Юридическая служба предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов, разрешаемых юридической службой предприятий при заключении, изменении и расторжении трудовых договоров.
Предметом исследования является юридическая служба как структурная единица предприятия и ее роль в обеспечении законности при заключении, изменении и расторжении трудовых договоров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие юридической службы на предприятии, рассмотреть ее организацию и основные задачи;
охарактеризовать основные функции юридической службы на предприятии, показать их взаимосвязь и взаимообусловленность;
показать, что обеспечение законности в деятельности предприятий – общая основная задача юридической службы;

Содержание

Введение
ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА НА ПРЕДПРИЯТИИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Понятие юридической службы предприятия, ее организация и задачи
Обеспечение и укрепление законности в деятельности организаций – основная задача юридической службы. Функции юридической службы
РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ, ИЗМЕНЕНИИ И РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Роль юридической службы при заключении трудового договора
Обеспечение законности при изменении трудового договора
РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ
Обеспечение законности при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя
Расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
Оформление увольнения работников
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

юридическая служба предприятия.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее четкое закрепление эта функция получила применительно к юридической службе органов управления, где последняя совместно с другими структурными подразделениями разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение неуклонного соблюдения законности в системе министерства, ведомства, принимает меры к предупреждению нарушений действующего законодательства. Представляется, что такого рода нормы должны быть включены в Положения о юридической службе организаций, имеющих в своем подчинении предприятия, учреждения, обособленные структурные подразделения, поскольку и в этом случае она должна выступать организатором мероприятий по обеспечению законности [9, с. 50].

Контрольная функция юридической службы заключается в проверке деятельности структурных подразделений по предупреждению, выявлению и устранению нарушений законодательства. По утвержденному плану работы юристы проверяют на соответствие законодательству распоряжения, инструкции, положения, издаваемые или утверждаемые в структурных подразделениях.

Наиболее эффективным способом осуществления контрольной функции является проверка и визирование проектов приказов и локальных актов, хозяйственных договоров, передаваемых на подпись руководителю организации. В организациях утверждается стандарт или инструкция, в которых указывается перечень проектов документов, подлежащих обязательному предварительному согласованию с юристами перед подписью руководителя [14, с. 16].

По видовой принадлежности контроль юридической службы является разновидностью внутриведомственного контроля, отличным от надведомственного, осуществляемого государственными инспекциями и приравненными к ним органами.

Контроль юридической службы может быть предварительным (осуществляется до начала определенных действий), текущим (имеет место в случаях, когда работники юридической службы знакомятся с практикой соблюдения предписаний правовых норм в процессе совершения юридически значимых действий должностными лицами и другими служащими организации), последующим (состоит в проверке законности уже осуществленных, состоявшихся действий гражданско-правового, управленческого и иного характера).

Средства осуществления контрольной функции юридической службы следующие:

  1. Проверка проектов решений, постановлений, приказов, инструкций, распоряжений, положений и других документов правового характера с точки зрения их соответствия действующему законодательству.

Проверка юридической службой проектов документов нормативного и ненормативного характера является важной гарантией их законности. Тот факт, что проект документа законен, удостоверяется визой работника юридической службы. Виза должна содержать подпись работника и дату согласования проекта. В случае противоречия действующему законодательству проектов документов правового характера, представляемых на подпись руководителю, начальник юридического отдела, юрисконсульт возвращает проекты, не визируя их, и дает заключения с предложениями о законном разрешении рассматриваемых вопросов.

