Незаконная рубка лесных насаждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Экологическая проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственное и потребительское отношение к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на условиях жизни и здоровье людей, растет число генетических отклонений, сокращается продолжительность жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение - копия.docx

— 51.04 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность темы исследования. Экологическая проблема в нашей  стране и в большинстве стран  мира - одна из важнейших экономических  и социальных проблем. По мнению ученых, безответственное и потребительское  отношение к природе поставило  мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь  критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на условиях жизни и здоровье людей, растет число генетических отклонений, сокращается продолжительность  жизни.

Несоблюдение элементарных правил охраны окружающей среды, приводящих к загрязнению водоемов, атмосферного воздуха, почвы объясняются трудностями  экономического положения. Производители  не только экономят на природе и  нарастающими темпами потребляют природные  ресурсы, но и не используют в производственных процессах уже имеющиеся очистные сооружения и технологии. С нарушением всех существующих законов и принципов  происходит выделение квот для морского промысла водных биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ: уничтожаются их запасы, наносится урон отечественному рыболовству.

Среди населения бытует мнение о неисчерпаемости природных  ресурсов, о беспредельных возможностях окружающей среды к самовосстановлению, что приводит к недооценке характера  и степени общественной опасности  нарушений природоохранительного  законодательства. Практически 70% населения  Российской Федерации употребляет  воду, не соответствующую ГОСТу "вода питьевая", 70% поверхностных и 30% подземных вод потеряли свое питьевое значение, и перешли в различные категории загрязненности: "условно чистые", "грязные". Заповедные территории составляют только 1,5% от всей территории России, тогда как в развитых странах - 3% и более. Но сегодня уничтожаются и они: в заповедниках вырубаются леса, распахиваются берега рек, процветает браконьерство. Также следует обратить внимание на вырубание лесов в нашей стране, уничтожение или повреждение лесных насаждений.

В основном это происходит ради наживы и улучшения собственного благосостояния. Большой процент  незаконной рубки леса в Российской Федерации приходится на дальнем  востоке и лесах Карелии, причем это ценнейшие породы дерева, которым  требуется расти много лет, чтобы  возместить причиненный ущерб. Высокий  процент рубки объясняется близостью  соседних стран, которым требуется  лес и по весьма не дорогим ценам. Помимо этого не редко преступления совершаются и отдыхающими гражданами, именно из-за неосторожного обращения с огнем происходят пожары, которые уничтожают лес.

Следует упомянуть о новом  Лесном кодексе, который вступил  в действие с 1 января 2007 г. Это один из наиболее спорных законопроектов природно-ресурсного блока, принятых в  России за последние полтора десятилетия. На протяжении четырех лет новый кодекс был предметом самых жарких споров и протестов. Теперь все это в прошлом: кодекс принят, и, плохой он или хороший, в ближайшие годы он будет основой российской системы управления лесами.

Новый Лесной кодекс напрямую затрагивает интересы широких слоев  населения, рассматривающих лес прежде всего не как источник каких-либо материальных ресурсов, а как место отдыха, часть природной среды. Новый кодекс, существенно облегчает получение прав на заготовку древесины, застройку, прокладку различных коммуникаций, создание развлекательной инфраструктуры в защитных лесах (и в первую очередь в зеленых зонах населенных пунктов), как бы пододвигает "лесные" проблемы ближе к людям.

Варварское отношение  к лесу, в значительной степени  стимулируемое российским законодательством, раньше было скрыто от большей части  населения той самой системой защитных лесов, которую ослабляет  и частично разрушает новый Лесной кодекс. Многим дачникам, охотникам, рыболовам, грибникам предстоит уже в  скором времени столкнуться с  последствиями принятия нового кодекса - ростом количества захватов лесных земель под застройку, новыми заборами в  лесах зеленых зон и по берегам  рек, варварскими рубками, лесными  пожарами, на которые просто некому будет реагировать.

Очень важно, чтобы люди не оставляли эти лесные проблемы без  внимания, а требовали - причем квалифицированно, с пониманием своих прав и степени  ответственности чиновников - решения  этих проблем, наведения порядка  в российских лесах. Большим подспорьем в этом является недавно принятый Федеральный закон "О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации", который обязывает  чиновников отвечать на обращения граждан  в течение месяца.

Если же действенные меры по наведению порядка в лесах  в каждом конкретном случае приниматься  не будут - тогда жалобы на бездействие  чиновников и ведомств и на беспорядок в лесах должны стекаться уже  к Президенту Российской Федерации, одной из задач которого является защита конституционных прав граждан. Одним из таких прав как раз  и является право на благоприятную  окружающую среду.

Только массовые обращения  граждан по поводу конкретных фактов беспорядка, творящегося в лесах, могут подтолкнуть власть к принятию мер, направленных на исправление ситуации - от урегулирования наиболее острых проблем  принятием соответствующих нормативов до внесения поправок в новый Лесной кодекс.

