Аудиовизуальные средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:19, реферат

Краткое описание

Иностранный язык - обязательный предмет учебного плана, он изучается в течение многих лет, требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя, но овладение им вне среды языка представляет большую трудность, особенно для сельских общеобразовательных школ. Не секрет, что каждый учитель, планируя свой очередной урок, стремится , чтобы он был не только эффективным и качественным, но и живым и ярким, ведь то, что интересно ученикам, что “ярко” было представлено на уроке, то и запомнится больше всего.

Содержание

Введение
Глава 1. Положение об аудиовизуальных средствах обучения учебного назначения.
. Общее положение.
Требования к аудиовизуальной продукции учебного назначения.
Глава 2. Аудиовизуальные средства обучения.
Глава 3. Эффекты использования ТСО.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Аудиовизуальные средства.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Типичными педагогическими  ошибками, снижающими эффективность  применения ТСО, являются следующие:

- недостаточная методическая  подготовленность учителя; 

- неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;

- бесплановость, случайность  их применения;

- перегруженность урока  демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

Применение ТСО создает  повышенную нагрузку на центральную  нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Частое переключение достаточно сложно, а длительное использование одного ТСО сильно утомляет учащихся. Необходимо учитывать, что утомление, каков бы ни был его источник, приводит к падению всех показателей внимания.

В связи с  этим использование ТСО должно подчиняться  специальным гигиеническим нормам, созданным на основе психофизиологических исследований:

- ТСО желательно применять  через 5-10 мин после начала работы.

- При использовании  ТСО однообразная структура урока,  несмотря на интересную передачу, ведет к быстро развивающемуся  утомлению, так как трудно в продолжении всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть или только слушать. Необходимо учитывать также относительно (по сравнению с уроками без применения аудиовизуальных средств) больший объем информации и ее эмоциональную окрашенность, что увеличивает напряжение, ускоряет темп работы (учащиеся практически не отвлекаются), в результате чего возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому необходимо не злоупотреблять использованием ТСО, чередовать различные методы и приемы работы.

 -В течение недели количество уроков с применением ТСО для учащихся старших классов не должно превышать 4-6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом (для профильных школ, оснащенных современной техникой) - 442 ч.

-При использовании звуковых средств обучения длительность применения звукозаписи допустима в пределах 25-30 мин, если при этом используется музыка, то на 5 мин больше. Программированные звукозаписи нельзя использовать на трех уроках подряд; их применение наиболее утомительно для школьников в начале учебного года и в конце IV четверти, поэтому время работы с программированной звукозаписью в начале учебного года должно быть сокращено до 5-10 мин, а во второй половине IV четверти работать с нею вообще не следует. При использовании для подачи звукозаписи наушников необходимо оборудовать их индивидуальными регуляторами громкости, позволяющими устанавливать комфортный уровень громкости звуковых сигналов.

-Видео-, кино -, телематериалы, экранные ТСО могут быть использованы полностью или фрагментарно, в зависимости от целей, которые преследует учитель. Существуют следующие нормы использования аудиовизуальных средств, учитывающие динамику работоспособности учащихся старших классов:

-Продолжительность фильма на одном уроке не должна превышать 20-30 мин, длительность фрагментов - 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5.

-Если в работе используются диапозитивы, то в течение одного урока их можно показать до 15 цветных или до 20 черно-белых, но (независимо от возраста детей) лучше всего воспринимаются 5-10 кадров.

Количество кадров в  учебном диафильме не должно превышать 25. Нельзя использовать два диафильма  на одном занятии, но показ фрагментов из двух разных диафильмов вполне целесообразен.

Одним из важнейших преимуществ  использования ТСО в учебном  процессе являются их возможности в  плане обеспечения наглядности  и эмоциональности изучаемого материала, что в свою очередь можно рассматривать  как дополнительные средства организации и управления вниманием учащихся. Однако желаемый эффект достигается только в том случае, когда ТСО используются в соответствии с закономерностями протекания познавательной деятельности учащихся определенного возраста и психологического статуса, характеристиками учебного материала и учебных задач.

ТСО обладают широким диапазоном выразительности, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала, управлять вниманием, выделяя главное изображение средствами динамики и композиции кадра, монтажной сменой планов. Кроме того, из кадра убирают или ослабляют все отвлекающее от главного разными способами: соотношением главного объекта и окружающих фоновых объектов, различной интенсивностью окраски, выделением светом и т.п. Благодаря этим приемам достигается адекватное сочетание фигуры и фона, что способствует оптимальному распределению внимания учащихся.

