Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:17, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Существует несколько подходов к понятию «хозяйственное право» (ХП). 1. ХП – не отрасль права, а комплексное законодательство, включающее нормы гражданского и административного права. 2. ХП (предпринимательское право) – самостоятельная отрасль права, имеющая своим предметом регулирования правоотношения с участиемпрофессионального предпринимателя.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

Для биржевой торговли, кроме государственной регистрации  в качестве юридического лица, биржа должна получить лицензию на организацию биржевой торговли.

В качестве учредителей биржи выступают лица (юридические и физические), участвующие в ее организации (учреждении).

После создания биржи учредители автоматически  становятся ее членами и приобретают  весь комплекс членских прав, предусмотренных  уставом биржи.

Членами биржи (за ограничениями, предусмотренными Законом) могут быть юридические и (или) физические лица, которые: а) участвуют в формировании уставного капитала биржи или являются ее учредителями; б) вносят членские взносы, т. е. члены биржи в прямом, непосредственном понимании, вытекающем из формулировки Закона, не являются учредителями биржи; в) вносят иные целевые взносы в имущество биржи и стали ее членами в порядке, предусмотренном учредительными документами биржи.

Получение правового  статуса члена биржи дает определенные права, которыми не обладают участники биржевой торговли, не являющиеся членами биржи:

1) участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей в соответствии с положениями, установленными в учредительных документах, и другими правилами, действующими на бирже;

2) получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи, и пользоваться другими правами, предусмотренными ее учредительными документами.

Члены биржи имеют право сдавать в аренду (уступать на определенный договором срок) свое право на участие в биржевой торговле, однако только одному юридическому или физическому лицу. Такой договор подлежит регистрации на бирже. При этом субаренда (переуступка) права на участие в биржевой торговле не допускается.

 
21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВ

Совокупность  всех кредитных организаций, оказывающих  банковские услуги, во главе с национальным банком – Центральным банком Российской Федерации (Банком России) – составляет банковскую систему. Сложившаяся в России банковская система является двухуровневой.

К нижнему  уровню относятся коммерческие банки и небанковские кредитные организации, основное различие между которыми заключается в том, что банки универсальны: они имеют право совершать все виды банковских операций, а небанковские кредитные организации специализированны, они имеют право совершать лишь отдельные виды банковских операций, допустимое сочетание которых устанавливается Банком России (ст. 1 закона о банках).

Верхний уровень банковской системы состоит из одного субъекта – Центрального банка РФ (Банка России), особенности правового статуса которого определены в федеральном законе о нем. С одной стороны, Банк России – орган, обладающий государственно-властными полномочиями, а также нормотворческий орган, регулирующий деятельность кредитных организаций. С другой – Банк России одновременно имеет право осуществлять банковские операции и получать от них прибыль, хотя получение прибыли и не является целью деятельности Банка России. Банк России регулирует рынок банковских услуг не только путем издания нормативных актов: в ряде случаев он прямо или косвенно сам участвует на этом рынке.

Закон относит  к банковским операциям следующие  сделки (ст. 5 закона о банках):

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Кроме указанных  банковских операций, следующие банковские сделки могут составлять предмет банковской деятельности:

1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством; и др.

 
22. ГОСУДАРСТВО И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ

Структура российского  государства (гос-ва) – это РФ, в состав которой входят субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа и муниципальные образования – городские, сельские поселения и т. д.

Гос-во как субъект гражданских правоотношений (признаки): организационное единство, обособленное имущество, ответственность по своим обязательствам, возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде. На гос-во распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмотря на то, что гос-во обладает властными полномочиями.

Гос-во осуществляет свои права и обязанности на федеральном  уровне с помощью Федерального собрания, Президента, Правительства, министерств и ведомств и т. д. От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства и др. От имени муниципальных образований право выступать предоставлено представительным органам местного самоуправления. От имени гос-ва могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению гос-ва.Сфера участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной.

Особенности ответственности гос-ва по своим обязательствам: а) РФ, ее субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность, т. е. не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя; б) гос-во несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если гос-во является собственником имущества, закрепленного за ними; в) РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества; г) РФ, ее субъекты и муниципальные образования несут ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков незаконными действиями своих органов; д) объекты, которыми гос-во может отвечать по своим обязательствам, ограничены (нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления).

Гос-во обладает судебным иммунитетом: ответственность в отношениях с иностранными партнерами ограничена: последние не могут предъявить к нему судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств без предварительного согласия компетентных органов гос-ва, отраженного в международном договоре. К гос-ву применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или его особенностей.

 
23. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предприниматели заинтересованы в четких взаимоотношениях с органами власти и управления, поэтому возрастает роль правового регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства.

В сфере рыночной экономики выделяются две наиболее значимые группы отношений, неоднородные по сущности, но тесно связанные между собой: товарно-денежные (имущественные) и управленческие отношения.

Для предпринимателей важное значение имеют управленческие отношения с государственными органами по регулированию предпринимательской деятельности. Для них характерна обязательность адресованных предпринимателям управленческих актов. Эти отношения не подпадают под регулирование норм гражданского права, так как оно связано только с процессом товарного обмена и регулирует потребительский оборот. Поэтому управленческие отношения, являясь по сути административно-правовыми, применяются в сфере регулирования предпринимательских отношений исключительно во взаимосвязи с имущественными, гражданско-правовыми.

Из публично-правовых отношений следует выделить: государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как первоначальный этап их создания, а также важнейшее условие их существования. Одним из способов государственного регулирования предпринимательской деятельности является установление порядка лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и непосредственно лицензирование.

Государственное регулирование предпринимательской  деятельности осуществляется посредством налогообложения.

Государство осуществляет правовое регулирование природопользования; государственный контроль в сфере  торговли и обслуживания; правовое регулирование банковской деятельности, налогообложения, бухучета, отчетности и аудита, правовое регулирование  в сфере приватизации, правовое регулирование монополистической деятельности; регулирование внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской  деятельности облекается в правовую форму акта. Акт государственного регулирования – это облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние. Это могут быть нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Законодательством предусмотрены акты-предписания (например, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства), плановые акты (план-заказ в отношении казенного предприятия) и др.

 
24. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наряду с государственной  регистрацией, лицензирование – форма легитимации предпринимательства. Оно заключается в установлении правового режима осуществления отдельных видов деятельности только при наличии специальных разрешений (лицензии), выдаваемых уполномоченными органами публичной власти при соблюдении определенных условий. Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования рынка – единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности.

В п. 2 ст. 74 Конституции РФ сказано, что «ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если эти меры необходимы для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

Необходимость участия субъектов РФ в регулировании  отношений в данной сфере будет иметь место в случае возникновения на территории субъекта РФ эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Федеральные законы предусматривают различного рода ограничения по перемещению товаров и услуг также в некоторых других случаях. К ним относятся: введение военного положения (Закон «Об обороне»); введение на отдельных территориях карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных (Закона РФ «О ветеринарии»); проведение комплексных мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения, а также ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»); пограничный режим (Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»). Специальные ограничения устанавливаются на оборот служебного и гражданского оружия (ФЗ «Об оружии»).

Названные случаи ограничения свободы экономической деятельности согласуются с положениями Конституции РФ о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Государством разрабатываются и устанавливаются требования к безопасности товаров; проведению независимой экспертизы качества и безопасности товаров; сертификации, стандартизации.

Устанавливаются специальных правил реализации отдельных  товаров. Например, марка акцизного сбора и специальная марка алкогольной продукции являются документами государственной отчетности, удостоверяющими легальность производства и оборота на территории РФ подакцизной алкогольной продукции.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"