Ценообразование на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследование особенностей формирования цен на труд. И поставлены следующие основные задачи:
- охарактеризовать динамику реализации функций заработной платы;
- проанализировать социально - экономические факторы ценообразования на рынке труда;
- определить закономерности ценообразования и реализации функций заработной платы на российском рынке труда
- охарактеризовать механизм ценообразования на рынке труда;
- проанализировать влияние спроса и предложения на рынке труда на цену на труд.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ
РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА РЫНКЕ ТРУДА 4
1.1. Закономерности ценообразования и реализации функций заработной платы на российском рынке труда. 4
1.2. Социально - экономические факторы ценообразования на рынке труда 11
2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА 18
2.1 Общая характеристика механизма ценообразования на рынке труда 18
2.2 Влияние спроса и предложения на рынке труда на цену на труд 22
2.3.. Основные проблемы ценообразования на рынке труда в современной России 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА КУРСОВАЯ!!.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Правильное понимание и полный учет особенностей, содержания, функций и принципов организации заработной платы могут способствовать построению научно обоснованных моделей и концепций оплаты труда, заинтересовывающих работников в максимальных конечных результатах и экономическом росте.

 

2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА  РЫНКЕ ТРУДА

2.1 Общая характеристика механизма ценообразования на рынке труда

 

Рынок труда является одной из важнейших  составляющих общеэкономического рыночного  механизма. Он представляет собой общественно-экономическую  форму движения рабочей силы (трудовых ресурсов) на основе ее купли-продажи.

Изучение рынка труда, представляется одним из центральных моментов анализа социально-экономического благополучия общества. Он призван, с одной стороны, обеспечивать эффективный поиск мест приложения труда для основной и дополнительной занятости работников предприятий и создавать условия для развития предпринимательства, а с другой, реализует установки экономической и социальной политики государства. Будучи индикатором востребованности экономикой работников, различающихся профессионально, по квалификации, полу, возрасту, месту жительства и т.д., рынок труда определяет место, время и характер занятости работника, его доход и, следовательно, формирует решающие параметры качества жизни.

Рынок труда формируется в масштабах  страны под влиянием экономических, региональных, отраслевых и сезонных факторов. При этом правомерно выделение региональных рынков труда, имеющих свою специфику. Исследование региональных рынков труда не только уточняет теоретические представления о рынке труда России, но и имеет самостоятельное значение, в первую очередь для анализа и прогнозирования социально-экономического развития регионов. [22]

Становлению рынка труда в России препятствует ряд причин: рынок труда  не имеет развитой институциональной  структуры, что затрудняет его регулирование; не отрегулированы административные и правовые ограничения на миграцию рабочей силы; экономика остается высокомонополизированной, что позволяет работодателям диктовать условия занятости; отсутствует реальный рынок доступного жилья, что сдерживает территориальное перераспределение трудовых ресурсов.

Ситуация на рынке труда формируется  под влиянием общей экономикосоциальной  ситуации в стране и регионах, в  зависимости от разнообразных 3 экономических  и социальных программ. При реализации социальной и экономической политики не в полной мере просчитываются её последствия для трудоспособного населения, что приводит к стихийным процессам на рынке труда. Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения требуется комплексная система регулирования занятости, осуществляемая развитыми институтами рынка труда.

Рынок труда определяют еще как  соотношение спроса и предложения  рабочей силы. Он обладает рядом  особенностей, отличающих его от других рынков. Во-первых, спрос на рынке  труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления. Во-вторых, рынок труда отличается специфичностью реализуемого на нем товара - рабочей силы. За проблемами реализации рабочей силы непосредственно стоят судьбы работников, а при определенных условиях - и судьбы правительства. В-третьих, на нем невозможно в полной мере осуществить характерный для рыночной экономики принцип «примата потребителя». Ведь даже самый высокий уровень развития рыночной экономики не отменяет предложения на рынке труда таких слабо социально защищенных групп работников, как молодежь, женщины, инвалиды и др. [7 c.92]

К основным компонентам рынка труда  относятся: цена рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение.

