Административная ответственность за экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. Природа - интегрированный объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их естественных свойств и особенностей использования обществом.

Содержание

Объекты экологического права……………………………… 2
Понятие объектов экологического права………………………. 2
Виды объектов экологического права………………………….... 4
Административная ответственность за
экологические правонарушения……………………………. 8
Понятие административного
экологического правонарушения………………………….. 9
Понятие административной ответственности за экологические правонарушения………………………………………………… 12
Виды административных экологических правонарушений и административные взыскания за них……………………… 14
Решение практической задачи……………………………………18
Список использованных источников……………………………. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 55.83 Кб (Скачать файл)

       В законодательстве РФ  предусматриваются следующие административные взыскания:

- предупреждение;

- штраф;

- возмездное  изъятие либо конфискация предмета, являющегося орудием совершения  или непосредственным объектом  административного правонарушения (ружья, рыболовной сети, туши  убитого животного);

- лишение  специального права, предоставленного  данному гражданину (права охоты,  рыбной ловли, управления автомототранспортом,  ограничение или лишение права  природопользования);

- приостановление  или закрытие предприятия, отрицательно  влияющего на окружающую среду,  или изъятие природного объекта  из пользования (последние меры  воздействия зачастую выделяются  в отдельную, специфическую эколого-правовую  ответственность);

- исправительные  работы и административный арест  (последние два вида в области  охраны окружающей среды не  применялись).

        Как утверждают некоторые российские исследователи, наиболее распространенной мерой административного пресечения является привлечение виновных к административной ответственности, как правило, путем взыскания административного штрафа с правонарушителей. Целью взыскания административного штрафа с нарушителей правил охраны окружающей среды является: прекращение их противоправного поведения.            В целях охраны атмосферного воздуха и борьбы с шумом применяется такая мера административного пресечения, как запрещение эксплуатации транспорта с повышенным задымлением или с повышенными шумами.11

      В российском законодательстве указано, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.12

       Особенностью правового регулирования административной ответственности за экологические правонарушения является то, что административная ответственность установлена несколькими федеральными законами - Законом «Об охране окружающей природной среды», Кодексом РФ об административных правонарушениях, Земельным кодексом, Законом «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

       Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.

Протоколы об административных экологических  правонарушениях, предусмотренных  в КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

         Следует констатировать, что, существующие штрафные санкции, установленные административным законодательством, не могут способствовать восстановлению нарушенного экологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, а также вреду, причиняемому окружающей природной среде и обществу. Очевидно, что одного только ужесточения санкций недостаточно для того, чтобы значительно улучшить экологическую ситуацию. Важная роль в этом принадлежит экологическому информированию и образованию, т.к. мероприятия, которые применяются для улучшения экологической ситуации, не будут эффективными без активной поддержки населения организмы и места их обитания.13

        Таким образом, в природоохранном законодательстве существенно упорядочены действующие правовые предписания. Проведено согласование специального экологического и административного законодательства. Введена ответственность за виды поведения, не наказуемые ранее в административном порядке. Уточнены признаки многих составов, в первую очередь, предмета и объективной стороны.

       Тем не менее, существует и немало недостатков в законодательстве в области экологически правонарушений. Поэтому, часто встречающимися

проблемами  правоприменительной практики в  области экологических правонарушений, является декларативность и не разработанность норм. Отсутствие конкретных показателей качества благоприятной окружающей среды.

  1. Практическое решение задачи.

В рассматриваемой  ситуации, на лицо присутствие общественных отношений в области взаимодействия общества и природы, в частности предметом эколого-правового регулирования являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а так же, отчасти и общественные отношения в области использования природных ресурсов. Данные правоотношения регулируются положениями законодательных актов, основанных на нормах российского экологического права.

         На основании международных договоров,  регулирующих нормы охраны окружающей  среды и Конституции РФ, созданы законодательные акты, регулирующие данные правоотношения в России. Сюда можно отнести и ФЗ РФ "Об охране окружающей среды", и ФЗ РФ “ Об особо охраняемых природных территориях”, и приказ Минприроды РФ от 25.01.1993 N 15 "Об утверждении Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации", и законодательные акты субъектов федерации.

        В нашем случае, в соответствии со ст. 25 ФЗ РФ “ Об особо охраняемых природных территориях”, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения. А в соответствии со ст. 27 этого же федерального закона, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

         Таким образом, возражения руководства завода не обоснованы, ведь согласно п. 3, ст. 27 ФЗ РФ “  Об особо охраняемых природных территориях” - расходы собственников, владельцев, пользователей и арендаторов указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального либо соответствующего регионального бюджета, а также средств внебюджетных фондов. Конкретные источники, порядок, размеры и формы возмещения таких расходов устанавливаются органом исполнительной власти, принявшим решение об объявлении природного комплекса или объекта памятником природы.

  1. Список использованных источников.

Нормативно - правовые акты.

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об охране окружающей среды".
  3. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об экологической экспертизе" (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2011).
  4. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об особо охраняемых природных территориях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011).
  5. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
  6. "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 21.07.2011).
  7. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об охране атмосферного воздуха".
  8. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.11.2011).
  9. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 18.07.2011).
  10. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О животном мире".
  11. Постановление Правительства РФ от 22.12.2010 N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы".
  12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 года № 14 (с изменениями на 6 февраля 2007 года №7).

Используемая  литература.

1. Административное  право России: Учебник/ Б. Н.  Габричидзе и др.- М.: ТК Велби, 2010.- 680 с.

2. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева.- М.: Юристъ, 2010.-553 с.

3. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов.-М.:НОРМА, 2009.-344 с.

4. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов.-М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2009.- 667 с.

5. Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды).- М.: Юристъ, 2010.-213с.

6. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник.- М.: ТК Велби, Проспект, 2009.-258 с.

7. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях расширенный, с использованием материалов судебной практики: В двух книгах./ Под ред. А.Б. Агапова.- М.: Издательство "Статут", 2010.- 789 с.

8. Дубовик О.Л. Административная ответственность за экологические правонарушения: предварительная оценка реформы законодательства// Экологическое право.-2008.- N 2.- С.32-34. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Административная ответственность за экологические правонарушения