Характеристика ценообразования в первые годы советской власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 11:48, реферат

Краткое описание

В СССР цена на внутреннем рынке устанавливалась производителем, т.е. государством. По сложному алгоритму. Существовали например классы товаров и услуг, цена на которые была значительно ниже себестоимости по идеологическим соображениям, или по соображениям практической политики. Это скажем стоимость коммунальных услуг(копейки), стоимость проезда, в том числе длительное время и стоимость бензина. Стоимость социальных товаров: хлеба, молока, сахара, соли, круп. Детская одежда кстати была очень дёшева. Государство просто продавало эти товары себе в убыток. Вообще, на товары народного потребления старались держать низкие цены. С этим связано такое явление как дефицит. Это как в 2010 запретили бы повышать стоимость гречки. Результат - она бы исчезла из свободной торговли и продавалась бы по талонам. Ну или по блату с переплатой.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование в СССР в первые годы.docx

— 46.04 Кб (Скачать файл)

Однако это было только началом работы по постановке калькуляции  себестоимости в промышленности, и здесь оставалось еще много  недочетов и ошибок. Например, в  докладе Наркомторга СССР от 23 июня 1926 г. говорится, что все утвержденные к этому времени прейскурантные цены на текстильные изделия основывались в сметных калькуляциях на базисных сортах, а не на трестовской себестоимости отдельных сортов.

Для рассматриваемого периода  были характерны резкие различия в  уровне производства однородной продукции  в зависимости от того, про-изводилась она на старых или на новых (реконструированных) предприятиях. В связи с этим тресты, действовавшие на началах полного хозрасчета, отказывались от производства убыточных или бесприбыльных сортов и увеличивали производство изделий, приносящих прибыль. Нерентабельными оказывались целые подотрасли промышленности.

Являясь держателями основной или значительной части продукции  своей отрасли и имея возможность  гибкого маневрирования ценами, синдикаты  поддерживали не только производство необходимой рынку продукции, но и временно нерентабельные отрасли. Так, ВТС использовал благоприятные  условия сбыта хлопчатобумажных тканей для закупки у трестов  льна, шерсти, камвольных тканей, пользующихся меньшим спросом. Уральский металлургический синдикат (Урал- мет) и Металлосиндикат Центрального района, комбинируя металлические изделия, пользующиеся большим спросом, с нерентабельной продукцией черной металлургии, облегчили финансовое положение металлургических заводов и заводов тяжелого машиностроения за счет высокой конъюнктуры товаров широкого потребления.

Для того чтобы обеспечить равновыгодность для производителей всех видов продукции, пользующейся спросом, с 1928 г. в текстильной и стекольно-фарфоровой, а с 1929 г. — в металлургической промышленности была введена система двух прейскурантов: расчетного и торгового. Расчетные цены создавали условия для рентабельной работы всех предприятий, в том числе предприятий с отсталой техникой. Они давали возможность без ущерба для хозрасчета внедрять в производство заменители, стимулировали производство дефицитной продукции, а также выработку в пределах технической возможности нужного рынку ассортимента.

ВТС и Продасиликат имели право на некоторое маневрирование ценами торгового прейскуранта, но под контролем Наркомвнуторга. Цены торгового прейскуранта варьировались по отдельным сортам в зависимости от сезона, состояния рынка и спроса, однако с таким расчетом, чтобы общая стоимость продукции оставалась неизменной. Таким образом, система двух прейскурантов предоставляла возможность стимулирования как производства, так и рынка.

Большую роль сыграли синдикаты  в снижении издержек обращения, в  доведении товаров до потребителя  с наименьшими торговыми издержками, в ликвидации оптово-розничных «ножниц». В условиях роста розничных цен, обусловленного значительным присутствием частника в розничном товарообороте, дефицитом ряда товаров, председатель ВСНХ Ф.Э. Дзержинский издал специальный  циркуляр от 29 октября 1925 г. № 4, в котором  категорически потребовал: «Вакханалии  роста розничных цен должен быть положен конец». Трестам и синдикатам было дано предписание следить за продвижением их изделий и за ценами на них вплоть до потребителя.

