Административные экологические правонарушения. Общая правовая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:31, реферат

Краткое описание

Перечень экологических правонарушений, за которые наступает административная ответственность, закреплен в главе 15 КоАП Республики Беларусь «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования». В то же время экологический характер имеют и некоторые административные правонарушения, которые содержатся в других главах КоАП.
Наибольшая по количеству статей КоАП группа экологических правонарушений связана с нарушениями порядка использования природных ресурсов (природоресурсные правонарушение). Идет речь, в частности, о нарушении правил охраны и использования земли, животного и растительного мира, атмосферного воздуха.

Содержание

Введение.
Общая характеристика административных экологических правонарушений.
Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

экология.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Административные экологические  правонарушения. Общая правовая характеристика.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

курсант 23 учебной группы

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2009 г.

 

План:

 

Введение.

  1. Общая характеристика административных экологических правонарушений.
  2. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.

Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В эколого-правовой литературе под экологическим правонарушением  принято понимать «виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный в Республике Беларусь экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде, либо создающее угрозу такого причинения». Аналогичное понятие экологического правонарушения с отражением в нем признака юридической ответственности дает Ю.С. Шемшученко. В правовой литературе содержится и ряд других определений понятия экологического правонарушения.

Перечень экологических правонарушений, за которые наступает административная ответственность, закреплен в главе 15 КоАП Республики Беларусь «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования». В то же время экологический характер имеют и некоторые административные правонарушения, которые содержатся в других главах КоАП.

Наибольшая  по количеству статей КоАП группа экологических правонарушений связана с нарушениями порядка использования природных ресурсов (природоресурсные правонарушение). Идет речь, в частности, о нарушении правил охраны и использования земли, животного и растительного мира, атмосферного воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика административных экологических правонарушений.

Известно, что  правовое поведение рассматривается  в двух формах: как правомерное, так  и противоправное. Правомерным является поведение, соответствующее правовым нормам, состоящее в соблюдении правовых предписаний. Вместе с тем ошибочно считать правомерным лишь такое поведение, которое прямо разрешено (указано, перечислено) в нормах права. Иногда правомерные действия могут вытекать в общей форме из «духа закона». Следует согласиться с мнением О.Л. Дубовик о том, что «применительно к экологическим правовым нормам далеко не всегда тому или иному виду поведения соответствует развернутое правило, дающее возможность реального сопоставления действия и модели». Поэтому признак правомерного эколого-значимого поведения включает в себя не только соответствие поведения модели, заложенной в праве, т.е. правилу поведения, но и отсутствие запрета на соответствующее поведение, не противоречивость поведения и действующих правил, закрепленных в правовых нормах.

В отличие от правомерных действий, противоправные деяния должны быть четко определены действующими правовыми нормами. «Деяние  противоправно, если оно представляет собою не исполнение юридической  обязанности или злоупотребление правом, т.е. если оно правом запрещено». Иными словами, противоправны только те деяния, которые запрещены государством под страхом наступления последствий, предусмотренных правовыми санкциями.

По мнению В.Н. Кудрявцева понятия «противоправное» поведение, «неправомерное» поведение и «правонарушение» являются тождественными. Однако применительно к экологическим отношениям понятие «неправомерное» поведение можно считать более широким, чем понятие «правонарушение». Как справедливо заметила О.Л. Дубовик «последнее всегда влечет применение санкций, тогда как неправомерное поведение может повлечь и иные средства реагирования». Такие, например, как отказ в выдаче соответствующего разрешения органами государственного экологического управления в случаях, когда формально правильное поведение природопользователя приводит к ущербу для окружающей среды; изменение режима эксплуатации природных ресурсов и т.д.

Правонарушения, в зависимости от содержания применяемых  за их совершение мер ответственности, делятся на преступления и иные правонарушения - гражданские, административные, дисциплинарные.

Самыми распространенными  среди правонарушений, совершаемых  в области охраны природы, являются административные правонарушения, которые  своей многочисленностью наносят огромный вред природным ресурсам. В связи с этим выяснение особенностей состава и на их основе определение понятия административного правонарушения в сфере экологии в настоящее время актуально и имеет существенное значение не только в теоретическом, но и в практическом аспектах, поскольку от выяснения этих категорий зависит решение таких специфических вопросов административного и экологического права, как основание административной ответственности за экологические правонарушения, квалификация административных правонарушений в сфере экологии, применение административных наказаний за совершенные правонарушения, и др.

К сожалению, в  эколого-правовой литературе центральным  звеном исследований являются проблемы ответственности, а разработке понятия  состава и классификации данного вида правонарушения не уделялось должного внимания. Однако решить проблему юридической ответственности за экологические правонарушения, которая рассматривается, как обязанность претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные противоправным поведением, без решения проблем, связанных с анализом этого поведения, представляется весьма затруднительным. Теоретический анализ административного правонарушения в сфере экологии необходим для дальнейшего развития как теории административного, так и теории экологического права.

Анализ определений экологического правонарушения позволяет выделить такие общие признаки административного правонарушения в сфере экологии, как антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость.

По своей социальной значимости административные правонарушения являются антиобщественными (общественно опасными) потому, что они причиняют вред интересам граждан, общества и государства либо создают угрозу причинения такого вреда.

Противоправность  как признак экологического правонарушения означает, что данное деяние запрещено КоАП Республики Беларусь под угрозой административной ответственности.

