Шпаргалка по "Хозяйственному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:43, шпаргалка

Краткое описание

Хоз. процессуальное право – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйственного суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Содержание

Хозяйственное процессуальное право как отрасль права.
Понятие и стадии хозяйственный процесс
Принципы хозяйственного процессуального права.
Хозяйственные процессуальные отношения.
Хозяйственные суды Республики Беларусь, апелляционные, кассационные и надзорные инстанции хозяйственных судов.
Правовой статус судей хозяйственных судов. -
Хозяйственные суды областей.
Правовое положение Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.
Пленум и Президиум Высшего Хозяйственного суда.

Вложенные файлы: 1 файл

Хпп.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

Скуратов Владимир Геннадьевич

 

Вопросы к экзамену

по курсу «Хозяйственный процесс»

для студентов 5 курса юридического, заочного (сокр) факультета

 

  1. Хозяйственное процессуальное право как отрасль права.
  2. Понятие и стадии хозяйственный процесс
  3. Принципы хозяйственного процессуального права.
  4. Хозяйственные процессуальные отношения.
  5. Хозяйственные суды Республики Беларусь,  апелляционные, кассационные и надзорные инстанции хозяйственных судов. 
  6. Правовой статус судей хозяйственных судов. -
  7. Хозяйственные суды областей.
  8. Правовое положение Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.
  9. Пленум и Президиум Высшего Хозяйственного суда.
  10. Должностные лица хозяйственного суда. -
  11. Подведомственность дел  хозяйственному суду: понятие, значение, виды.
  12. Общие правила подведомственности дел хозяйственному суду.
  13. Разграничение подведомственности дел между общими и хозяйственными судами.
  14. Понятие, виды и общие правила подсудности дел хозяйственному суду.
  15. Альтернативная, исключительная и договорная территориальная подсудность.
  16. Состав и общая характеристика лиц, участвующих в деле.
  17. Стороны в хозяйственном процессе.
  18. Третьи лица в хозяйственном процессе.
  19. Участие в хозяйственном процессе прокурора, государственных и иных органов.
  20. Представительство в хозяйственном процессе: общая характеристика.
  21. Полномочия представителей, порядок их оформления.
  22. Судебное доказывание.
  23. Понятие, классификация и оценка доказательств.
  24. Объяснение лиц, участвующих в деле, и свидетельские показания.
  25. Письменные и вещественные доказательства.
  26. Экспертиза в хозяйственном процессе.
  27. Судебные поручения. -
  28. Понятие, элементы и виды иска в хозяйственном процессе.
  29. Предъявление иска и возбуждение производства по делу (общие положения).
  30. Форма и содержание искового заявления и последствия их несоблюдения.
  31. Отказ в принятии, оставление без движения и возвращение искового заявления.
  32. Защита ответчика против иска.
  33. Обеспечение иска.
  34. Приостановление и прекращение  производства по делу.
  35. Оставление иска без рассмотрения.
  36. Процессуальные сроки.
  37. Судебные расходы.
  38. Урегулирование спора в порядке посредничества.
  39. Подготовка дела к судебному разбирательству.
  40. Судебное разбирательство.
  41. Решение хозяйственного суда.
  42. Определения суда первой инстанции.
  43. Немедленное исполнение, отсрочка и рассрочка исполнения судебного решения.
  44. Общие положения об отдельных видах производств в хозяйственном суде первой инстанции.
  45. Приказное производство.
  46. Производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции (общая характеристика).
  47. Апелляционная жалоба (протест).
  48. Полномочия суда апелляционной  инстанции.
  49. Производство в хозяйственном суде кассационной инстанции.
  50. Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора.
  51. Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
  52. Общие правила исполнительного производства.
  53. Возбуждение, приостановление, прекращение исполнительного производства.
  54. Обращение взыскания на денежные средства и имущество должника.
  55. Обращение взыскания на причитающиеся должнику доходы и иные суммы.
  56. Распределение взысканных сумм между взыскателями.
  57. Производство по делам с участием иностранных лиц.
  58. Признание и исполнение решений иностранных и международных арбитражных (третейских) судов. -
  59. Третейские суды и их виды. Третейский  договор. -
  60. Правовой статус Международного арбитражного суда при Белорусской торговой промышленной палате. -

 

 

Утверждено на заседании кафедры

"__" _______ 200   г., протокол  №___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Хозяйственное процессуальное  право как отрасль права.

Под отраслью права понимается совок-ть взаимосвязанных, обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфического  метода обширный круг общ. отн., обладающих внутренним единством, качественным разнообразием.

