Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Важно разрабатывать прогнозные значения основных показателей и пропорций развития национальной экономики. Макроэкономические расчеты и анализ важнейших макроэкономических показателей, достижение пропорциональности (соотношения) в их развитии позволяют:
1) реально оценивать возможности национальной экономики в обеспечении внутренних и внешних потребностей страны, ее регионов и отдельных групп населения;
2) определять потенциал развития отдельных отраслей национальной экономики и национального хозяйства в целом;
3) разрабатывать стратегию и тактику экономических реформ, внешнеэкономической деятельности;
4) совершенствовать экономический механизм функционирования национального рынка страны в целом и отдельных его сегментов (рынков труда, ценных бумаг, инвестиций, товаров и т. д.);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава. I
1. Система национальных счетов….………….………………………..5

1.1 Национальный продукт и его основные показатели...........……10

1.2 Валовой внутренний продукт и его основные показатели..……10

1.3 Чистый национальный продукт и национальный доход……..…17


Глава. II
2. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен……………………..……………………………………...19

2.1 Национальное богатство его структура и проблема оценки…………………………………………………………………………….26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 2.docx

— 59.90 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

 

Глава. I     

               1. Система национальных счетов….………….………………………..5

 

               1.1 Национальный продукт и его основные показатели...........……10

 

              1.2 Валовой внутренний продукт и его основные показатели..……10

 

               1.3 Чистый национальный продукт и национальный доход……..…17

 

 

Глава. II   

                2.  Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен……………………..……………………………………...19

 

              2.1 Национальное богатство его структура и проблема оценки…………………………………………………………………………….26

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................30

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................32

 

 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 ВВЕДЕНИЕ     

Важная  задача экономической теории и практики национального хозяйствования - определение и регулирование важнейших макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, изучение их сути, тенденций и факторов, влияющих на их размеры.    

Без этого невозможно эффективно управлять  развитием национальной экономики в интересах достижения ближайших и отдаленных целей социально-экономического прогресса общества и государства.    

Важно разрабатывать прогнозные значения основных показателей и пропорций развития национальной экономики. Макроэкономические расчеты и анализ важнейших макроэкономических показателей, достижение пропорциональности (соотношения) в их развитии позволяют:     

1) реально оценивать возможности  национальной экономики в обеспечении  внутренних и внешних потребностей  страны, ее регионов и отдельных групп населения;     

2) определять потенциал развития  отдельных отраслей национальной экономики и национального хозяйства в целом;    

3) разрабатывать стратегию и тактику  экономических реформ, внешнеэкономической деятельности;     

4) совершенствовать экономический механизм функционирования национального рынка страны в целом и отдельных его сегментов (рынков труда, ценных бумаг, инвестиций, товаров и т. д.);    

5) развивать налоговый, финансово-кредитный, структурный, инвестиционный, социальный и другие аспекты политики государства;     

6) оценивать альтернативы развития  национальной экономики в целом,  ее отраслей и регионов.    

Определять  и реализовывать меры экономической безопасности страны.    

Это далеко не полный перечень вопросов и проблем, которые следует решать на этапе планирования и государственного регулирования развития национальной экономики.    

Экономический потенциал страны - основа реализации социально-экономических задач государства. Он создается трудом всех слоев населения, пополняется и поддерживается через систему производства в стране и через ее связи с другими государствами.     

Воспроизводственный процесс, представляющий сложную социально-экономическую  систему, может быть охарактеризован  целой группой важнейших макроэкономических показателей и пропорций.    

Их  совокупность определяет масштабы, взаимосвязь  и взаимообусловленность процессов  и явлений, реально существующих в экономике страны.     

Объект  данной работы – национальная экономика, предмет - основные макроэкономические показатели развития национальной экономики.     

Основная  цель данной работы - раскрыть понятие  и содержание основных макроэкономических показателей развития национальной экономики в системе национальных счетов.    

В частности, для этого было необходимо решение поставленных задач:    

1) дать понятие системы национальных  счетов;    

2) рассмотреть понятие национального  продукта и его основные показатели;    

3) определить номинальный и реальный  ВВП, дефлятор ВВП и индекс потребительских цен;    

4) раскрыть понятие «национальное богатство», рассмотреть его структуру, а также определить проблемы его оценки.    

