природных заказников федерального значения (общая площадь 12 775 тыс. га), 28 памятников природы федерального значения (общей площадью 28,9 тыс. га). В соответствии с Указом Президента РФ "Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации" от 2 октября 1992 г. предусматривается расширение площадей государственных природных заповедников и национальных природных парков до 3% площади Российской Федерации.

Регулируется режим особо  охраняемых природных территорий Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных  территориях" и "О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах", Земельным  кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами.

Однако задачи, которые  ставятся перед особо охраняемыми  природными территориями, на современном  этапе не вполне решаются. Как констатирует Правительство РФ, научные отделы заповедников и национальных парков испытывают острый недостаток современных  технических средств, научных приборов, компьютерного оборудования, что  негативно отражается на результатах  их работы. Практически не функционируют  станции фонового мониторинга, не выполняются  международные обязательства по его комплексному осуществлению  в биосферных заповедниках, входящих в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.

По оценкам специалистов, в заповедных территориях сложилось  парадоксальное и одновременно критическое  положение. С одной стороны, число  заповедников и национальных парков возросло с 1990 г. более чем в 1,5 раза, а их площадь - в 2 раза. В то же время  по данным официальной отчетности этих организаций, фактические затраты  на их содержание в расчете на сопоставимые цены сократились за тот же период по самым осторожным оценкам минимум в 2,5-3 раза. Таким образом. Расходы на 1 га охраняемой территории уменьшились в 5-6 раз.

Недостаток финансовых средств  не позволяет оснастить инспекторские  службы государственных природных  заповедников и национальных парков современными средствами связи, приборами  наблюдения, качественным табельным  оружием, форменным обмундированием, организовать на постоянной основе единую федеральную систему повышения  квалификации государственных инспекторов.

Ограничение объемов централизованных капитальных вложений приводит к  старению зданий научных стационаров, кордонов, инженерных коммуникаций и  других объектов инфраструктуры. В  автономных поселках и на центральных  усадьбах государственных природных  заповедников и национальных парков, особенно тех, которые находятся  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сложились крайне тяжелые жилищные условия. Дефицит  финансовых средств негативно отражается на доставке грузов и людей на отдаленные кордоны и в научные стационары, что отрицательно сказывается на состоянии охраны и уровне научных  исследований в северных и таежных  заповедниках и национальных парках России. Серьезной проблемой для  государственных природных заповедников и национальных парков являются лесные пожары, борьба с которыми требует  значительных финансовых затрат.

Дальнейшее развитие сети государственных природных заповедников и национальных парков требует скоординированных  действий со стороны федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.5

 

 

 

2. Правовой режим  государственных природных заповедников

 

Высший статус и соответственно наиболее строгий  правовой режим охраны имеют государственные  природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически  заповедники - первая форма особо  охраняемых природных территорий.

Решение об учреждении государственного природного заповедника  в соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об особо охраняемые природных  территориях" принимает Правительство  РФ по представлению специально уполномоченного  на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.6

Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает  широкий ряд мер. В частности, в этих целях на прилегающих к  его территории участках земли и  водного пространства Правительством РФ создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Природные комплексы  и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных  природных заповедников полностью  изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 указанного Федерального закона). На территории заповедника запрещается  любая деятельность, противоречащая его задачам. Такие задачи определяются положением о заповеднике. На территории государственных природных заповедников Закон запрещает также интродукцию  живых организмов в целях их акклиматизации.

В принципе запрещается  нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

На территории заповедника  допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

- сохранение в естественном  состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение  изменений природных комплексов  и их компонентов в результате  антропогенного воздействия;

- поддержание условий,  обеспечивающих санитарную и  противопожарную безопасность;

- предотвращение условий,  способных вызвать стихийные  бедствия, угрожающие жизни людей  и населенным пунктам;

- осуществление экологического  мониторинга;

- выполнение научно-исследовательских  задач;

- ведение эколого-просветительской  работы;

- осуществление контрольно-надзорных  функций (ст. 9 закона "Об особо  охраняемых природных территориях").

Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

На территории государственного природного заповедника запрещается  любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе:

действия, изменяющие гидрологический  режим земель;

изыскательские работы и  разработка полезных ископаемых, нарушение  почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;

рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением случаев, предусмотренных  настоящим Положением;

сенокошение, пастьба  скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и  иные виды пользования растительным миром, за исключением случаев, предусмотренных  настоящим Положением;

строительство и  размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением  необходимых для обеспечения  деятельности заповедников;

промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования  животным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;

интродукция растений и животных с целью их акклиматизации;

применение минеральных  удобрений и химических средств  защиты растений;

сплав леса;

транзитный прогон домашних животных;

нахождение, проход и проезд посторонних лиц и  автомототранспорта вне дорог и  водных путей общего пользования;

сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой  и планами научных исследований в заповедниках;

пролет самолетов  и вертолетов ниже 2000 метров над  сушей и водным пространством  без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление  самолетами над территорией заповедника  звукового барьера;

иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных  процессов, угрожающая состоянию природных  комплексов и объектов, а также  не связанная с выполнением возложенных  на заповедник задач.

Однако на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо  ценные экологические системы и  объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности  граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может, осуществляется лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике.

Особую разновидность  государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые  входят в международную систему  биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также  апробирования и внедрения методов  рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную  среду и не истощающих биологические  ресурсы, к территории государственных  природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе  с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

 

 

3. Органы охраны  территории государственных природных  заповедников и национальных  парков

В части 1 ст. 23.25 КоАП РФ установлено, что органы охраны территорий государственных природных  заповедников и национальных парков рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных  ст. 8.39 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.25 КоАП РФ рассматривать  дела об административных правонарушениях  от имени органов охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков вправе главные  государственные инспектора по охране территорий государственных природных  заповедников и национальных парков, их заместители.7

Согласно п. 33 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов охраны территорий государственных  природных заповедников и национальных парков также вправе составлять протоколы  об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных  территориях" охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных  природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной  государственной инспекцией по охране территорий государственных природных  заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных  учреждений. Там же установлено, что директора государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители являются, соответственно, главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной  службе по надзору в сфере природопользования, утв. постановлением Правительства  РФ от 30 июля 2004 г. N 400, федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в сфере природопользования, является Росприроднадзор (см. об органах, осуществляющих государственный геологический контроль). Согласно п. 2 указанного Положения Росприроднадзор находится в ведении МПР России.

Информация о работе Органы охраны территории государственных природных заповедников и национальных парков