Цена и ценообразование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в оптимизации ценообразования на ООО «Агрегат». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты цен и ценообразования;
- рассмотреть существующие методы ценообразования;
- провести анализ ценообразования на ООО «Агрегат»;
- выявить недостатки действующей системы ценообразования на ООО «Агрегат» и разработать рекомендации по ее оптимизации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1Теоретические аспекты ценообразования………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность ценообразования…………………………………………5
1.2 Виды цен и их классификация………………………………………………….8
1.3 Методы ценообразования……………………………………………………...13
2 Ценообразование на примере деятельности ООО «Агрегат»…………………21
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………………………...21
2.2 Анализ ценообразования на ООО «Агрегат»………………………………...22
2.3 Оптимизация ценообразования на ООО «Агрегат»………………………….28
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………………………………………...36
Приложение 1 - Классификация и виды цен……………………………………...37
Приложение 2 – Методы ценообразования……………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

1) регулируемые цены - цены, находящиеся под контролем государства  или отдельных субъектов Федерации. Выделяют прямые и косвенные  методы регулирования. Прямое регулирование  заключается в установлении фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование оказывает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок;

2) договорно-контрактные  цены - цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Заключая договор-контракт, продавец и покупатель принимают на себя определенные обязательства;

3) фиксированные твердые  цены - цены, устанавливаемые органами  ценообразования или другими государственными учреждениями. Круг товаров, для которого назначаются подобные цены, ограничен;

4) свободные цены - цены, освобожденные от ценового вмешательства  государства и формирующиеся  под влиянием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

3. По степени обоснованности различают:

  1) базисные цены - это цены, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их используют в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции;

2) прейскурантные цены - это цены, фиксируемые в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен;

3) фактические цены сделок - это цены, учитывающие применение  различных надбавок, скидок к базисной цене.

4. С учетом фактора времени цены бывают:

  1) постоянные цены - цены, срок действия которых заранее не оговорен;

2) сезонные цены - это  вид закупочных или розничных  цен на товары, носящие сезонный  характер. Сезонная цена устанавливается  путем применения скидок (надбавок) с первоначальной продажной цены  и действует в течение определенного периода времени (сезона);

  3) ступенчатые цены - это ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заблаговременно обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.8

 5. В зависимости от способа получения информации об уровне цен цены бывают:

1) справочные цены - цены, которые публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и другой специальной литературе;

2) прейскурантные цены - особый вид справочных цен, находящихся  в прейскурантах фирм-продавцов;

3) расчетные цены - цены, используемые в договорах, контрактах  на нестандартное оборудование, которое производится по индивидуальным заказам.

 Поставщики рассчитывают  и обосновывают эти цены для  каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий.

6. В зависимости от вида рынка цены бывают:

1) аукционные цены - цены  публичной продажи по предельно  большому предложенному уровню  на партию товара (лот), предварительно  осмотренную покупателем;

2) биржевые котировки - цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу;

  3) цены торгов - цены особой формы специализированной торговли. Эта форма торговли заключается в выдаче заказов на поставку товаров, получение подрядов на производство определенных работ по условиям, которые заранее объявлены в специальном документе (тендере).9

7. В зависимости от территории цены бывают:

1) единые цены - цены, установленные  и регулируемые государством, они  распространены на всей территории страны;

2) региональные цены - цены, которые формируются на отдельных  территориях страны (цены на сельскохозяйственную продукцию и сырье, газ, электроэнергию);

  3) местные цены - цены, установленные на продукцию, которая производится и потребляется только в данном регионе.

8. По условиям поставки и продажи цены бывают:

  1) цены-нетто - цены на месте купли-продажи;

  2) цены-брутто (фактурные) - цены, которые определяются с условием купли-продажи (вида и размера налогов, наличия и уровня скидок, условий страхования);

3) мировые - это цены, по  которым проводятся крупные экспортные  и импортные операции.10

Рассмотренная классификация цен кратко представлена в Приложении 1.

 Классификация цен  позволяет сформировать эффективные  методы ценообразования, реально отвечающие требованиям производителя и потребителя.

1.3 Методы ценообразования

Методика расчета исходных цен на товары,  как правило, состоит из следующих этапов: постановка задач ценообразования, определение спроса, оценка издержек, анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены.

Можно выделить несколько факторов, под воздействием которых находится предприятие при выборе метода ценообразования на свой товар:

1. Фактор затрат — затраты  и прибыль составляют минимальную  цену товара. Самый простой способ  образования цены: при известных  издержках и расходах прибавить  приемлемую норму прибыли.

2. Фактор конкуренции  — конкуренция оказывает сильное влияние на ценовую политику. Можно спровоцировать всплеск конкуренции, назначив высокую цену, или устранить ее, назначив минимальную.

3. Фактор ценности —  один из наиболее важных факторов. Каждый товар способен в определенной  степени удовлетворить потребности покупателей. Для согласования цены и полезности товара можно: придать товару большую ценность, просветить покупателя посредством рекламы о ценности товара, скорректировать цену так, чтобы она отвечала настоящей ценности товара.