При выполнении данной работы использованы методы синтеза, анализа, метод дедуктивных  и индуктивных умозаключений, а  также многие другие методы.   

 

 

 1. Система национальных  счетов      

В Республике Беларусь осуществляется построение социально ориентированной  рыночной экономики. Это направление  реализуется путем проведения целенаправленной социальной политики, которая представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством, по регулированию социально-экономических  условий жизни общества [5, c. 7].    

Для практики большое значение имеет  нахождение таких состояний макроэкономического равновесия, которые можно получить из регулярно и официально наблюдаемой и фиксируемой в документах народно-хозяйственной статистической информации.    

Основы  практического наблюдения за макроэкономикой в западных странах вытекают из методологии системы национальных счетов (СНС) или национального счетоводства.    

Система национальных счетов - это  комплекс взаимосвязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование  национального дохода, т.е. условия, процесс и результаты воспроизводства  экономики, ориентированной на рыночные отношения.    

Предметом СНС служит процесс создания, распределения  и перераспределения национального  продукта, произведенного за определенный период времени, в рамках экономической  системы [2, c. 239].    

Для составления сравнительно полной картины  об объеме производства и основных факторах, влияющих на состояние экономики, используются системы статистического учета и отчетности, где содержится определенная классификация всех хозяйственных единиц и предметов экономического оборота.    

СНС представляет собой систему упорядочения информации о макроэкономических процессах. В этом смысле она является национальным учетом в рамках страны в целом [4].    

Теоретической основой рассматриваемой  системы показателей, или системы  учета, являются современные концепции, категории и понятия, объясняющие  механизм функционирования рыночной экономики. Поэтому СНС называют также макростатической моделью рыночной экономики.    

СНС возникла в ряде развитых стран в  конце 30-х годов XX в., а как системная  работа в рамках официальной статистики - после окончания Второй мировой войны (прежде всего в Англии, США, Франции, Германии, скандинавских странах).    

Построение  СНС - результат объединения двух направлений в макроэкономических расчетах.    

Первое  направление - статистика национального дохода и исследование экономического цикла - связано с именами таких крупных экономистов - статистиков, как К. Кларк, С.Кузнец, А. Маршалл.    

Второе  направление - моделирование механизма регулирования рыночной экономики - с полным основанием ассоциируется, прежде всего, с Дж. Кейнсом - одним из крупнейших экономистов XX века.    

Большой вклад в непосредственную работу СНС и ее дальнейшее развитие внесли Р. Стоун, Дж. Хикс, П. Хилл, лауреаты Нобелевской премии Я. Тимберген, Р. Фриш, В. Леонтьев (создатель баланса межотраслевых связей по методу «затраты - выпуск»).    

Возможности метода «затраты – выпуск»  В. Леонтьева весьма высоки и предоставляют  информацию, которую практически  невозможно получить, применяя другие методы и модели макроэкономического  анализа.    

В. Леонтьев предложил макроэкономическую модель общего рыночного равновесия, построенную на постоянном учете существующей взаимосвязи между различными секторами экономики, а также между государствами или предприятиями. Данная модель получила широкое распространение под названием межотраслевой баланс (МОБ) [4].    

На  практике модели МОБ нередко включают сотни отраслей, агрегирующих десятки  миллионов наименований продукции  в более абстрактные продукты вида металл, топливо и т.д.    

Первая таблица МОБа США, построенная В. Леонтьевым (за 1919 г.), охватывала 44 отрасли.     

Баланс  США за 1947 г. охватывал уже 400 отраслей. В настоящее время межотраслевой баланс рассматривается как составная часть СНС.    

В течение многих лет вопросами разработки унифицированных схем СНС и ее внедрения в национальную практику стран активно занимаются международные экономические организации. В настоящее время СНС использует более чем в 100 странах мира. Международные стандарты по СНС и, прежде всего СНС ООН, в первой версии применяются с 1952 - 1953 гг., по второй - с 1968 г. в третьей - с 1993 г.    