Цена рабочей силы выступает  в виде заработной платы.

Конкуренция проявляется в форме  соперничества работников за рабочие места, работодателей - за рабочие руки, а также работников-работодателей - за условия найма.

Основными субъектами рынка труда  являются: контрагенты трудовых отношений - работники и работодатели; посредники между работодателями и наемными работниками; представители органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие его государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства; представители интересов работников и работодателей - такие общественные организации, как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и т.д., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.

Сущность рынка труда проявляется  в следующих его основных функциях: согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений; обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда; поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы; формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства; стимулирование эффективной и рациональной занятости; регуляция индивидуальных доходов работников; содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров.

Единственным товаром на рынке  труда является рабочая сила, т.е. способность человека к труду. Как  и всякий товар, рабочая сила имеет  потребительную стоимость, стоимость  и цену. К потребительной стоимости  рабочей силы, т.е. ее полезности для покупателя, следует отнести не столько ее способность производить товары и услуги, сколько возможность создавать предпринимателю прибавочную стоимость. Ценность того или иного работника тем больше, чем больше он создает прибыли предпринимателю. Стоимость рабочей силы можно определить по стоимости тех благ и услуг, которые необходимы работнику и его семье для нормального процесса воспроизводства рабочей силы. Ценой рабочей силы является заработная плата. [5 c.128]

На рынке труда осуществляется обмен рабочей силы на созданный в обществе продукт. На уровне непосредственных работников получаемый ими доход выступает в форме заработной платы, экономическое значение которой состоит в обеспечении условий жизнедеятельности человека[10 c.138].

Таким образом, формирование цены рабочей силы (цены труда), а следовательно, и уровня ставок заработной платы происходит на рынке труда в результате взаимодействия (торга) основных субъектов рынка труда - работодателей и наемных работников. Этот метод регулирования заработной платы можно назвать рыночным методом. Коллективно-договорное регулирование заработной платы в последнее время складывается и в условиях России. Здесь также формируется несколько уровней взаимодействия работодателей, профсоюзов и государства в сфере регулирования заработной платы. На высшем уровне заключаются генеральные тарифные соглашения между ассоциациями работодателей, центральными органами профсоюзов и правительством РФ. В генеральных тарифных соглашениях фиксируются минимальные ставки оплаты труда, межотраслевые соотношения в уровнях тарифных ставок, способы и размеры индексации заработной платы. В отраслевых тарифных соглашениях указываются минимальные размеры тарифных ставок работников наиболее массовых профессий отрасли, минимально допустимые размеры надбавок и доплат, основные показатели и условия премирования. Эти же позиции определяются в региональных тарифных соглашениях, но применительно к базовой отрасли данного региона. На внутрифирменном уровне юридической основой социального партнерства является коллективный договор, заключаемый между администрацией (работодателем) и профсоюзной организацией (представителем трудового коллектива). В коллективном договоре фиксируются конкретные размеры тарифных ставок, надбавок, доплат и другие условия оплаты труда. Условия оплаты труда, указанные в коллективном договоре, не могут ухудшать положение наемных работников по сравнению с нормами, зафиксированными в генеральных, отраслевых и региональных тарифных соглашениях. Наоборот, они могут превышать размеры оплаты труда, указанные в тарифных соглашениях более высокого уровня. Условия оплаты труда на внутрифирменном уровне могут быть индивидуализированы путем заключения индивидуальных трудовых контрактов между работниками и администрацией.

2.2 Влияние спроса и предложения на рынке труда на цену на труд

 

Функционирование рынка  труда основано на том, что население, для того чтобы вести нормальную жизнедеятельность, вынуждено продавать  свой труд за вознаграждение, которое  представлено в форме оплаты труда  Здесь специфическими товаром является труд — определенная совокупность интеллектуальных, духовных, физических способностей человека, которые, в общем, представляют собой индивидуальный трудовой потенциал. С другой стороны, другая часть населения согласна оплачивать труд наемных работников. На рынке труда они являются работодателями.

