Цены и инфляция, их взаимосвязь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 07:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматриваются ключевые вопросы теории и практики формирования цен на фоне структурных сдвигов, происходящих в экономике. Центральное место занимает выявление наиболее общих закономерностей движения цен. Исследуется взаимозависимость объективных и субъективных причин возникновения и развития инфляционных процессов, прослеживаются воспроизводственные корни инфляции, ее прямые и обратные связи со сферой материального производства. Рассмотрен вопрос роста цен. Можно ли избежать инфляции? От чего зависит интенсивность ценоповышательных процессов? В своей работе я попыталась рассмотреть эти и другие экономические вопросы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Инфляция………………………………………………………………………..4
1.1. Определение инфляции………………………………………………………4
1.2. Факторы, влияющие на инфляцию. Дефляция…………………………..…7
1.3. Классификация и модели инфляции……………………………….………12
2. Цены……………………………………………………………………………16
2.1. Цены и денежная масса………………………………………………..……16
2.2. Либерализация цен………………………………………………….………18
2.3. Функции рыночной цены……………………………………………...……21
3. Взаимосвязь цены и инфляции………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Цены и инфляция. курсовая.docx

— 54.26 Кб (Скачать файл)

Инфляция, как известно, усиливает  процесс перераспределения доходов между различными отраслями и группами населения. Выигрывают те, которые имеют возможность быстрее повысить цены на свою продукцию, получить от этого дополнительную прибыль и распределить ее между своими работниками. Проигрывают те, у кого цены более стабильные и контролируемые, а получаемые доходы обесцениваются: работники пищевой промышленности, непроизводственной сферы (где ассортимент продукции и оплата труда меняются реже либо введены оклады). Последовательное приближение внутренних цен к мировым способствовало усилению финансовой дестабилизации, росту инфляции, дальнейшему падению и без того заниженного курса рубля. Между тем внутренние цены в первую очередь должны опираться на существующие в стране уровни технологий, издержек производства и совокупный спрос. Негативное влияние на стабилизацию экономики оказывало стремление правительства к конвертируемости рубля без создания необходимых условий.

Инфляционный рост цен и прибыли, получаемой предприятиями в связи с ростом цен, позволяет через систему налогов увеличить доходы, получаемые бюджетом, или хотя бы компенсировать их снижение при сокращении объемов производства. Однако нельзя не отметить, что такой механизм сбалансирования госбюджета в условиях инфляции предполагает рыночную систему цен. Конечная цена продукции завышается производителями не только исходя из инфляционных ожиданий. Расчетная сумма налоговых отчислений также учитывается в цене в качестве издержек.

Вместе с тем нужно четко  представлять меру возможностей такого механизма формирования доходов госбюджета, поскольку повышение темпов инфляции требует адекватных форм и методов социальной защиты населения. И эффективность механизма инфляционного формирования бюджетных доходов ограничивается определенным увеличением бюджетных расходов на цели социальной защиты населения от инфляционного роста цен.

Либерализация цен привела к  обесценению излишней денежной массы, находившейся в экономике. Однако полностью  решить проблему ликвидации излишней массы денег у населения не удалось. Эффективный переход к  рыночной экономике выражается, прежде всего, такими показателями, как:

· насыщение рынков и ликвидация на этой основе товарного дефицита;

· снижение инфляции до умеренного размера (не более 10% прироста цен в год);

· формирование внутренней конвертируемости национальной денежной единицы (достижение единого и стабильного рыночного курса обмена на твердую валюту).

 

 

 

2.3. Функции рыночной цены

Взаимодействие между спросом  и предложением осуществляется через  рыночную цену. Последняя зависит  не столько от издержек предпринимателей, производящих ту или иную продукцию, сколько от формы рынка: при монополии она самая высокая, при олигополии рыночная цена ниже, при полиполии самая низкая. Какой бы ни была, однако форма рынка, рыночная цена всегда обеспечивает количественное соответствие спроса и предложения. Это значит, что ни при какой форме рынка не может возникнуть ситуация, когда бы часть товара не находила сбыта (затоваривание), или когда бы ощущался недостаток товаров (дефицит). Регулирующая функция рыночной цены определяет размеры предложения той или иной продукции. В ее основе лежит принцип хозяйствования - максимум прибыли. Некоммерческие предприятия и организации, не имеющие прибыли (школы, дома для престарелых, больницы, центральный государственный банк, благотворительные фонды и пр.). Регулирующая функция рыночной цены касается работы отдельного предприятия, отрасли, т.е. рынка отдельного товара. Другая функция рыночной цены - координирующая - показывает взаимодействие всех рынков между собой - прежде всего рынков потребительских товаров и рынков средств производства машин, станков, сырья и пр., а также труда, т.е. рынков всего того, с помощью чего производится конечная продукция.