Они являются основой стандартизации международной статистики и национальной макроэкономической статистики, международных  сопоставлений сводных экономических  показателей [2, c. 242].    

Современная система национального  счетоводства содержит более 500 стандартных  счетов.    

Задача  СНС - предоставление сведений о состоянии и изменениях совокупного объема производства товаров и услуг в конкретный момент времени.    

СНС позволяет раскрывать причины, по которым производство находится  именно на этом этапе. Спектр применения СНС многообразен. Универсальные  используются как для макроэкономического  анализа и прогнозирования, внутри страны, так и для исследования состояния и прогнозов в мировой  экономике.    

Все основные аспекты экономической  и социальной политики государства  находят отражение в показателях СНС (экономический рост, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга и др.). Без такой системы учета экономическая политика базировалась бы на интуиции [4].    

Данные  СНС полезны компаниям, особенно крупному бизнесу для оценки конъюнктуры и выработки стратегии и тактики в собственной хозяйственной политике.    

СНС как метод исследования и информационная база расчетов необходима научно-исследовательским  организациям, центрам и высшей школе  для выработки рекомендаций правительственным  органам, обучения молодежи конкретным приемам анализа в условиях рыночной экономики.    

Также в данных СНС заинтересованы международные организации и национальные органы, отвечающие за международное сотрудничество, чтобы определить взносы (квоты) стран на финансирование деятельности указанных структур и для координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.    

Принципиальная  идея о связи макроэкономических показателей отражена в системе  национальных счетов, которые рассчитываются в каждой стране.    

Система национальных счетов (СНС) - это система  взаимоувязанных макроэкономических показателей, отражающих информацию о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене товаров и услуг, распределении и перераспределении доходов, потреблении и сбережении (Приложение А).    

Показатели  СНС используются для описания, анализа  и прогнозирования макроэкономических процессов.    

Система национальных счетов была разработана  в середине прошлого века и введена  в действие в рамках Организации  объединенных наций (ООН). Система постоянно  совершенствуется.     

В настоящее время в мире действует  СНС ООН, принятая в 1993 г.    

Важнейшими  разделами СНС являются счет производства товаров и услуг, счет использования  валового внутреннего продукта, счет образования доходов.     

Главные макроэкономические показатели системы  национальных счетов: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).    

Существуют  и другие показатели СНС, используемые в макроэкономике, в частности  к ним относятся следующие  показатели:    

- чистый внутренний продукт  (ЧВП),    

- национальный доход (НД),     

- располагаемый доход  (РД) [5, c. 12].    

Стоимость ВВП включает все доходы, созданные в обществе, плюс потребление основного капитала, то есть амортизационные отчисления. Последняя часть стоимости ВВП участвует в его создании, но не является доходом.    

Поэтому, чтобы перейти к показателю национального  дохода, необходимо вычесть из ВВП  величину амортизационных отчислений, чистый доход, созданный в стране иностранными факторами производств, косвенные налоги на бизнес.    

В результате этого получен  сначала показатель чистого внутреннего  продукта, а затем показатель национального  дохода.    

Чистый  внутренний продукт (NDP) - это стоимость  валового внутреннего продукта за вычетом  стоимости той части ВВП, которая  пошла на возмещение основного капитала, потребленного в производстве [4].    

Вычтя из стоимости чистого внутреннего  продукта величину чистого дохода, полученного иностранцами, получим  более реальную величину национального  дохода, созданного в стране. Кроме  этого, из валового внутреннего продукта необходимо вычесть и косвенные  налоги на бизнес.    

Косвенные налоги - это, если можно так выразиться, искусственный доход, возникающий  в результате государственного вмешательства  в экономику. Они не являются платой за использование того или иного  фактора производства и не входят в состав произведенного национального  дохода. В результате в составе  национального дохода остаются: заработная плата наемных работников, доход самостоятельно занятых, прибыль предприятий, процент, рентные доходы.     

Национальный  доход (NI) представляет собой совокупный доход общества, произведенный в  экономике и полученный владельцами  всех факторов производства. Он рассчитывается как разница между чистым внутренним продуктом, чистым доходом, полученным в стране иностранцами, и косвенными налогами на бизнес [6, c. 17].     

Информация о работе Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен