Цена и ценообразование в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:50, реферат

Краткое описание

В экономике действуют законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В условиях рыночной экономики коммерческий успех организации или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На её уровень оказывает влияние комплекс экономических, политических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра её уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Цена и ценообразование в различных экономических системах
1.1 Цена. Концепции ценообразования
1.2 Цена и ценообразование в рыночной экономике
1.3 Цена и ценообразование в командно-административной экономике
Глава 2. Государственное регулирование рынка и цен
2.1 Обоснование вмешательства государства в процесс ценообразования
2.2 Методы прямого воздействия государства на цены
2.3 Методы косвенного воздействия государства на цены
Глава 3. Организационно-экономические основы регулирования цен в России
3.1 Объективная необходимость государственного регулирования цен в России
3.2 Нормативно-правовая база регулирования государством ценообразования
3.3 Органы исполнительной власти, регулирующие цены, и их функции
3.4 Прямое регулирование цен в России
3.5 Косвенное регулирование цен в России
3.6 Общественное регулирование цен в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат-ценообразование.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

стимулирующую и обеспечивающую доходность;

как средства рационального размещения производства.

«Информационная функция служит средством учета и измерения необходимых затрат на производство и реализацию продукции (товара, работ, услуг), доходов и расходов населения (мерой труда и мерой потребления), обмена между производителем и потребителем (покупателем).

Распределительная функция предполагает, что величина цены на ресурсы зависит от их дефицитности (редкости). Чем меньше ресурсов данного вида, тем выше его цена. В результате потребитель стремится приобретать меньше дорогого товара и этим обеспечивает его рациональное распределение и использование.

Функция сбалансированности спроса и предложения заключается в том, что определенный уровень цены обеспечивает равновесие (сбалансированность) между объемом спроса и реального предложения, что способствует устранению излишков и дефицита данного товара на рынке.

Стимулирующая функция проявляется в поощрительном или сдерживающем воздействии цен на все стороны процесса производства и потребления, все уровни управления и хозяйствования, в использовании поощрительных или штрафных мер (надбавок, скидок и т.п.). Цена создает экономическую заинтересованность предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции и снижении ее себестоимости, переход на прямые хозяйственные связи и т.д. Важной функцией цены является обеспечение доходности предприятия, так как она проявляется в зависимости размера его дохода от цены за единицу и объема продаж. Предприятие стремится установить такую цену на свою продукцию, чтобы обеспечить максимум дохода при оптимальном объеме производства данного товара и достигнутом уровне себестоимости.

Дадим краткую характеристику наиболее существенных ценообразующих факторов.

Спрос и предложение являются главными ценообразующими факторами. Отметим, что на рынке действует ряд неценовых факторов, приводящих к смещению кривых спроса и предложения.

Для конкурентного рынка характерны свободные рыночные цены. Они несут на себе отпечаток интересов продавцов и покупателей. Вряд ли найдется фирма, производитель товаров, реализующих их по цене ниже издержек производства и обращения. А это значит, что на кривую предложения тем самым наложено определенное ограничение, которое отражается на величине равновесной цены. Отсюда - рыночная цена, свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка, психологических установок его участников.

Следующим фактором цены является показатель эластичности, характеризующий чувствительность потребителей к изменению цены.

Цена непосредственно зависит от характера рынка. Рассмотренный механизм ценообразования относится к условиям совершенной конкуренции. На монополистическом и олигополистическом рынке, монополисты имеют возможность влиять на цену». [13]

 

1.3 Цена и ценообразование  в командно-административной экономике

 

Отличительной особенностью командно-административной системы является то, что, во-первых, координация хозяйственной деятельности в ней осуществляется с помощью приказов, идущих сверху - вниз: от вышестоящего органа до хозяйствующих субъектов - предприятий. Плановые органы государства устанавливают производственные задания для каждого предприятия, а также количество ресурсов, необходимое для их выполнения. В отличие от рыночной экономики, для которой характерна развитая система горизонтальных связей между равными партнерами, в административно-командной экономике доминируют вертикальные связи по линии административной иерархии. В таких условиях роль приказа сверху обычно оказывается выше договорных обязательств.