Виновность, как признак административного  экологического правонарушения, выражается в том, что общественно опасное деяние совершается лицом умышленно или по неосторожности, т.е. виновно. Ни одно деяние не зависимо от общественной опасности и тяжести наступивших последствий не может быть признано административным правонарушением, если оно совершено невиновно.

Понятие административного экологического правонарушения немыслимо без наказания, поэтому ещё одним его признаком является наказуемость. Конкретные наказания за совершения того или иного правонарушения предусмотрены в санкциях статей Особенной части КоАП Республики Беларусь. Виды и размеры наказаний в них зависят от общественной опасности правонарушения.

В зависимости  от объекта посягательства все административные экологические правонарушения можно разделить на следующие виды:

1. Правонарушения в области охраны и использования земли: порча земель (ст. 15.11); нарушение порядка использования земли и требований по ее охране (ст. 15.10); нарушение порядка захоронения радиоактивных отходов (ст. 15.6); самовольное отступление от схем или проектов землеустройства (ст. 15.12) и др.

2. Правонарушения в области охраны и использования недр: нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 15.18); невыполнение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых горных выработок и буровых скважин(ст. 15.19); нарушение правил охраны недр (ст. 15.20) и др.

3. Правонарушения в области охраны и использования вод: загрязнение либо засорение вод (ст. 15.51); нарушение правил водопользования (ст. 15.52); нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств (ст. 15.53) и др.

3. Правонарушения в области охраны и использования леса: нарушение порядка использования лесосечного фонда (ст. 15.21); нарушение правил лесных пользований (ст. 15.23); нарушение правил использования участков земель государственного лесного фонда (ст. 15.24) и др.

4. Правонарушения в области охраны атмосферного воздуха: загрязнение атмосферы (ст. 15.48); нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 15.49); производство, выпуск в эксплуатацию или эксплуатация передвижных источников с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ (ст. 15.50) и др.

5.Правонарушения в области охраны и использования животного и растительного мира: самовольный сбор или уничтожение грибов, других дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и их частей либо совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды произрастания (ст. 15.27); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных или совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания (ст. 15.34); нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (ст. 15.35); нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (ст. 15.37) и др.

Другая группа экологических правонарушений связана с нарушениями требований экологической безопасности в процессе: а) создание, производства, использования, обезвреживания, хранения, транспортировки, ликвидации, захоронения микроорганизмов, биологически активных веществ и других продуктов биотехнологий; б) внедрение открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, новой техники, технологий и систем, веществ и материалов, нарушения правил и норм ядерной и радиационной безопасности при использовании источников ионизирующего излучения.

К этой группе следует также отнести  допущения сверхнормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также нарушения требований, относительно хранения, транспортировки, использования, обезвреживания, и захоронения  химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных химических, радиоактивных веществ, в том числе отходов.

Отдельную группу проступков составляют проступки, которые касаются экологических  прав граждан. Это, в частности, отказ  от предоставления или несвоевременное  предоставление экологической информации.

Субъектами  административной ответственности  за экологические правонарушения в  соответствии с КоАП Республики Беларусь могут быть как физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства), так и юридические лица.

При этом административной ответственности  подлежат лица, которые на момент совершения административного проступка достигли 16 лет и являются вменяемыми. К несовершеннолетним, которые совершили административные проступки, могут быть применены принудительные мероприятия, которые не являются административными взысканиями: обязательство публично извиниться; предостережение; выговор или строгий выговор; передача под присмотр родителям или лицам, которые их замещают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.

Административная  ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП.

Административная  ответственность за экологическое  правонарушение означает применение компетентными  органами и должностными лицами в  установленном порядке административных взысканий к нарушителям в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Административная ответственность устанавливается в экологическом законодательстве, Кодексах Республики Беларусь «О земле», «О недрах», Лесном, Водном. Так, ст. 121 Лесного кодекса предусматривает административную ответственность за совершение ряда нарушений лесного законодательства. Конкретные виды экологических нарушений и меры административной ответственности устанавливаются в КоАП. В нем определяется ответственность за нарушение земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства предусматривается и в некоторых других нормативных актах, например, в Правилах ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г.

Для административной ответственности в сфере экологопользования характерным является прежде всего то, что административные правонарушения относительно не опасны в сравнении с уголовными преступлениями, а поэтому административные взыскания носят более мягкий характер. Однако, учитывая, что административная ответственность имеет более жесткий характер по сравнению с дисциплинарной, законодательство обязывает учитывать при применении административных взысканий смягчающие или отягчающие обстоятельства, т. е. вводит правовой механизм обеспечения справедливости при применении взысканий. В частности, административную ответственность смягчают такие обстоятельства, как добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда, и отягчают - повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, или продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченного на то лица прекратить его.

Вместе с  тем административная ответственность  отличается от других видов юридической  ответственности не только по органам, ее применяющим, но и по характеру  санкций, особому процессуальному порядку ее применения. Как и уголовная, административная ответственность может применяться в совокупности с гражданско-правовой. Тем не менее законодательство не допускает применения одновременно мер административной и уголовной ответственности. В данном случае, в зависимости от признания соответствующего правонарушения административным проступком или преступлением, применяется один из указанных видов ответственности.

Информация о работе Административные экологические правонарушения. Общая правовая характеристика