Аудиовизуальные пособия  применяют как зрительную опору  для последующей самостоятельной работы учащихся, как вспомогательное средство при опросе, как материал для проверки знаний, для проведения письменных и устных сочинений. Их использование требует от учителя разработки особой стратегии, предполагающей его активное участие в процессе организации внимания и восприятия.

На занятиях с использованием ТСО учитель:

- выделяет основные демонстрируемые объекты и явления, раскрывает их сущность;

- сосредотачивает внимание учащихся на содержании информации, получаемой посредством аудиовизуальных средств;

- обращает внимание учащихся на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта;

- активизирует, стимулирует мыслительную деятельность учащихся;

создает проблемную ситуацию, включая обучаемого в активный познавательный поиск;

- устанавливает связи между содержанием аудиовизуальных пособий и темой урока;

- подводит учащихся к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей;

- вызывает воспроизведение запечатленных ранее образов.

Кроме указанных действий учителя, в качестве управляющих  воздействий в самих аудиовизуальных пособиях используются специальные указатели (знаки, символы) и приемы, позволяющие выделить, подчеркнуть, сравнить в определенные моменты нужные стороны изучаемого объекта. Учитель должен обратить на них внимание учащихся, обеспечить понимание функций и значения и адекватное использование таких указателей, специально проинструктировать учащихся об этом направлении работы с информацией, получаемой через ТСО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.

В результате обобщения  опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение ТС позволяет:

1)  восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;

2)  полнее реализовать  важный дидактический принцип наглядности;

3) осуществлять обучение  с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;

4)   создавать лучшие условия для программирования и контроля;

5) обеспечивать ускоренное  формирование и развитие навыков  слухового самоконтроля;

6) максимально использовать  аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;

7) более или менее точно определять качественные показатели иноязычной речи учащихся в магнитной записи;

8) выполнять многие  активные виды упражнений со  всеми учениками одновременно, включая говорение.

Рациональное использование  технических средств дает учителю  возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении.

Необходимость широкого внедрения технических средств  в обучение обусловлена тем, что  их применение раскрывает большие возможности для реализации одного, из важнейших дидактических принципов — принципа наглядности.

 

 

 

 

Литература

1. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП / Пер. с англ. Новосибирск: Экор, 1995.

2.      Всесоюзный научный  сборник “ Вопросы применения  ТСО в учебном процессе. М - 1986 г.,

3. Гидлевский А.В., Гидлевская Т.А., Сосновский Ю.М. Методы НЛП в задачах дидактики // Регионально-национальные ценности историко-педагогического знания и современные инновационные процессы в образовании Западной Сибири. Горноалтайск: ГУ. 1997. С. 69-72. 4. Гидлевский А.В. Использование методов “визуального поля” для решения задач психодидактики в новых образовательных технологиях // Современные образовательные технологии. Омск: СибАДИ. 1999. С. 82-84.

5.      Горчев А.Ю. О  некоторых важнейших условиях  эффективности использования ТСО.//Иностранные  языки в школе.-1984.-№4.

6.      Елухина Н.В. Преодоление  основных трудностей понимания  иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться.//Иностранные языки в школе.-1996.-№4.

7.      Зимняя И.А.Психология  обучения иностранным языкам  в школе. - М.: “Просвещение”,1991.

8. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник. Под редакцией Гриценко В.И., Довгялло А.М., Савельева А.Я./Киев. "Наукова думка", 1992. - 650с.

9.       Корецкий К., Зарубежная учебная кинематография, в сборнике: Учебное кино, в. 5, М., 1936; Учебный фильм. Сб. ст., М., 1961; Шахмаев  Н. М., Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе, М., 1973; Wittich W., Schuller C., Audio-visual materials, N. Y., 1957.

10.     Мархель И.И., Овакимян  Ю.О. Комплексный подход к использованию  технических средств обучения: Учебно-метод. пособие. М: Высш. шк., 1987,- 175 с., ил.

11. Мархель И.И., Отенко В.А., Автоматизированная обучающая система. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник, Киев, "Наукова думка", 1992.- С.43-46.

12. Молибог А. Г., Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе, М., 1971; Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.

13.    Песталоцци И.Г. Избранные  педагогические сочинения: в 2-х  т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1.

14.    Трансформация личности: нейролингвистическое программирование. Одесса: “Хаджибей”, 1995. 

15.    Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977.  

16. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учреждение Образования

Речицкий государственный  педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Применение технических средств обучения на уроках иностранного языка »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

учащаяся группы ИБ-31

Матякубова С.К.

Преподаватель:

Матук В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речица, 2012




Информация о работе Аудиовизуальные средства обучения