Сущность доходов, прибыли и рентабельности в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Любой хозяйствующий субъект обладает определенными возможностями для достижения целей, ради которых он был создан. В терминах финансов эти возможности определяются путем введения понятия экономического потенциала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность доходов, прибыли и рентабельности в торговле.…………...……5
1.1. Понятие валового дохода………..…………………………………………...5
1.2. Понятие прибыли, ее виды………………..…………………………………9
1.3. Взаимосвязь прибыли и рентабельности………………………………….14
2. Анализ валового дохода, прибыли и рентабельности….…………………..17
2.1. Экономическая характеристика ООО «Белтон»…..……………………...17
2.2. Анализ валового дохода……………………………………………..……...20
2.3. Анализ прибыли и рентабельности………………………………………..23
3. Пути повышения прибыли и рентабельности в торговле………………......30
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………41
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

прибыль-белтон-спб.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

D Пп (КР) = -8407 ∙ (7,46 – 8,38) / 100 = 79 тыс.руб.

За 2011 г. коммерческие расходы снизилась на 5 тыс.руб., их уровень по отношению к выручке снизился на 0,96 процентных пункта. Все это привело к снижению прибыли от продаж на 79 тыс.руб.

Таким образом, за 2011 г. по сравнению с 2010 г. прибыль от продаж уменьшилась на 21 тыс.руб. под влиянием факторов:

-увеличение выручки от продаж     +8 тыс.руб.

-увеличение доли себестоимости

в выручке от продаж       -108 тыс.руб.

-увеличение доли коммерческих 

расходов в выручке от продаж     +79 тыс.руб.

Итого:                               -21 тыс.руб.

Произведенные расчеты  показывают, что совокупное влияние  факторов оказывает отрицательное воздействие на изменение показателя прибыли от продаж.

Таким образом, за 2011 г. по сравнению с 2010 г. прибыль от продаж уменьшилась на 21 тыс.руб. или на 29,2%. Предприятие получило за 2011 г. прибыль от продаж в размере 51 тыс.руб., что связано с увеличением доли себестоимости в выручке от продаж.

Рассмотрим изменение  прибыли до налогообложения методом балансовой увязки показателей:

Изменение прибыли от продаж: -21 тыс.руб.

Изменение сальдо от прочей деятельности: 0 тыс.руб.

Изменение прибыли до налогообложения: -21 тыс.руб. (-21 + 0 = -21).

Сумма прибыли до налогообложения  уменьшилась за 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 21 тыс.руб. за счет снижения прибыли от продаж.

Рассмотрим изменение  чистой прибыли методом балансовой увязки показателей:

Изменение прибыли до налогообложения: -21 тыс.руб.

Изменение налога на прибыль: -12 тыс.руб.

Изменение чистой прибыли: -9 тыс.руб. (-21 + 12 = -9).

Сумма чистой прибыли  уменьшилась за 2011 г. по сравнению  с 2010 г. на 9 тыс.руб. за счет снижения прибыли  до налогообложения, тогда как снижение налога на прибыль расценивается  положительно.

Чистая прибыль предприятия направляется на дивиденды участникам, пополнение оборотных средств и т.д. Согласно учетной политике предприятия прибыль по фондам по окончании года не распределяется, предприятие работает с нераспределенной прибылью.

Успешная деятельность предприятия основывается на правильно принимаемых управленческих решениях, вытекающих из правильной оценки не только прибыли, но и рентабельности предприятия. Для анализа показателей рентабельности деятельности ООО «Белтон» за 2010-2011 гг. составим табл.2.6.

Таблица 2.6

Показатели рентабельности деятельности

ООО «Белтон» за 2010-2011 гг.

Показатели

Годы

Изменение (+,-)

2010

2011

1.Выручка от продажи продукции, работ и услуг, тыс.руб.

2.Себестоимость продаж, тыс.руб.

3.Внеоборотные активы, тыс.руб.

4.Оборотные активы, тыс.руб.

5.Активы, тыс.руб.

6.Прибыль от продаж, тыс.руб.

