Сущность и виды цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И СРЕДНИЕ ЦЕНЫ……………………………………………...4
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕНЫ И ИХ КЛАССИКАЦИЯ……………………………..4
СРЕДНИЕ ЦЕНЫ И ОБОБЩАЮЩИЙ УРОВЕНЬ ЦЕН …………………………..10
ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕЖНОГО ДОХОДА НАСЕЛЕНИЯ……18
ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ РУБЛЯ………………………………………………………………………………….18
МЕТОДЫ РАСЧЕТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..29
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ценообразование.docx

— 308.29 Кб (Скачать файл)

Оценка уровня цен - первый этап в статистическом изучении цен.

Уровень цен - обобщающий показатель, характеризующий состояние цен  за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров  и товарных видов с близкими потребительскими свойствами 1.

Можно оценить индивидуальный, средний и обобщающий уровень  цен.

Индивидуальный уровень  цены - это абсолютная величина - сумма  денег, уплачиваемая на рынке за товарную единицу.

Для совокупности однородных товаров на основании индивидуальных цен можно рассчитать средний  уровень цен, который будет выступать  в качестве обобщенной характеристики для данной товарной группы.

Выбор формулы расчета  средней цены зависит от наличия  имеющейся дополнительной информации. Формула простой средней почти  не находит применения, так как  при этом не учитываются различия в составе товара. Для расчета средней цены применяются приведенные ниже формулы.

1. Средняя хронологическая

где t - число месяцев в периоде.

Применяется в том случае, если моменты регистрации цен  равно удалены друг от друга, например фиксированы данные на начало каждого месяца. Формула находит свое применение в основном при расчете средней за год или полугодие.

Пример.

Данные о ценах  на начало каждого месяца:

1.01- 55 ден. ед., 1.02 - 58 ден. ед., 1.03 - 55 ден. ед., 1.04 - 59 ден. ед., 1.05 - 65 ден. ед., 1.06 - 66 ден. ед., 1.07 - 68 ден. ед.

Определить среднюю  цену за полугодие:

2. Средняя хронологическая  взвешенная

где Рi - средняя цена за период; 
ti - число месяцев в периоде.

Данная формула применяется  в том случае, если даты регистрации  цен расположены неравномерно.

Пример.

1.01 - 55 ден. ед., 1.02 - 58 ден. ед., 1.04 - 59 ден. ед., 1.05 - 65 ден. ед., 1.07 -68 ден. ед.

Определить среднюю  цену за полугодие:

3. Средняя арифметическая  взвешенная

Формула применяется в  том случае, если регистрируется количество проданных товаров или процентные соотношения количества проданных товаров:

где Q - количество проданных  товаров в натуральных единицах измерения (метры, литры, килограммы и  т.п.).

Пример.

Имеются данные о  среднемесячных ценах и объеме реализации картофеля на рынке за 1 квартал:

Таблица 1.1.2.

МЕСЯЦ

Январь

Февраль

Март

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЦЕНА ЗА КГ в руб.

2,5

3,0

3,5

РЕАЛИЗОВАНО, кг

9000

10000

8500


 

Определите среднекварталъную цену.

4. Средняя гармоническая  взвешенная

Данная формула применяется  в том случае, если известны обороты  в рублях (товарооборот), соответствующие  разным уровням цен, то есть в качестве весов используется стоимостный показатель:

где PQ - товарооборот в рублях.

Пример.

Имеются данные о  продажах картофеля на трех рынках г.Санкт-Петербурга в сентябре 1995 г.

Таблица 2.1.2.

РЫНОК

КОЛИЧЕСТВО ПРОДАННОГО ТОВАРА, тыс.руб.

ЦЕНА ЗА 1 КГ, руб.

Сенной

14,0

2,5

Кузнечный

20,0

3,5

Василеостровский

17,5

2,8


 

Определить среднюю  цену 1 кг картофеля.

В качестве весов в данной формуле можно использовать число  дней торговли. В этом случае предполагается, что ежедневный оборот в рублях практически  не меняется.

Пример.

В начале марта  яблоки сорта "Голден" стоили 7 руб., с 10 марта на них повысилась цена до 8 руб., а с 20 марта еще на 0,5 руб. и до конца месяца не изменялась. Определить среднюю цену за март.

На динамику средних цен  наряду с изменением номинальных  цен влияют и неценовые факторы (изменение удельных весов и качества товаров, входящих в данный период и в данную группу, территориальные сдвиги и др.).

Величина такой средней зависит от нескольких факторов:

1) от изменения цены отдельных товаров в товарной группе;

2) от структурных сдвигов вследствие ряда причин: изменения ассортимента или изменения доли того или иного города в объеме продаж, от распределения проданных товаров по сезонам.

Пример.

Таблица 3.1.2.

 
 
 
 

Как видим, средняя цена по товарной группе возросла на 430,7 ден. ед., хотя цены на отдельные виды продукции были неизменными или сниженными. Видимо, средняя цена по товарной группе является не только показателем изменения цен, но и фактором потребления. В нашем примере в отчетном периоде более всего возросло потребление продукции с более высокой ценой и относительно уменьшилась (с 56% до 45%) доля покупок дешевого ситца.