  1. Проверка изданных руководителями структурных подразделений правовых актов с точки зрения соответствия их законодательству – другое проявление контрольных полномочий юридической службы. Такого рода проверка осуществляется в порядке последующего контроля, т.е. после издания этих актов. При обнаружении нарушений закона в актах руководителей структурных подразделений юридическая служба должна принять необходимые меры. Среди них надо, прежде всего, выделить такие, как: разъяснение руководителям структурных подразделений сути допущенных нарушений с одновременной рекомендацией отменить либо изменить незаконные правовые акты; информирование руководителя данной организации о незаконных актах, изданных руководителями структурных подразделений (для последующей отмены или изменения их).
  2. Контроль за соблюдением порядка приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству также осуществляется юридической службой.
  3. Изучение и обобщение практики соблюдения законодательства в данной организации и в подчиненных ей – особое средство осуществления юридической службой контрольной функции. Эта работа проводится, как правило, совместно с другими подразделениями. Так юридическая служба участвует: в проверке числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности; в обобщении результатов рассмотрения претензий, арбитражных и судебных дел; в изучении практики заключения и исполнения хозяйственных договоров; в разработке предложений по итогам финансово-хозяйственной деятельности; в подготовке материалов о растратах, хищениях, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной, некомплектной продукции и об иных правонарушениях для передачи следственным и судебным органам; в принятии мер к возмещению причиненного организации ущерба.

Работники юридической службы должны принимать активное участие в правовом воспитании сотрудников организации. Правовое воспитание включает в себя пропаганду права, способствование формированию правильного понимания его сущности и назначения, выработку привычки соблюдать законы и другие правовые акты, умения правильно использовать действующие правовые нормы в интересах коллектива и личности.

При осуществлении правового воспитания юридической службе следует постоянно использовать конкретные примеры, касающиеся определенных субъектов правоотношений. В частности, она консультирует представителей администрации по различным вопросам, которые ставятся работниками в предложениях, заявлениях, жалобах. Некоторые требования и предложения могут быть неправомерными. Обязанность юридической службы – разъяснить неправомерность притязаний, убедить в необходимости отказаться от них. В тех случаях, когда по поступившим обращениям требуется дать письменные ответы, направляемые заинтересованным лицам, то в последних должна содержаться не только ссылка на норму права, но также и ее разъяснение. Особого внимания требует справочно-информационная деятельность по правовым вопросам, осуществляемая юридической службой. Она включает в себя:

  1. создание фонда нормативных актов (в том числе публикуемых в периодических и непериодических изданиях, а также приказов, инструкций и других актов данной организации);
  2. обеспечение структурных подразделений текстами нормативных актов;
  3. внесение в тексты нормативных актов последующих изменений и дополнений, изъятии из пользования отмененных нормативных актов и соответствующей информации об этом структурных подразделений;
  4. накопление материалов административной, и судебной практики;
  5. обеспечение организации практическими, научно-практическими пособиями, монографиями и другими литературными источниками по правовым вопросам;
  6. подготовку по просьбам заинтересованных организаций, подразделений и работников справок и консультаций относительно действующего законодательства, а также практики разрешения органами управления, арбитражными и народными судами определенных категорий дел;
  7. информирование о действующем законодательстве. Целью такой информации является обеспечение соблюдения, применения, исполнения и использования нормативных предписаний, содержащихся как во вновь принятых актах, так и действующих, по вопросам, имеющим значение для данной организации.

Методическая работа юридической службы имеет следующие направления:

  1. должна охватывать неюридические структурные подразделения организации, т.к. в применении действующего законодательства участвуют не только руководители организации, но и различные подразделения;
  2. проводится для юридических подразделений всех подчиненных организаций. Юридическая служба объединения (крупного предприятия) организовывает обмен опытом работы юридических отделов, юрисконсультов, созывает совещания и проводит семинары для работников подведомственных организаций;
  3. оказание помощи по правовым вопросам профсоюзному комитету, другим общественным организациям, действующим на предприятии.

Несколько слов следует сказать о кодификационной работе юридической службы. Кодификация заключается в систематизированном учете и хранении текстов нормативных актов. Она обеспечивает быструю и полную правовую информацию по вопросам, возникающим в деятельности организаций. Любая юридическая деятельность в качестве составных частей включает в себя ознакомление с изданными по конкретному вопросу нормативными актами, их толкование и применение в соответствии с конкретными условиями. Успех юридической деятельности зависит, в первую очередь, от знания юридическими работниками действующих правовых норм и правильного их применения. Этого не достичь, если в их распоряжении не будет текстов всех необходимых правовых актов [10, с. 90].