7.Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

8.Рентабельность продаж, %

9.Рентабельность затрат, %

10.Рентабельность внеоборотных активов, %

11.Рентабельность оборотных активов, %

12.Рентабельность активов, %

 

7539

6835

762

606

1368

72

72

0,96

1,05

9,45

11,88

5,26

 

8407

7729

731

556

1287

51

51

0,61

0,66

6,98

9,17

3,96

 

+868

+894

-31

-50

-81

-21

-21

-0,35

-0,39

-2,47

-2,71

-1,30


 

В ООО «Белтон» рентабельность продаж составила 0,96% за 2010 г. и 0,61% за 2011 г. Сам по себе показатель имеет достаточно низкое значение, также наблюдается тенденция к снижению: за период рентабельность продаж уменьшилась на 0,35 процентных пункта.

За 2011 г. по сравнению  с 2010 г. рентабельность затрат предприятия снизилась на 0,39 процентных пункта и составила 0,66% на конец года в связи с уменьшением прибыли от продаж на 21 тыс.руб. при одновременном росте себестоимости продажи продукции, работ и услуг на 894 тыс.руб.

Рентабельность внеоборотных активов составила за 2010 г. 9,45%, тогда как за 2011 г. она составила 6,98%. Это означает, что за 2010 г. на каждый рубль внеоборотных активов приходилось 9,45 руб. прибыли до налогообложения, тогда как за 2011 г. на каждый рубль внеоборотного капитала приходилось 6,98 руб. прибыли до налогообложения. За 2010 г. на каждый рубль стоимости оборотного капитала приходилось 11,88 руб. прибыли до налогообложения, тогда как на конец 2011 г. рентабельность оборотного капитала составила 9,17%. Рентабельность активов (совокупного капитала) составила за 2010 г. 5,26%, тогда как за 2011 г. она составила 3,96%.

Определим влияние факторов, таких, как изменение прибыли до налогообложения, изменение прибыли от продаж, изменение объема выручки от продаж, изменения затрат, на показатели рентабельности активов, рентабельности внеоборотных и оборотных активов, рентабельности продаж и рентабельности затрат.

Влияние изменения прибыли  до налогообложения на показатель рентабельности активов за 2011 г. cоставило:

DRа (Пн) = (51 - 72) / 1368 ∙ 100 = -1,54%.

Влияние изменения величины активов на показатель рентабельности активов cоставило:

DRа (А) = (51 / 1287 ∙ 100) – (51 / 1368 ∙ 100) = 0,24%.

Таким образом, на показатель рентабельности активов отрицательное влияние за 2011 г. оказывало уменьшение прибыли до налогообложения, тогда как снижение суммы активов влияло положительно. Совокупное влияние данных факторов на показатель рентабельности активов составило (-1,30) процентных пункта.

(-1,54 + 0,24) = -1,30.

Влияние изменения прибыли  до налогообложения на показатель рентабельности внеоборотных активов cоставило:

DRвне (Пн) = (51 - 72) / 762 ∙ 100 = -2,76%.

Влияние изменения величины внеоборотных активов на показатель рентабельности внеоборотных активов cоставило:

DRвне (ВнеА) = (51 / 731 ∙ 100) – (51 / 762 ∙ 100) = 0,29%.

Таким образом, на показатель рентабельности внеоборотных активов отрицательное влияние оказывало уменьшение прибыли до налогообложения, тогда как снижение суммы внеоборотных активов расценивалось положительно. Совокупное влияние данных факторов составило (-2,47) процентных пункта.

(-2,76 + 0,29) = -2,47.

Влияние изменения прибыли  до налогообложения на показатель рентабельности оборотных активов cоставило:

DRоб (Пн) = (51 - 72) / 606 ∙ 100 = -3,46%.

Влияние изменения величины оборотных активов на показатель рентабельности оборотных активов cоставило:

DRоб (ОбА) = (51 / 556 ∙ 100) – (51 / 606 ∙ 100) = 0,75%.

Таким образом, на показатель рентабельности оборотных активов отрицательное влияние оказывало уменьшение прибыли до налогообложения, тогда как снижение суммы оборотных активов было положительным фактором. Совокупное влияние данных факторов составило (-2,71) процентных пункта.

(-3,46 + 0,75) = -2,71.

Влияние изменения прибыли  от продаж на показатель рентабельности продаж cоставило:

DRпр (Пп) = (51 - 72) / 7539 ∙ 100 = -0,28%.

Влияние изменения выручки от продаж на показатель рентабельности продаж cоставило:

DRпр (ВП) = (51 / 8407 ∙ 100) – (51 / 7539 ∙ 100) = -0,07%.

Отрицательное влияние на показатель рентабельности продаж за 2011 г. оказывало как изменение выручки, так и изменение прибыли от продаж, что в конечном итоге привело к уменьшению рентабельности продаж на 0,35 процентных пункта.

(-0,28 + (-0,07)) = -0,35.

Влияние изменения прибыли  от продаж на показатель рентабельности затрат cоставило:

DRз (Пп) = (51 - 72) / 6835 ∙ 100 = -0,31%.

Влияние изменения затрат на показатель рентабельности затрат cоставило:

DRз (З) = (51 / 7729 ∙ 100) – (51 / 6835 ∙ 100) = -0,08%.

Итак, на показатель рентабельности затрат отрицательное влияние оказало изменение суммы затрат и изменение прибыли от продаж. В общем, за 2011 г. за счет данных факторов рентабельность затрат уменьшилась на 0,39 процентных пункта.

(-0,31 + (-0,08)) = -0,39.

Таким образом, показатели прибыли характеризуют менее устойчивое рыночное положение ООО «Белтон» за 2011 г. по сравнению с 2010 г., наблюдается снижение прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли как конечного результата функционирования организации. Уменьшение абсолютно всех показателей рентабельности работы предприятия за 2011 г. по сравнению с 2010 г. было вызвано значительным снижением суммы прибыли от продаж и прибыли до налогообложения.

 

3. Пути повышения прибыли  и рентабельности в торговле

 

Высокая роль финансовых результатов в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления совершенствованием процесса формирования и распределения ими. Управление финансовыми результатами представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам их формирования, распределения и использования на предприятии.

Основными источниками  резервов повышения уровня рентабельности работы предприятия являются увеличение суммы прибыли от продажи продукции, работ и услуг и снижение себестоимости продаж.

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие в условиях конкуренции.

В среде предпринимателей весьма распространено мнение, что  приоритетной задачей управления финансовыми результатами является обеспечение их максимизации. Такое мнение следует рассматривать как весьма спорное. Дело в том, что максимизация прибыли на конкретном этапе деятельности предприятия не обеспечивает автоматически возрастания его рыночной стоимости (т.е. роста благосостояния собственников в перспективном периоде). Так, полученная высокая сумма прибыли может быть полностью израсходована на цели потребления, в результате чего предприятие будет лишено основного внутреннего источника формирования финансовых ресурсов для обеспечения своего развития (а неразвивающееся предприятие теряет в перспективе свою конкурентную позицию на рынке, что приводит к снижению его рыночной стоимости). Кроме того, высокая сумма прибыли предприятия может достигаться при высоком уровне хозяйственных рисков и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение его рыночной стоимости. Поэтому в рыночных условиях максимизация суммы прибыли и рентабельности предприятия может выступать как важная, но не приоритетная задача в рассмотренной их системе.

Процесс управления прибылью и рентабельностью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления финансовыми результатами входят следующие элементы:

  1. Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия. Принятие законов и других нормативные актов, регулирующих формирование и распределение прибыли предприятия, представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют образование и распределение прибыли предприятий разных формах. К числу основных из этих форм относятся: налоговое регулирование; регулирование механизма амортизации основных фондов и нематериальных активов: регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд; регулирование минимальных размеров заработной платы и другие.
  2. Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках формируют уровень цен на продукцию, стоимость привлечения кредитов, доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала и т.п. По мере углубления рыночных отношений, роль рыночного механизма регулирования формирования и использования прибыли предприятия будет возрастать.
  3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие

Успешное функционирование системы управления финансовыми результатами предприятия во многом определяется эффективностью ее организационного обеспечения. Система организационного обеспечения управления финансовыми результатами представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным вопросам формирования, распределения и использования прибыли, и несущих ответственность за результаты этих решений.

Так как система управления финансовыми результатами предприятия является составной частью общей системы управления предприятием, их организационное обеспечение должно быть интегрировано с общей организационной структурой управления. Такое интегрирование позволяет снизить общий уровень управленческих затрат, обеспечить координацию действий системы управления прибыли с другими управляющими системами предприятия, повысить комплексность и эффективность контроля реализации принятых решений.

Информация о работе Сущность доходов, прибыли и рентабельности в торговле