Чтобы устранить влияние  сезонности, изменения ассортимента, географии продаж на изменение средних  цен, нужно брать постоянные веса:

Рост средних цен за счет улучшения качества и ассортимента товаров нельзя рассматривать как  удорожающий фактор. Его следует  рассматривать как фактор реального  улучшения качества товаров.

С помощью оценки уровня цен кроме определения состояния  цен, дифференциации их уровня изучают  закономерности поведения рыночных цен, взаимное влияние уровней цен  различных товаров, соотношения  цен.

В качестве обобщающего  уровня цен рассматривается показатель стоимости фиксированной потребительской корзинки, который объединяет различные уровни цен в качественно новый обобщающий уровень цен. Данный показатель будет характеризовать не только обобщающую цену фиксированного набора товаров, но и "цену жизни", в этом своем качестве он также активно используется в статистике цен.

Показатель уровня цены может  быть рассчитан как относительная  величина, выражающая покупательную  способность денежного дохода потребителей (по отдельным социальным группам, в  целом по стране или по отдельным  регионам):

  • отношение цены (индивидуальной или средней) к среднему денежному доходу населения;
  • отношение стоимости потребительской корзины к среднему денежному доходу населения.

Относительный уровень цены обеспечивает дифференцированную характеристику уровня цен и международные сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ  ДЕНЕЖНОГО ДОХОДА НАСЕЛЕНИЯ.

2.1. ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ РУБЛЯ.

 Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения.

ИПЦ применяется:

  • для оценки изменения стоимости жизни и уровня инфляции в стране;
  • для пересмотра правительственных социальных программ (основа повышения минимальной заработной платы, индексации прожиточного минимума, индексации минимальной пенсии, обоснования субсидий и дотаций к ценам, не допускающих снижения уровня потребления населением товаров и услуг первой необходимости);
  • в определении государственной политики в области финансов, регулирования реального курса национальной валюты, анализа и прогноза ценовых процессов;
  • для пересчета из текущих в сопоставимые цены показателей системы национальных счетов.

Для характеристики изменения  цен на потребительские товары и услуги используется система индексов, при помощи которой можно решать разные задачи. Эту систему образуют:

  • сводный ИПЦ, характеризующий изменение фиксированного (базового) полного набора товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью;
  • сводный ИПЦ, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг, за исключением товаров нежелательного пользования (алкогольных напитков и табачных изделий);
  • сводный ИПЦ, показывающий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг без товаров необязательного пользования (предметов роскоши, ювелирных изделий из золота, легковых автомобилей, а также особо модных товаров);
  • индекс стоимости прожиточного минимума, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора из 25 основных продуктов питания;
  • индекс контрольной стоимости необходимого социального набора, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора традиционных для населения Российской Федерации основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья (37 наименований);
  • ИПЦ для отдельных социально-демографических групп населения.

 

ИПЦ измеряет изменение стоимости  фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с его стоимостью в предыдущем (базисном) периоде.

 

 

«Корзина» основных потребительских  товаров и услуг фиксирована для того, чтобы изменения ИПЦ вызывали только изменения цен, но не перемены в структуре потребления в результате изменения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ называют также  индексом стоимости жизни.

В потребительскую «корзину»  для расчета ИПЦ репрезентативно  включаются:

  • товары и услуги массового потребительского спроса,
  • отдельные товары и услуги необязательного пользования (ювелирные изделия, меха, легковые автомобили, техническое обслуживание легкового автомобиля и другие).

Для международных сравнений  используется ИПЦ по всему кругу  потребляемых благ.

Для измерения уровня инфляции используется ИПЦ без товаров  необязательного пользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН.

Расчет ИПЦ включает в  себя следующие этапы:

  • выборка географических границ наблюдения;
  • отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;
  • отбор товаров-представителей и услуг-представителей;
  • регистрация цен на товары и тарифов на платные услуги;
  • формирование структуры весов для расчета индекса цен потребительского рынка;
  • расчет индекса потребительских цен;
  • расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги.

Для расчета ИПЦ используются два источника информации:

а) статистическое наблюдение за изменением цен и тарифов на потребительском рынке;

б) выборочные обследования доходов, расходов и потребления  домашних хозяйств (обеспечивают данные о структуре фактических потребительских  расходов населения за предыдущий год).

Для определения весов  в ИПЦ, кроме обследования домохозяйств,  используется также дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных  видов продукции, экспертные оценки.

В 1991 г. была создана специальная  государственная служба наблюдения и регистрации изменения цен  и тарифов при Госкомстате  Российской Федерации. В рамках этой службы было организовано регулярное несплошное наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен и расчет ИПЦ по всей территорий России.

В каждом регионе кроме  административного центра отбираются наиболее важные с точки зрения социально-экономического развития и географического месторасположения районные центры с достаточно высокой степенью насыщенности потребительского рынка.

Информация о работе Сущность и виды цен