Особо актуальными являются научные исследования, нацеленные на поиск решений, способных уменьшить  риск дальнейшего обострения экологической  ситуации. К их числу, несомненно, следует  отнести и те, которые способствуют развитию и совершенствованию уголовно-правового  законодательства, играющего важную роль в правовом регулировании экологической  сферы жизни современного общества. Изменение системы уголовно-правового  законодательства Российской Федерации  в этой области обусловлено новыми политическими и экономическими реалиями. Устранение существующих противоречий по целому ряду важных теоретических вопросов, к которым следует отнести и проблему объекта экологических преступлений, актуально и необходимо. Без этого будут оставаться нерешенными многие проблемы современного уголовного законодательства в области экологии (дефиниции, классификации и систематизации экологических преступлений и др.).

Нормы, устанавливающие ответственность  за экологические преступления, являются очень сложными. Для их реализации требуются обширные знания, определенный опыт. Только систематизированная законодательная  база и правовые механизмы ее реализации создадут существенный барьер на пути распространения экологической  преступности, представляющей угрозу для экологической безопасности всего человечества. Без помощи отлаженных уголовно-правовых и криминологических  систем, не возможно добиться сравнительно стабильной эколого-правовой обстановки. Указанные обстоятельства предопределили выбор и актуальность темы дипломного исследования.

Степень научной разработанности  проблемы.

Существенный вклад в  формирование теоретических основ  российской эколого-правовой идеологии  внесли работы М.П. Журавлева, В. Зубковой, Н. Соколова, А. Сулейманова, В.И. Радченко, М.М. Бринчука, В.И. Андрейцев, М.И. Васильевой, В.М. Лебедева, Ю. И.В. Марчука, В.В. Петрова, А.В. Наумова и др. Вместе с тем сегодня приходится констатировать отсутствие фундаментальных методологических исследований (за исключением отдельных публикаций) проблем эффективности применения системного подхода к анализу целого ряда важных актуальных вопросов теории и практики уголовного права, возникающих в сфере борьбы с экологической преступностью.

Цель и задачи исследования; исследование уголовно-правовых вопросов, относящихся к экологическим  преступлениям. А также исследование специфики объекта экологических  преступлений.

В соответствии с этой целью  были поставлены и решены следующие  задачи:

определить понятие экологического преступления и выделить его основные черты, а также определить его  объект и субъект;

рассмотреть элементы состава  преступлений в сфере лесопользования;

рассмотреть объективную  и субъективную стороны экологических  преступлений;

определить основные виды экологических преступлений;

сформулировать понятие  леса как предмета экологического преступления

определить особенности  правового регулирования в сфере  лесопользования

Объект и предмет исследования. Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в сфере  лесопользования, а также реальное состояние экологической преступности в России, и методологические и  теоретические проблемы уголовного законодательства об экологических и преступлений в сфере лесопользования. Предметом дипломного исследования являются: уголовно-правовые нормы в области охраны лесопользования.

Методология и методика исследования. Методологической основой дипломного исследования является логический подход к рассмотрению объекта и предмета исследования с использованием общих  и специальных методов научного познания, таких, как сравнительно-правовой (старое и новое принятое законодательство, имеется в виду прежде всего старый и новый Лесной кодекс, поправки к уголовному кодексу), статистический, юридический метод, общенаучный метод формально юридический метод, исторический метод поскольку в своей дипломной работе я обращался к истории развития такой проблемы, как экологические преступления логический метод, социологический и др. Теоретическую основу дипломной работы составляют труды отечественных авторов по уголовному праву: В.М. Лебедева, А.В. Наумова, В.В. Петрова, М.П. Журавлева, Э.Н. Жевлакова, А. Сулейманова, В.И. Радченко, В. Зубковой, Н. Соколова

Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, законы РФ, Указы Президента РФ,

Структура введения. Дипломная  работа состоит из введения двух глав, шести пунктов, заключения и списка литературы.

Первая глава звучит как "Общая характеристика экологических  преступлений". Она состоит из трех пунктов: содержания понятия, субъекта и объекта экологического преступления. Я дал определение экологического преступления обозначил его объект и определил субъекты обозначенных общественных отношений; объективные  и субъективные признаки экологического преступления. В этом пункте я обозначил  и охарактеризовал общие для  экологических преступлений объективные  и субъективные признаки; характеристика видов экологических преступлений. Я систематизировал преступления в  зависимости от содержания предмета и непосредственного объекта  посягательства, по характеру и способу  совершения экологических преступлений, а также согласно учебнику Уголовное  право России под редакцией А.И. Рарога подразделил на экологические преступления общего характера и специальные экологические преступления.