Спрос на рынке труда — представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

Предложение на рынке труда — это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Основным показателем рынка труда является оплата труда, которая определяется в том числе исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Эта точка является отправной, ниже которой невозможно установление заработной платы. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относится спрос и предложение на рынке труда. [10 c.139]

Основными факторами, под влиянием которых формируется размер оплаты труда, относятся:

  • уровень научно-технического развития национальной экономики;
  • возрастная и половая структура рынка труда. Большое влияние на рынок труда оказывает количество на нем людей различных возрастных и половых групп;
  • производительность общественного труда;
  • уровень социально-экономического развития национальной экономики;
  • уровень жизни населения;
  • характер интенсивности общественного труда;
  • географическое, природное и климатическое размещение трудовых ресурсов.

Изменение уровня и размера оплаты труда находится в прямом взаимодействии с изменением спроса и предложения на рынке труда. Другим важным фактором, который оказывает определяющее воздействие на функционирование рынка труда, является спрос — потребность работодателя в сотрудниках, отличающихся определенной квалификационной и профессиональной характеристикой.

Спрос на труд является производным  спросом, то есть производным от готовых  товаров и услуг, которые производятся с помощью данного ресурса. Это  означает, что устойчивость спроса на труд будет зависеть от: производительности труда при создании товара; рыночной стоимости или цены товара, произведенного с помощью данного ресурса; стоимости рабочей силы; возможности замены труда другими факторами производства.

Спрос представляет собой платежеспособную потребность в рабочей силе в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций.

Большинство факторов оказывает  воздействие как на спрос, так  и на предложение труда, как правило, в противоположном направлении. От того или иного соотношения спроса и предложения зависит и цена труда. Если спрос на труд превышает предложение, то цена труда на рынке труда растет. Если, наоборот, предложение труда превышает спрос, то цена труда падает. Наиболее существенные сдвиги между спросом и предложением рабочей силы происходят под воздействием изменения рыночной конъюнктуры в периоды перехода от одной фазы экономического цикла к другой. Так, в периоды оживления и подъема экономики, когда складывается высокая рыночная конъюнктура, открываются новые предприятия, расширяются действующие и, следовательно, открываются новые рабочие места и растет спрос на труд. Результатом этого может быть значительное увеличение цены труда. Наоборот, когда начинается экономический спад, закрываются предприятия, сокращается производство товаров и услуг, часть рабочей силы оказывается излишней и выталкивается на свободный рынок труда. Спрос на труд падает, предложение труда растет. В результате происходит падение цены труда. [6 c.45]

Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов:

объемов общественного  производства;

структуры общественного  производства;

уровня развития и  масштабов структуры общественного  производства;

уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики;

доминирующих форм общественного производства;

темпов роста и развития национальной экономики.

Предложение представлено в форме численности и структуры  наличных трудовых ресурсов, предъявленных  на рынке и способных быть туда доставленными.

Предложение труда зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в общем количестве населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности, уровня жизни и др.

Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов:

  • мобильности населения;
  • количества населения и в целом демографической ситуации;
  • профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий);
  • среднего уровня оплаты труда;
  • этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения;

Совокупное предложение  труда в обществе, согласно П. Самуэльсону, определяется как минимум четырьмя показателями: общей численностью населения; той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей; средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года; качеством, количеством того труда, который будут затрачивать рабочие.

Спрос на рабочую силу зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги производственного и личного потребления, фазы экономического цикла.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства.

На рынке совершенной  конкуренции количество нанимаемых предпринимателем работников определяется двумя показателями - размером заработной платы и предельным продуктом труда в денежном выражении.

Привлечение дополнительной единицы труда прекратится, когда  эти показатели сравняются, т.е. .

Информация о работе Ценообразование на рынке труда