Хоз. процессуальное право – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйственного суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Предметом ХПП является хоз. процесс (хозяйственное судопроизводство).

Для хозяйственного процессуального права характерен диспозитивно-императивный метод правового регулирования. Диспозитивность (волеизъявление по распоряжению своими материальными и проц-ми правами) выражается в том, что без инициативы заинтересованного лица (истца, заявителя),  не м.б. возбуждена практически ни одна стадия ХПр-са. Хоз. суд не вправе возбуждать производство по делу без искового заявления, кассационное производство невозможно без кассационной жалобы и т.д. В тоже время, участники процесса вправе совершить только предусм-е зак-ми актами действия и в установленной форме. А ХС как орган гос. власти наделен строго опред. полномочиями по защите прав и законных интересов участников процесса, его решения носят обязательный характер. В этом заключ-ся императивный характер правового регул-я ХПП,

 Систему хоз. процессуального права составляют нормы, регламентирующие хозяйственное судопроизводство. Они подразделяются на общую часть (нормы, входящие в раздел 1 «Общие положения»)  и особенную часть.(все последующие разделы ХПК)

Под источниками хозяйственного процессуального права подразумеваются законод-е акты, регулирующие порядок судопр-ва в хозяйственных судах. К ним относятся:

  • Конституция РБ – явл-ся первым по значимости  источником ХПП. В ней ХС отнесены к органам суд. власти, закреплены основные принципы основные принципы судопроизводства, порядок назначения судей ХС и др. основные начала их деятельности.
  • Международные договоры РБ. Установлен приоритет межд. договора РБ перед другими зак-ми актами: если межд. дог-м РБ предусматриваются иные правила , чем те кот. сод-ся, например, в ХПК, то применяются правила межд. дог-ра.;
  • ХПК. В нем подробно освещены принципы судопроизводства ХС, положения о подведомственности и подсудности споров, состав лиц, участвующих в деле, приказное производство, порядок предъявления иска, разрешение споров, обжалования и пересмотра судебных актов и др. вопросы процессуальной деятельности ХС.
  • Закон о ХС. Законы, которые помогают определить подвед-ть споров ХС «Об объектах находящихся только в собств-ти гос-ва», «О хоз. обществах» и т.д. Они регулируют отношения сугубо в сфере экономики, хозяйствования, предприним-ва.  Одновр-но в них содержаться нормы, определяющие компетенцию определенных органов управления коммерческих организаций (общего собрания, правления, советов и комитетов). В совокупности с нормами процессуальными нормы данных законов позволяют разграничить компетенцию хоз. и общих судов, др. гос. и иных органов. Законы предусматривающие особенности рассмотрения отдельных категорий дел, а также исполнения  судебных или иных актов: Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», «О межд-м арбитражном (третейском) суде», «О комитете гос. контроля РБ» и др.  В законах рег-ся и др. процессуальные вопросы, напр., связанные с суд. расходными, - в  Законе «О гос. пошлине».
  • Декреты и указы Президента РБ. Декрет «О совершенствовании хозяйственного судопроизводства», указ «О создании Службы судебных исполнителей ХС в РБ»;
  • Другие законы РБ, постановления Правительства, постановления Пленума ВХС.

Т.о. источники ХПП:

- предст-т собой  систему (включают в себя нормы  организ-е, процесс-е и спец-е);

- отличаются спецификой, присущей только данной отрасли  права (эконом. составляющая в спорах, особенности рег-я отношений, связанных с банкротством юр. лиц и ИП);

- имеют высокую  степень развития и перспективность.

 

 

2. Понятие  и стадии хозяйственного процесса.

Хозяйственный процесс – это форма деятельности хозяйственного суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Хоз. судопроизв-во – совокупность процессуальных действий по реализации процессуальных прав и обязанностей хозяйственного суда, лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Под стадией хозяйственного процесса подразумевается совокупность процессуальных действий, осуществляемых с целью решения определенных задач.

Стадии хозяйственного процесса:

  1. принятие искового заявления (заявления или жалобы). Объект – поданное в ХС исковое заявление (заявление, жалоба) с приобщенными к нему доку-ми. Задачи - определить подвед-ть, соблюд-е требований ХПК и др. зак-х актов к форме и содержанию искового заявления, подсудность и др. критерии, необходимые для решения вопроса принимать ли дело к производству ХС. Субъект – судья или состав судей ХС, а также лицо, подавшее иск. заявление. Процесс-е действия – отказ в принятии иск. заявления или его возвращение либо возбуждение произв-ва по делу. Процесс-ая форма – соотв-ее определение.
  2. подготовка дела к судебному разбирательству. Задачи этой стадии: 1) разрешение вопроса о составе лиц. участвующих в деле, и иных участников процесса; 2) определение зак-ва, кот. следует руководствоваться, и установление правоот-ий сторон; 3) определение обстоятельств, имеющих значение  для правильного разрешения дела4 4) представ-е и истребование необходимых док-в; 5) установление времени и места судебного заседания.
  3. судебное разбирательство. На этой стадии разрешаются споры и рассматриваются дела по существу, дается окончательный ответ на предъявленные требования и представленные возражения.  Разбирательство дела осуществляется в суд. заседании, которое завершается вынесение решения или определения о прекращении производства по делу либо определения  об оставлении иска без рассмотрения.
  4. пересмотр судебных актов в кассационной инстанции. По кассационным жалобам лиц, участвующих в деле, и кассационным протестам прокуроров на этой стадии хоз. пр-са проверяется законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу.
  5. пересмотр судебных актов в порядке надзора.  Эта стадия  предназначена для проверки законности судебных актов, вступивших в законную силу, по надзорным протестам должностных лиц ХС и органов прокуратуры.
  6. пересмотр  судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.  На этой стадии по заявлениям должностных лиц, правомочных на принесение надзорных протестов, судебные акты, вступившие в законную силу, м.б. отменены, а дело м.б. рассмотрено по правилам одной из предыдущих стадий хоз. пр-са при наличии опред. обстоятельств.
  7. исполнение судебных и иных актов. Добровольное и принудительное исполнение суд. актов некоторых других органов, права и обязанности должника, взыскателя, суд. исполнителей ХС реализуются на этой стадии  хоз. пр-са.

Помимо стадий хоз. пр-са ХПК предусм-т также различные виды хоз. судопроизв-ва.

В зависимости от критериев можно различить несколько классификаций.

При применении смешанного способа классификации видов хоз. судопроизв-ва выделяются: приказное, исковое, произв-во по делам о банкротстве, производство по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юр. значение, производство по рассмотрению жалоб на нотариальные действия или отказ в их совершении. кассационное, надзорное, о возбуждении дел по вновь открывшимся обстоят-м, исполнительное производство.

 

 

 

3. Принципы хозяйственного  процессуального права.

Принципы ХПП – это закрепленные в нормах права основные исходные положения ХПП, выражающие наиболее существенные черты данной отрасли права.

Классификация принципов хозяйственного процессуального права:

  1. В завис-ти от источников закрепления принципы подразделяются на:

- конституционные, т.е. закрепленные в КРБ или вытекающие  из ее норм: верх-во права, приоритет  общеприз-х принципов межд. права  равенство всех перед законом  и право на равную защиту, право  на  юр. помощь, гарантия защиты  прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристр-м судом в опред-е законом сроки, незав-ть судей при осуществлении правосудия, единоличное и коллег-е рассм-е дел, гласность, состязат-ть и равенство сторон в процессе, обязат-ть суд. актов и др. Эту большую группу принципов можно подразд-ть на общеправовые и прцес-е;

- международно-правовые, т.е. предусм-е межд. дог-ми РБ и  др. актами межд. публ. права (публичность  и справедливость суд. разб-ва, компетентность, независимость  и беспристрастность  суда и др.). Некоторые из них закреплены в КРБ и др. законод. актах РБ.;

- непосредственно  хозяйственно-процессуальные –  т.е. закрепленные в ХПК (гос. язык  судопр-ва, диспозитивность, непосредственность, устность, непрерывность и т.д.).

  1. В зав-ти от сферы действия принципы хоз. процесса можно сгрупп-ть в:

- общеотраслевые –  распростр-е свое действие на  всех стадиях и во всех видах  хоз. судопр-ва (гласность, право на  юр. помощь, законность, рав-во всех  перед законом и судом  и  др.);

- постадийные  - присущие  для опред. стадий хоз. пр-са (рассмотрение дела неизменным составом суда, непосредственность, устность и непрерывность).

  1. По объекту регулирования принципы  принято классифицировать на:

- организационно-функциональные, устанавливающие  организацию, устройство  системы ХС и одновременно влияющие на их деятельность;

- функциональные, т.е. принципы, определяющие процессуальную  деятельность ХС и участников  пр-са. Эта классиф-я носит условный  хар-р, поскольку в одном случае  один принцип выступает как  организ-ый, в др. – как функциональный.