Понятно, что эти два вида рынков связаны между собой. Так, с ростом спроса на конечную продукцию (товары народного потребления) и соответственно с увеличением ее производства повышается спрос на исходные материалы; рабочую силу и т.д. Это ведет к увеличению цены последних и соответствующему, если есть для того возможность, расширению их производства (или вовлечению в производство, если речь идет о рабочей силе).

Однако во взаимодействии рынка  конечной продукции с рынками  факторов производства остается неясным следующий вопрос: чем определяются рыночные цены факторов производства, или что лежит в основе количественного спроса на них?

Известно, что в основе количественного  спроса на потребительские товары (то, какое количество их покупают при данной рыночной цене) лежат всегда ограниченные доходы покупателей. А что лежит в основе количественного спроса на средства производства, со стороны отраслей, производящих потребительские товары? Какое их количество и по какой цене они готовы их приобрести, иначе говоря, чем определяется их готовность нести те или иные издержки?

Скорее всего, и в этом случае речь идет о доходах покупателей - производителей конечной продукции. Это предположение совершенно справедливо. Отрасли, выпускающие товары народного потребления, нуждаются в средствах производства в той мере, в какой они получают доход от реализации своей продукции. Чем выше их доход, или результат их деятельности, тем в большем количестве средств производства они нуждаются, тем более высокую цену за них готовы заплатить. Координирующая функция рыночной цены - это то, что связывает между собой все рынки, все отрасли рыночной экономики. Это та сила, которая заставляет каждого отдельного предпринимателя производить ровно столько продукции, сколько требуется отраслям, её потребляющим. В конце концов, работа всего народного хозяйства определяется спросом граждан на конечную продукцию и производительностью факторов производства (технологиями, квалификацией работников, качеством управления).

Каждый предприниматель, приспосабливая свою деятельность под рыночную цену своей продукции и рыночную цену продукции своих поставщиков, даже не имея непосредственных контактов с конечным потребителем, всегда работает именно на него и может довольно точно определять возможности развития своего производства, т.е. планировать его. Иначе говоря, благодаря проанализированной зависимости между собой всех рынков, каждый предприниматель может судить по рыночным ценам о ситуации во всей экономике.

Так, рыночная цена своей координирующей функцией придает народному хозяйству целостность и способность к саморегулированию. Рыночная цена - сердцевина рыночного механизма. Она никому ничего не гарантирует, она лишь показывает, дает знак расширять, сокращать или вообще закрывать производство, если не получается вовремя возмещать расходы на производство продукции доходами от реализации, если не удается приобрести на рынке по рыночным ценам необходимые факторы производства.

 

Глава 3. Взаимосвязь цены и инфляции

Под инфляцией понимают общий  и устойчивый рост цен. При этом имеется  в виду не краткосрочное локальное  повышение цен на отдельных товарных рынках. Инфляция связана именно с устойчивым ростом цен на большинство товаров, услуг и производственных ресурсов, в т.ч. и цен на рабочую силу.

Социально-экономические  последствия инфляции. Обесцениваются результаты труда, уничтожаются сбережения физических и активы юридических лиц. Высокая инфляция разрушает денежную и кредитную системы страны, усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции, ускоряет бегство капитала, способствует вытеснению национальной валюты во внутреннем обращении иностранной, подрывает возможности устойчивого финансирования государственного бюджета.

Инфляция искажает процессы ценообразования в рыночной экономике. Степень этого искажения определяется интенсивностью инфляционного процесса, выражающегося в индексе цен. Влияние инфляции на ценообразование состоит в том, что, прогнозируя цены на какие-либо товары или подсчитывая потребительские расходы за некоторое время на приобретение того или иного товара, необходимо в расчетах уровень цен корректировать на уровень инфляции в данном периоде. Сторонники кейнсианской теории инфляции считают, что основным фактором, вызывающим инфляционные процессы, является излишнее повышение спроса на рабочую силу. При высоком уровне спроса на рабочую силу наемные работники будут настаивать на повышении заработной платы.