В генеральные договоры, заключаемые синдикатами с потребительской  кооперацией, включались размеры предельных надбавок на отпускные цены, в которые  Должны были укладываться торгово-накладные  рас-ходы различных звеньев потребительской кооперации от московского представительства кооперативного союза до сельского потребительского общества. По договору ВТС с Всеукраинским союзом потребительских . кооперативных организаций от 30 сентября 1925 г. на все эти расходы полагалась надбавка в размере 12% к отпускной цене синдиката.

Тресты и синдикаты  участвовали в заготовке сельскохозяйственного  сырья и продовольствия, от которых  зависел воспроизводственный процесс  в легкой и пищевой промышленности. Прямое планирование и регулирование  цен на продукцию сельского хозяйства  в 1920-е гг. было невозможно, на них  оказывалось только косвенное регулирующее воздействие.

Экономические методы довольно эффективно использовались для регулирования закупочных цен на промышленное сырье растительного и животного происхождения, производство которого было сосредоточено в индивидуальных крестьянских хозяйствах. Была осуществлена попытка административного регулирования цен на хлопок, лен, шерсть, кожу путем установления твердых лимитных цен, которые определялись на весь год и не зависели от сезона, конъюнктуры в отдельных районах и т.д.

Практика жестких неэластичных лимитов себя не оправдала, и в  резолюции Пленума ЦК ВКП(б) (апрель 1925 г.) «Очередные за дачи экономической политики партии в связи с хозяйственными нуждами деревни» было дано указание: «Принять серьезные меры к действительному изменению существовавшей в последний период практики лимитирования цен на хлеб и сельскохозяйственное сырье, переходя на гибкое государственно-экономическое регулирование и соглашение государственных и кооперативных заготовителей».

Гибкое экономическое  регулирование сельскохозяйственных цен стало осуществляться путем  установления среднегодовых директивных  цен по каждому виду сырья, которые  определяли экономически целесообразный (с народно-хозяйственной и рыночной точки зрения) уровень цен на тот  или иной вид сырья. Исходя из директивной цены, установленной Наркомвнуторгом, Центральное конвенционное бюро, устанавливающее цены по данному виду сельскохозяйственной продукции, и местные конвенционные бюро устанавливали на основе перспективных директивных цен и конъюнктуры рынка согласительные цены для отдельных районов. Цены конкретных сделок могли отличаться от согласительных цен в зависимости от сезонности, конъюнктуры на отдельных участках рынка и качества заготовляемой продукции. Задача государства заключалась в том, чтобы при помощи экономических мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы они тяготели к установленному среднему уровню. Применялись такие методы регулирования заготовительных цен, как планы завоза промтоваров в районы хлебных и сырьевых заготовок, льготные цены на хлеб для крестьян хлопкосеющих районов и т.д.

До 1927—1928 гг. систематической  работы по планированию и регулированию  отпускных цен промышленности органами ВСНХ СССР и другими наркоматами  не проводилось. В связи с директивами  правительства о снижении цен  стали собираться и частично разрабатываться  отдельные материалы. В апреле 1930 г. функции по регулированию промышленных цен были переданы из ведения Наркомторга органам ВСНХ СССР. Президиум ВСНХ СССР запретил объединениям и трестам какое-либо самовольное повышение цен.

В октябре 1931 г. был образован  Комитет цен при СТО, в функции которого входило утверждение отпускных цен на основную продукцию отраслей тяжелой, лесной, легкой и пищевой промышленности. Установление и регулирование цен подчинялось принципу централизации, необходимому в условиях планового ценообразования.

Отпускные цены устанавливались  на базе планово-коммерческой себестоимости, но на практике ни один прейскурант  не отвечал этим требованиям. В ценообразовании  в ряде случаев не были преодолены дореволюционные соотношения цен  внутри отдельных отраслей промышленности. Многие отрасли еще пользовались дореволюционными прейскурантами, внося в них лишь отдельные коэффициентные поправки, так как в целом отпускные цены к концу 1927 г. были выше цен 1913 г. на 70%. Единые отраслевые прейскуранты зачастую отсутствовали, не было твердых принципов по установлению норм накоплений по отдельным группам товаров и отраслям.


Информация о работе Характеристика ценообразования в первые годы советской власти