4. Фактор общественного мнения — обычно у людей имеется некоторое представление о цене товара, независимо от того, является ли он потребительским или промышленным. Приобретая товар, они руководствуются некоторыми границами цен, или ценовым радиусом, определяющим, по какой цене они готовы купить товар.11

Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода:

1) на издержки производства — затратные методы;

2) на конъюнктуру рынка  — рыночные методы;

3) на нормативы затрат  на технико-экономический параметр  продукции — параметрические  методы.12

1. Затратные методы.

Затратные методы ценообразования  предполагают расчет цены продажи  продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К ним можно отнести следующие методы: полных издержек, прямых затрат, предельных издержек, на основе анализа безубыточности, учета рентабельности инвестиций, надбавки к цене.

Суть метода полных издержек (метод «издержки плюс») состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности производства продукции, то расчет продажной цены может быть произведен  по следующей  формуле:

Р = С (1+ R/100), (1)

где Р —  продажная цена;

С — полные издержки на единицу продукции;

R  — ожидаемая (нормативная) рентабельность.13

Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции. Однако он может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.

Расчет цен на основе метода предельных издержек также базируется на анализе себестоимости, но он более сложен, чем рассмотренный метод. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги. Этот метод оправдан только в том случае, если гарантированная продажа по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы.

К методам ценообразования на основе издержек производства относится расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.  Фирма стремится установить на свой товар цену на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли.

Точку безубыточности можно также найти аналитическим методом по следующей формуле:

BSV = FC / TR , (2)

где BSV — точка безубыточности;

FC — постоянные затраты;

TR — валовая прибыль.

Если предприятие выпускает широкую номенклатуру продукции, то используют расширенный вариант формулы безубыточности:

BSV = FC / (S x TR)A + (S x TR)B + (S x TR)C + (S x TR)D , (3)

где S — процент общего объема продаж для каждого товара (A, B, C, D).14

Метод учета рентабельности инвестиций. Основная задача метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.

Данный метод  учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Метод успешно подходит при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Основной недостаток метода — использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.15

Метод надбавки к цене предполагает умножение цены приобретения товара  на повышающий коэффициент.

2. Рыночные методы.

Предприятия, использующие рыночные методы с ориентацией на потребителя, прежде всего, ориентированы в своей практике ценообразования на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса, а также на ценностное восприятие потребителем их продукции.

Методы ценообразования, основанные на  воспринимаемой ценности  товара, базируются на величине экономического эффекта, получаемого потребителем за время использования товара. К данной подгруппе методов можно отнести: метод расчета экономической ценности товара и метод оценки максимально приемлемой цены.16

Суть метода расчета экономической ценности товара заключается в оценке ценности для покупателя различий в параметрах данного товара и товара-альтернативы.

Вторым способом  определения цены  через воспринимаемую ценность товара является метод оценки максимально приемлемой цены. Данный подход особенно полезен для установления цен на промышленные товары, когда базовая выгода для покупателя состоит в снижении издержек. Под максимальной ценой понимается цена, соответствующая нулевой экономии на издержках, т.е. чем выше будет повышаться цена относительного данного уровня, тем сильнее будет ее неприятие покупателем.

Подгруппа методов с ориентацией на спрос может быть подразделена на метод анализа пределов и метод анализа пика убытков и прибылей.

Метод на основе анализа пределов чаще всего используется компаниями, ведущими или начинающими свою хозяйственную деятельность на несовершенном, незрелом рынке. В этом случае фирмы-продавцы пытаются определить цену в районе точки совпадения предельных доходов и расходов, т.е. на уровне, обеспечивающем достижение максимально высокой прибыли, найдя соответствующие  этой точке объемы продаж и определив цену на данное время.

Метод определения цены продажи на основе анализа пика убытков и прибылей позволяет найти объем производства и объем продаж, соответствующие такому положению, когда общая сумма прибылей и общая сумма затрат равны между собой. При этом данный способ применяется в случае, когда целью компании является определение цены, дающей возможность получить максимум прибыли.

Методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию, также относящиеся к группе рыночных методов, устанавливают цены на товары и услуги через анализ и сравнение силы дифференциации товаров данной фирмы с фирмами-конкурентами на конкретном рынке.  При этом во внимание принимается сложившийся уровень цен. Таким образом, метод определения цены с ориентацией на конкуренцию состоит в определении цены с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке.

Методы установления цены с ориентацией на конкурентов можно подразделить на метод следования за рыночными ценами, метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке, метод определения цены на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен, метод определения престижных цен, состязательный метод.17

3. Параметрические  методы.

Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.

Нормативно-параметрические методы – это методы установления цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра.  К данной группе методов ценообразования можно отнести: метод удельных показателей, метод регрессионного анализа, агрегатный метод, балловый метод.18

Информация о работе Цена и ценообразование на предприятии