Чтобы сохранить при этом свою норму прибыли, предприниматели  будут повышать цену за соответствующий товар. Это равносильно повышению цены товара вследствие увеличения производственных издержек, и инфляцию такого рода называют инфляцией издержек. Если исходить из кейнсианской теории, то для сдерживания инфляционных процессов следует ограничивать рост заработной платы, если только за счет совершенствования технологии и организации производства не повышается производительность труда.

Монетаристская теория инфляции исходит из того, что инфляционные явления возникают в денежной сфере. Важнейшая причина ускорения  инфляции состоит в опережающем росте номинальной денежной массы над реальным ростом производства.

Между темпами инфляции и  темпами прироста денежной массы  существует прямо пропорциональная связь. Такая же зависимость проявляется и в отношении скорости денежного оборота. Однако темп прироста реального продукта обратно пропорционален темпу инфляции.

Государство должно контролировать устойчиворавномерное увеличение денежной массы в обращении (примерно на несколько процентов в год), что само по себе должно обеспечить здоровое развитие рыночной экономики. Уровень цен в рамках макроэкономики предопределяется количеством и скоростью обращающихся в денежном хозяйстве денег.

Борьба с инфляцией  у монетаристов сводится к мерам, направленным на уменьшение количества денег в обращении и вообще платежеспособного спроса, т.е., по существу, к основным мерам дефляционной политики, включая и т.н. таргетирование относят политику сдерживания роста количества денег в заранее заданных пределах. Для отдельного предприятия инфляция накладывает обязательства: обоснованно оценить ее уровень, составить обстоятельный прогноз изменения цен на продукцию и цен на приобретаемые ресурсы с учетом общего инфляционного фактора роста цен в экономике на прогнозируемый или планируемый период времени.

Информация об уровне инфляции необходима предприятию для качественной разработки бизнеспланов, повышения достоверности оценки финансовых результатов, разработки эффективной ценовой политики.(9).

 

Заключение

В данной работе было рассмотрено, каким  образом в условиях реальной хозяйственной практики реализуются закономерности рыночного ценообразования, какое место занимают цены в функционирующем ныне хозяйственном механизме, насколько эффективно их воздействие на экономику страны, на процессы производства, распределения и потребления различных товаров.

Как видно из материалов работы, цены выполняют роль своеобразного барометра  состояния экономики, их уровень  и динамика позволяют судить о  степени прогрессивности развития экономики, о характере влияния  на нее конкретных факторов и условий.

Формирование новой системы  рыночных отношений в Российской федерации длительный и противоречивый процесс. Для его развития необходимо создание конкурентной системы ценообразования, государственное регулирование цен на продукцию, на социально значимые товары, на монопольную продукцию, в том числе и на продукцию малых и средних фирм, реализующих ее по монопольным ценам. А также усиление государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, введение трехсторонних соглашений между правительством, профсоюзами, и фирмами (предпринимателями) по размерам выплачиваемых налогов, заработной плате, допустимому росту цен и мерам социальной защиты.

 

 

Список использованной литературы

  1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - М. - 2005. 224с.
  2. Бешенцева Л.К. Экономические циклы. Инфляция: учебное пособие. - Н. - 2002. 40с.
  3. Деева А.И. Цены и ценообразование. - М.: Экзамен. - 2003. 155с.
  4. Морозов В.П. Цены в России. - М. - 2002. 167с.
  5. Виноградов В.В. Экономика России. - М. - 2001. 320с.
  6. Ценообразование: учебное пособие / Под ред. Г.А. Тактарова. - М.- Финансы и статистика. - 2003. 176с.
  7. Цены и ценообразование: учебник / Под ред. проф. И.К. Салимжанова. М.-Финстатинформ. - 2001. 190с.
  8. Ценообразование и налогообложение: учебник /Под ред. проф. И.К. Салимжанова. М.:Кнорус. - 2002. 240с.
  9. Цены и ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов, О.В. Португалова, В.Е. Новиков и др.; Под ред. И.К. Салимжанова. - М.-ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 360с.
  10. http://www.2fy.ru/node/5543

 

 


Информация о работе Цены и инфляция, их взаимосвязь