Во-вторых, для этого типа хозяйственной системы характерен не свободный обмен товарами, а принудительное распределение, не свободное ценообразование, а установление цен на большинство товаров в централизованном порядке, не свободное перемещение ресурсов (денежных, финансовых, материальных, трудовых), а их административное перемещение. Неслучайно некоторые исследователи называют этот способ хозяйствования натурально-экономическим: натуральным, по сути, и экономическим по форме.

Такое регулирование цен привело к незаинтересованности непосредственных производителей в эффективном труде, снижению планомерной управляемости народным хозяйством, хроническому дефициту, невосприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.

 

Глава 2. Государственное регулирование рынка и цен

 

2.1 Обоснование  вмешательства государства в  процесс ценообразования

 

Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способных пока на равных противостоять экспансии на рынок зарубежных производителей аналогичной продукции.

«Государственное регулирование цен можно рассматривать как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики, особое значение которого проявляется по следующим направлениям:

• поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение монополизации;

• борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен;

• проведение социально ориентированной политики цен;

• обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.

Таким образом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и концепции политики цен, а также законодательного и нормативного их обеспечения.

Наряду с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование цен осуществляется с помощью сочетания прямых и косвенных форм и методов». [10, стр. 18]

 

2.2 Методы прямого  воздействия государства на цены

 

Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования означает участие государства в лице его административных органов в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установлении определенных правил ценообразования.

В настоящее время все цены, как свободные, так и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями. Государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Так, государственные органы управления определяют состав затрат, учитываемых в себестоимости продукции, и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливают нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

К методам прямого вмешательства государства в процесс ценообразования можно отнести следующие.

1. Замораживание цен (общее, на отдельные группы товаров  или от дельные товары), временный  или частичный запрет на изменение  цен.

Такой подход применяется при сильной инфляции для стабилизации уровня цен.

2. Установление фиксированных  цен и тарифов, решение о введении  которых принимается соответствующими  органами власти. Субъекты ценообразования (предприятия и организации) в  случае введения таких цен обязаны реализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим по своему уровню установленных фиксированных цен. Такие цены в основном применяются при заключении государственных контрактов. Причем их введению предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в цены, и разрешения возможных хозяйственных споров. В этом случае цена обладает определенной степенью жесткости, а предприятие-изготовитель, принимая на себя хозяйственный риск, в то же время получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат. Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или услуги предприятий — естественных монополистов. В первую очередь это касается отраслей жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальных услуг и некоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаются региональными и муниципальными органами власти.

3. Установление предельных  цен или коэффициентов, пределов  возможного изменения (роста) цены  за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. В РФ такого рода регулирование производится по отношению к продукции естественных монополий, по которым определяются предельные уровни роста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года.

4. Установление предельного  норматива рентабельности. В этом  случае при расчете цены в  ее состав включается прибыль  в размере не больше норматива, размер которого может дифференцироваться по отраслям и видам продукции. Этот метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны быть снижены.

5. Установление фиксированных цен или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на некоторые виды продукции (лекарственные препараты и медикаменты, детское питание) и наценок на продукцию собственного производства (в школьных буфетах и столовых) на соответствующей территории и определять порядок их установления и применения.

6. Декларирование цен. По  решению органов исполнительной власти может быть введено декларирование цен (оптовых или отпускных) на отдельные виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие данную продукцию, обязаны представить в органы ценообразования декларации об уровне цен для заявительной регистрации. В свою очередь, органы ценообразования должны или принять решение о регистрации цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении указанной цены.

7. Установление рекомендательных  цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по завышенным ценам.

В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста цен могут осуществляться в форме установления правительством верхних пределов цен или прибылей, замораживания цен, установления определенного порядка формирования цен. Для недопущения снижения цен могут устанавливаться минимальные цены, определяться минимально допустимый уровень прибыли, виды затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены.

 

2.3 Методы косвенного  воздействия государства на цены

 

«Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен может осуществляться через изменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработной платы, проведение определенной налоговой политики и политики доходов. Государство может влиять на цены через сферу денежного обращения, принятие и применение антимонопольных законов путем воздействия на баланс спроса и предложения, а также разработкой эффективной системы таможенных тарифов и пошлин и т. д.

Таким образом, в число методов косвенного воздействия государства на цены можно включить:

• регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников);

• регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение);

• разработку системы мер, способствующих расширению товарного предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя);

Информация о работе Цена и ценообразование в Российской Федерации