Организационно-функциональные принципы:

  1. Принцип законности, заключает в том, что ХС должен строго и неукоснительно соблюдать порядок разрешения правовых споров, выносить законные и обоснованные судебные акты, исполнять их, а также требования к сторонам и другим участникам процесса строго соблюдать правила хозяйственного судопроизводства;
  2. Приоритет норм и принципов международного права, если в международном договоре РБ установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательном акте, то применяются правила международного договора;
  3. Принцип осущ-я правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности только ХС. ХС  как специально созданные для этих целей гос. органы, осуществляют правосудие путем разрешения в строго определенном порядке, споров, возникающих в области экономич. отн-й. Ни один др. гос. или иной орган не вправе рассматривать аналогичные споры в таком же порядке и по таким же формам. Рассмотрение же отдельных экономических споров третейскими судами и исп. органами правосудием не является.
  4. Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде, т.е. дела в первой инстанции рассматриваются судьями единолично и в коллегиальном составе, в кассационных инстанциях ХС областей и города Минска, а также в надзорных инстанциях ВХС дела рассматриваются только коллегиально.
  5. Принцип независимости судей хозяйственного суда при осуществлении правосудия и подчинения их только закону. Институциональная  незв-ть – суды не должны подчиняться  ни законодательной, ни исполнительной ветвям власти и должны обладать беспристрастием и независимостью. Функциональная независимость – сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям свободное от чьих-либо мнений, требований рассмотрение и разрешение споров,  т.ч.  и выражение своих убеждений по делу при совещании судей.
  6. Принцип равенства юридических, индивидуальных предпринимателей и физических лиц перед законом и хозяйственным судом. Лица, участвующие в деле, при осуществлении правосудия ХС равны перед законом и хозяйственным судом. ХС обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
  7. Гос. язык хоз. судопр-ва (русский и белорусский). Судопр-во в ХС ведется на одном из гос. языков РБ. Лицам, уч-м в деле, не владеющим гос. языками РБ, обеспеч-ся право знакомиться с мат-ми дела, уч-ть в проц-х действиях через переводчика, а также выступать в ХС на ином языке. Судебные документы (их копии), кот. ХС в соотв. с зак-м о судопр-ве в ХС обязан направлять или вручать лицам, участвующим в деле, д.б. составлены на языке судопр-ва в ХС.
  8. Принцип гласности (открытое и закрытое судебное заседание). Разб-во дела в ХС открытое. Разб-во дела в закрытом судебном заседании доп-ся, если открытое разб-во может привести к разглашению сведений, сост-х гос. секреты или иную охраняемую законом тайну, содерж-ся в материалах дела, в т.ч. при удовлетворении ХС ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необх-ть неразглашения таких сведений либо на иные обст-ва, препятствующие открытому разбирательству. При разб-ве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях – свидетели, эксперты, специалисты и переводчики. О разб-ве дела в закрытом судебном заседании выносится мотивированное определение. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании ведется с соблюдением правил судопроизводства в ХС и с учетом особенностей, предусм-х зак-ми актами о гос. секретах. Резолютивная часть судебного постановления всегда объявляется публично
  9. Право на юридическую помощь. В судопроизводстве в хозяйственном суде юридические лица, индивидуальные предприниматели, организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане имеют право пользоваться юридической помощью адвокатов и иных представителей в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
  10. Обязательность судебных постан-ий и распоряжений. Вступившие в законную силу судебные пост-я обязательны для всех юр. лиц, организаций, не явл-ся юр. лицами, ИП и граждан и подлежат неукосн-му исполнению на всей территории РБ. Законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные судебные обращения обязательны для всех лиц, которым они адресованы. Неисп-е судебных пост-ий, а равно иное проявление неуважения к ХС влекут за собой отв-ть, установленную зак-ми актами. Обязательность судебного пост-я не лишает заинт-х лиц, не уч-х в деле, возм-ти обратиться в ХС в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Обяз-ть на территории РБ судебных постановлений судов иност-х гос-в, межд. арбитражных (третейских) судов опред-ся зак-ми актами и межд. договорами РБ.
  11. Применение норм иностранного права. В случаях пред-х  зак-м, когда возникает необходимость применения норм иностранного права, ХС д-н установить существование и содержание его  норм в соотв. с их толкованием и практикой  применения соотв. иностр. гос-ве. В этих целях ХС м-т обратиться за содействием и разъяснением в компетентные органы и организации в РБ, за границей либо привлечь специалистов. В качестве таких организаций, как прав., выступают МИД и его подразделения (посольства, консульства, торговые представительства и т.д.)

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному процессу"