Систематизированный учет и хранение текстов правовых нормативных актов является обязанностью юридического отдела. Юридическая служба выступает своеобразным хранителем нормативного материала всей организации. В настоящее время эта задача облегчается в связи с существованием различных компьютерных правовых программ.

Нормативная информация поступает в организацию по трем каналам. Это, во-первых, рассылка вышестоящими органами текстов принятых (изданных) ими нормативных правовых актов, во-вторых, опубликование в официальных сборниках текущего законодательства текстов нормативных актов и, в-третьих, в необходимых случаях тексты нормативных актов могут быть присланы по просьбе организации органом, издавшим данный акт.

Все тексты правовых нормативных актов, поступающие в организацию, должны направляться в юридический отдел, который передает их руководству организации и заинтересованным структурным подразделениям для ознакомления. Исключение может быть сделано для так называемых технико-юридических нормативных правовых актов, т.е. таких, в которых содержатся технические предписания, облеченные в правовую форму (государственные и иные стандарты, технические условия, инструкции по бухгалтерскому и материальному учету и т.д.).

Учет, хранение и использование в практических целях нормативного материала – важная функция юридической службы. Систематический учет и хранение нормативных правовых актов, издаваемых организацией и органом управления, имеют несколько целей: обеспечение строгого соблюдения законности в деятельности данной организации; сокращение количества издаваемых нормативных актов; облегчение поиска нормативных актов.

Функции юридической службы тесно связаны между собой и в какой-то части перекликаются. Вместе с тем указанная условная классификация функций имеет не только теоретическое, но и практическое значение, ибо помогает определить основные направления работы юрисконсульта, облегчает ее планирование, анализ и учет.

В связи с вышеизложенным можно сформулировать следующие выводы:

  1. Юридическая служба предприятия – деятельность специально уполномоченного органа, направленная на укрепление законности в деятельности предприятия (организации) c активном использованием правовых средств при выполнении своих функциональных обязанностей.
  2. Задачи юридической службы предприятия подразделяют на две группы: те, которые юридическая служба разрешает совместно с другими службами предприятия, и задачи, разрешаемые непосредственно юридической службой.
  3. Функциями юридической службой являются: охранительная, организаторская, контрольная, справочно-информационная деятельность по правовым вопросам, методическая работа, учет, хранение и использование в практических целях нормативного материала и др.

 

 

ГЛАВА 2. РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ, ИЗМЕНЕНИИ И РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

2.1. Роль юридической службы при заключении трудового договора

 

Одной из функций юридической службы является проверка соответствия законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов и других документов нормативного характера и их визирование. Приказы о приеме на работу подлежат обязательной проверке юридической службой и визированию.

Оформление приема на работу осуществляется, как правило, кадровой службой предприятия. Однако правовая служба должна обеспечить соблюдение законодательства при заключении трудового договора [14, с. 96].

Трудовое законодательство устанавливает определенные правила заключения трудового договора и оформления приема на работу.

Статьей 21 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) предусмотрено, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет. Однако эти лица могут быть приняты на работу для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. Перечень легких работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. При приеме на работу несовершеннолетнего наниматель должен выяснить, не будет ли работа мешать посещаемости общеобразовательной школы.

Хотя законом установлен шестнадцатилетний возраст для заключения трудового договора, однако лица, не достигшие 18 лет, не могут приниматься на некоторые виды работ: на тяжелые работы и работы с опасными условиями труда, на подземные и горные работы и другие работы, перечень которых утверждается Правительством Республики Беларусь иди уполномоченным им органом. Только совершеннолетние могут быть приняты на работу, при выполнении которой должен быть заключен письменный договор о полной материальной ответственности [2, ст. 405].

При приеме на работу наниматель обязан потребовать от поступающего на работу следующие документы:

  1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета;
  2. трудовую книжку, за исключением лиц, впервые поступающих на работу и совместителей;
  3. диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;
  4. направление на работу в счет брони для, отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
  5. заключение медико-реабилитационной комиссии (МРЭК) о состоянии здоровья (для инвалидов);
  6. декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Информация о работе Юридическая служба предприятия