Шпаргалка по курсу «Хозяйственный процесс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 10:05, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к экзамену
по курсу «Хозяйственный процесс»

Вложенные файлы: 1 файл

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС.doc

— 938.50 Кб (Скачать файл)

Пленум Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

- рассм-т в  пределах своей комп-ии дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обст-м;

- рассматривает материалы обобщения судебной практики;

- рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- заслушивает председателей судебных коллегий ВХС и председателей ХС областей (г. Минска), спец-х ХС о деятельности соответственно судебных коллегий ВХС, судов;

-избирает по представлению Председателя ВХС из числа судей ВХС секретаря Пленума ВХС, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности;

- утверждает по представлению Председателя ВХС составы судебных коллегий ВХС и др.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принимает постановления.

Пленум ВХС созывается Председателем (в его отсутствие) по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца.

Пленум Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь правомочен решать вопросы при наличии  большинства членов Пленума, а в  случаях, предусмотренных ХПК, – при наличии не менее трех четвертей от числа членов Пленума ВХС.

В обсуждении вопросов могут участвовать лица, приглашенные на заседание Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Постановления Пленума ВХС принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума ВХС. Члены Пленума ВХС не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Правила подготовки, порядок проведения заседаний Пленума ВХС, оформления его актов и контроля за их исполнением устанавливаются Регламентом Пленума.

Президиум ВХС образуется в составе Председателя, первого заместителя, заместителей Председателя и судей ВХС в количестве, устан-м ПРБ по представлению Председателя ВХС.

Персональный  состав Президиума ВХС утверждается ПРБ по предст-ю Председателя ВХС.

В заседаниях Президиума ВХС вправе принимать участие Генеральный прокурор РБ или его заместители. По приглашению Председателя ВХС в заседании Президиума ВХС могут принимать участие судьи и работники аппаратов хозяйственных судов, а также иные лица.

Президиум Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

- рассм-т в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь откр-ся обст-м;

-рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;

- рассматривает ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых;

- рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата ВХС, председателей и судей нижестоящих хозяйственных судов;

- заслушивает председателей судебных коллегий ВХС и председателей нижестоящих хозяйственных судов о деятельности соответствующих судебных коллегий ВХС и судов и др.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Президиум ВХС принимает постановления.

Президиум созывается Предс-м (в его отсутствие – первым заместителем) по мере необх-ти.

Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.

Постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа  присутствующих на заседании членов Президиума и подписываются председательствующим на заседании, а также секретарем Президиума. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Порядок обсуждения на заседании Президиума вопросов, не связанных с рассм-м судебных дел, определяется Регламентом Президиума, прин-м Президиумом по предст-ю Предс-ля ВХС.

 

 

11. Подведомственность  дел  хозяйственному суду: понятие,  значение, виды

Под подведомственностью  понимают круг дел, отнесенных законом  к рассмотрению и разрешению системы хозяйственных судов РБ.

Правовое регулирование правил определения подведомственности дел является одной из гарантий защиты интересов юридических лиц и граждан в хозяйственном процессе.

Виды подведомственности:

- подведомственность споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

- подведомственность возникающих из адм-х и иных публичных прав-ий хоз. споров и иных дел;

- подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- подведомственность дел по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;

- подведомственность дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

- подведомственность дел об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории РБ, и о выдаче исполнительного документа;

- специальная подведомственность.

К хозяйственным спорам,  возникающих из гражданских и  иных правоотношений:

- разногласиях, возникших  при заключении договора, обязанность  заключения которого предусмотрена законодательством;

- разногласиях, возникших  при заключении договора, передача  которых на рассмотрение хозяйственного суда согласована сторонами договора;

- изменении или расторжении  договора;

- невыполнении или ненадлежащем  выполнении обязательств;

- признании права, в том числе права собственности;

- истребовании собственником  или иным законным владельцем  имущества из чужого незаконного владения;

- нарушении прав собств-ка  или иного зак-го владельца, не связанных с лишением владения;

- возмещении убытков и  иные дела.

К хозяйственным спорам возникающих  из административных и иных публичных  правоотношений хозяйственных споров и иных дел:

- признании недейств-м ненормативного правового акта гос. органа, органа местного управления и самоупр-я, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;

- обжаловании  действий (бездействия) гос. органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или д. лица, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- адм-х правонарушениях, если зак-ми актами их рассмотрение отнесено к компетенции ХС;

- взыскании  с юр. лиц, ИП и граждан, осуще-х предпр-ую и иную хоз. (экономическую) деят-ть, налогов, обяз-х платежей, санкций, если иной порядок их взыскания не установлен зак-ми актами;

- признании  не подлежащим исполнению исполнительного  или иного документа, по которому  взыскание производится в бесспорном порядке;

- возврате из  бюджета денежных средств, списанных  в бесспорном порядке в виде  экономических санкций либо по другим основаниям с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- отказе в  выдаче (продлении срока действия) специального разрешения (лицензии);

иные дела, рассмотрение которых зак-ми актами отнесено к компетенции хозяйственного суда.

К делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, и о выдаче исполнительного документа

- обжаловании  решений межд. арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории РБ, по спорам, возникающим при осущ-ии предприн-ой и иной хоз. (экономической) деятельности;

- выдаче судебных  приказов на принудит-ое исполнение решений межд. арбитражных (третейских) судов по спорам, возникающим при осущ-ии предпр-ой и иной хоз. (экономической) деят-ти.

К делам специальной подведомственности относятся:

- об экономической  несостоятельности (банкротстве);

- по спорам  о создании, реорганизации и ликвидации  юридических лиц, организаций,  не являющихся юридическими лицами, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

- по спорам об отказе в гос. регистрации, об уклонении от гос. регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и ИП;

- по спорам  между акционером и акционерным  обществом, участниками иных хоз. обществ и товариществ, возникающим при осуществлении деятельности этими обществами и товариществами;

- о защите  деловой репутации в сфере  предпр-ой и иной хоз. (экономической) деятельности;

- иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской  и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

 

 

12. Общие  правила подведомственности дел  хозяйственному суду.

ХС подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпр-ой и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами.

ХС разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, ИП, а в случаях, зак-ми актами, с участием РБ, АТЕ РБ, гос. органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юр. лицами, д. лиц и граждан.

Заявление, принятое ХС к своему производству с соблюдением правил подвед-ти, д.б. рассмотрено им по существу, в т.ч. и в случае, если к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самост-х требований на предмет спора, был привлечен гражданин, не являющийся ИП.

ХС рассм-т также подведомственные ему дела с участием юр. лиц, организаций, не являющихся юр. лицами, ИП и граждан РБ, а также иностранных организаций, межд. организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпр-ую деятельность, если иное не предусмотрено межд. договором РБ.

Виды подведомственности:

  1. исключительная (единичная) – строго рассм-ся в одних судах (напр., дела о банкротстве);
  2. множественная – одно и то же дело в зависимости от определенных обстоятельств может быть подведомственно либо хозяйственному суду, либо иному юрисдикционному органу:
  • договорная (подведомственность дел третейскому суду), по письменному соглашению сторон подведомственный ХС спор, вытекающий из гражданских правоотношений, может быть передан до вынесения судом решения на рассмотрение третейского суда. В такой суд могут передаваться споры между любыми субъектами, возникающие при осущ-ии внешнеторговых и иных видов межд. эконом. связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей РБ, а также иные споры эконом-го характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение межд. арбитражного суда и если это не запрещено зак-м РБ;
  • условная – при условии предв-го рассм-я дела во внесудебном юрисдикционном органе – акт налоговой инспекции может быть оспорен в ХС лишь при условии его предв-го обжалования в вышестоящую налоговую инспекцию. Система налоговых органов имеет трехзвенную структуру.
  • альтернативная – избрание субъектом хозяйствования несудебного способа обжалования не лишает его права на обращение в суд;
  • смешанная (последние два вида утратили значение).

 

 

13. Разграничение подведомств-ти дел между общими и хозяйственными судами.

В качестве критериев  разграничении подведомственности между общими и хозяйственными судами признаются следующие:

1) субъектный состав участников спора;

2) характер спорного  правоотношения.

Субъектный  состав участников спора, подведомственного ХС включает в себя:

- юридические  лица и ИП, а в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами, также организации, не являющиеся юридическими лицами, должностные лица и граждане;

- РБ, АТЕ, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы;

- иностранные  и международные организации,  организации с иностранными инвестициями; иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы, осущ-е предпринимательскую деятельность.

ХС в РБ рассматривают хоз. (экономические) споры и иные дела, связанные с осущ-м предпринимательской и иной хоз. (экономической) деятельности с участием иностранных лиц, если:

ответчик находится или проживает на тер-и РБ либо на территории РБ находится его им-во;

орган управления, филиал или  представ-во иностранного лица находятся на территории РБ;

спор возник из дог-ра, по кот. исполнение должно иметь место или имело место на терр-и РБ;

требование возникло из причинения вреда имуществу действием или  иным обстоятельством, имевшими место  на территории РБ, либо при наступлении вреда на территории РБ;

Информация о работе Шпаргалка по курсу «Хозяйственный процесс»