Глава вторая, которая звучит как "Особенности правового регулирования  лесопользования" Как и первая она, состоит из трех пунктов и  имеют следующие наименования: понятие  леса и лесного участка как  предмета экологического преступления. В пункте прослежена история развития понятия леса и лесного участка  его современное понимание, установлена  Федеральная служба, которая осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов ее задачи и функции, а также указаны статьи УК РФ, которые предусматривают уголовную ответственность за преступления в сфере лесопользования. Незаконная рубка лесных насаждений и уничтожение или повреждение лесных насаждений. Дается уголовно правовая характеристика составов преступления к каждой из указанных преступлений с изменениями, которые произошли благодаря принятию нового Лесного кодекса. В заключение моей дипломной работе изложены выводы. И завершается списком литературы используемой мной при написании этой работы.

2.2 Незаконная рубка лесных насаждений

С принятием Уголовного кодекса  РФ 1996 г. существенно изменились условия  наступления уголовной ответственности, а также ее размер за незаконную порубку деревьев и кустарников. Если вначале это происходило  в направлении либерализации, то с 2003 г., наоборот, в сторону определенного  ужесточения. Последнее обусловлено, прежде всего, существенным приростом  выявленных фактов преступной деятельности рассматриваемого вида. Если в 1991 г. по стране было выявлено всего 580 случаев  незаконных порубок, то в 2001 г. - уже 8114, в 2003г. - 12 052, а в 2005г. - 14641 Тенденции  преступности, ее организованности, закон  и опыт борьбы с терроризмом. М., 2006. С. 122.. Таким образом, количество зарегистрированных незаконных порубок деревьев и кустарников  за указанный период увеличилось  в 21,5 раза. Они составляют более 46% в  общем количестве экологических  преступлений. Причем это происходит в условиях исключительно высокой  латентности данного вида противоправной деятельности. Объяснить ее можно  целым рядом причин - социально-экономическими, организационно-управленческими, коррупцией, ростом организованной преступности и  другими. По оценкам специалистов, она  превышает 90%, что наносит невосполнимый  ущерб природным ресурсам страны, ее экономической и экологической  безопасности.

Ответственность за незаконную порубку  деревьев и кустарников предусмотрена  в административном и уголовном  порядке, хотя диспозиции ст.8.28 КоАП РФ и ст.260 УК РФ существенно различаются. На практике, однако, предпочитают вместо уголовной ответственности привлекать нарушителей к ответственности административной; к тому же большая часть обнаруженных правонарушений вовсе остаются нераскрытыми, а сами правонарушители остаются вне сферы какого-либо государственного реагирования. Так, например, Агентством лесного хозяйства по Вологодской области в 2000 г., было зарегистрировано 777 фактов незаконных порубок, ущерб от которых составил 9163,3 тыс. руб. Однако 446 фактов из их числа остались нераскрытыми. Уголовные дела возбуждались лишь в 9 случаях. Административных штрафов на правонарушителей наложено на сумму только в 1,5 тыс. руб. В 2005г. выявлено 274 факта незаконных порубок на сумму 70 996,2 тыс. руб., нераскрытыми остались 204 факта. Возбуждено 34 уголовных дела, к уголовной ответственности привлечен 41 человек. Административных штрафов наложено на сумму 28 тыс. руб. Аналогичная ситуация складывается в Архангельской. Псковской, Мурманской, Костромской, Ярославской областях и в Республике Карелия.

Изложенное означает, что действенной  и целенаправленной борьбы с незаконными  порубками лесных насаждений фактически не ведется, реагирование происходит лишь на явные факты правонарушений, в основном со стороны безработных лиц из местного населения, которые таким образом пытаются заработать на свое существование См., например, Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. С.374. Как правило, эти лица совершают порубки эпизодически и в небольших размерах. Крупные расхитители в орбиту правоохранительных и судебных органов практически не попадают.

Такое положение дел обусловливают  и существующую судебную практику, которая в основном сводится к  применению в отношении виновных условных мер наказания с учетом их социального, имущественного и семейного  положения, не применяя в большинстве  случаев даже предусмотренную законом  конфискацию орудии преступления (бензопил тракторов, автомашин).

Причиненный материальный ущерб от незаконных порубок, как правило, фактически не взыскивается, поскольку у виновных отсутствуют соответствующие финансовые средства и имущество, пригодное  к продаже на аукционе. Статья 260 УК РФ в настоящее время предусматривает  наказание в виде лишения свободы  на срок до трех лет, однако это наказание  реально применяется исключительно  редко.

Наказание в виде штрафа (особенно в крупном размере) применяется  также редко, так как реально  взыскать его с указанных лиц  не представляется возможными. Суды чаще применяют наказание в виде исправительных работ, но рабочих мест для трудоустройства  таких лиц в сельской местности  явно недостаточно, хотя их количество может быть расширено за счет введения работ по обустройству лесов, лесопосадок, их культивированию.

Информация о работе Незаконная рубка лесных насаждений