Хозяйственный режим и цели СЭЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 07:54, реферат

Краткое описание

Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, но по существу они, как правило, сходны.

Вложенные файлы: 1 файл

Bakharev.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

  ХОЗЯСТВЕННЫЙ  РЕЖИМ И ЦЕЛИ СЭЗ

  Общей характерной чертой различных видов  СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего  в себя таможенные, финансовые, налоговые  льготы и преимущества по сравнению  с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, но по существу они, как правило, сходны.

  К наиболее распространенным льготам  и привилегиям действующим в  СЭЗ, относятся;

  1)полное освобождение от пошлин и других сборов ввозимых в зону машин и оборудования,сырья и компонентов для организации производства;

  2)освобождение  инофирм от уплаты подоходного  налога(на определенный срок),а  также предоставление на оговоренный  срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и коственных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране;

  3)предоставление  льготных кредитов;

  4)аренда  помещений, транспорта по льготным  тарифам

  5)обеспечение  для иностранных инвестров упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.

  Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы( в  основном ограничение социальной защиты трудящихся запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.

  Благоприятный инвестиционный климат предполагает также  наличие сравнительно дешевых и  доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта ,особых финансово-административных условий для инвесторов.

  Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ  свидетельствует о том что  наряду с зонами, созданными для  усиления интеграции с мировым рынком , поощрение международных экономических  связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства (зоны развития отсталых районов, туристские зоны, агрополисы и др.) По этому цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут отличатся друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, СЭЗ создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям предоставлялась большая , чем в других районах страны, свобода деятельности и знаяительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. С этой же целью создавались СЭЗ и в развивающихся странах, что превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. К таким странам можно отнести Сингапур, Турция. Однако в отличие от промышленно развитых в этих странах упор при создании СЭЗ был сделан на привлечение иностранного капитала. Следует подчеркнуть что иностранный капитал в этих странах ставил целью не развитие национальной экономики, а получение сверхприбыли. Поэтому нахождение паритета интересов в сотрудничестве развивающихся стран с транснациональным капиталом промышленно развитых стран является важным условием для динамичного экономического развития. Использование его позволяет СЭЗ органично вписываться в общую стратегию привлечения в страну иностранного капитала.

  По  обследованию ,проведенному Институтом востоковедения РАН по 26 странам ,собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в СЭЗ составили в среднем 4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. В КНР, например иностранные вложении в четырех СЭЗ составили к концу 80-х гг. 4 млрд. долл., в то в время как начальные собственные инвестиции превысили 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструктура для СЭЗ была создана за счет централизованных госсредств. Конечно, столь крупные затраты могут окупиться лишь в том случае, если СЭЗ будут функционировать длительный период с высокой результативностью.

  СЭЗ функционирующие в развивающихся  странах имеют ряд общих черт и моментов развития. Во-первых, как особые территориальные единици они имеют тенденцию к расширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. При этом, они постоянно улутшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром. Во-вторых особый режим управления СЭЗ становиться все более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей . Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ .В них прочно обосновываются ведущие ТНК. В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. В-четвертых, современная НТР обьективно на первый план выдвигает СЭЗ, в которых сосредотачиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разроботкой новой и высокой технологии

  Заметная  роль СЭЗ в социально-экономическом  развитии отдельных обособленных районов разных стран, той или иной отрасли производствав привлечения иностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднего отечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно оснований рассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условиях перехода от командно-плановой экономики к рыночной. Дело в том, что развитие СЭЗ происходит в рамках осуществляемой общей экономической реформы являются катализатором развития СЭЗ. Степень влияния на остальную территорию развивающихся стран является довольно ограниченной. Для промышленно развитых стран, как правило ,и не ставиться задачи распространения такого влияния . Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживления предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той или иной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопрежено как правило, со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.

  При многочисленых примерах успешного  функционирования СЭЗ имеют место  неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного рода СЭЗ не только не увенчались успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. К основным причинам такого положения можно отнести ;

  -политические

  -экономические

  -организационные

  Политические  причины связаны с общей нестабильностью  в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий.

  К экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая заорганизованность управления СЭЗ, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ спец зоны - все это также заметно отражается на ее судьбе.

  К сожалению, к числу стран и  регионов, где СЭЗ не только не дают пока заметного результата и эффекта для народного хозяйства, но и их собственное развитие оставляет желать лучшего, относится Россия. 
 

  СЭЗ В РОССИИ

  Мировой опыт успешного функционирования СЭЗ  в конце 80-х гг. Привлек пристальное  внимание российских реформаторов в  результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. При этом сами спецзоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночноориентированной. По представлениям российских бизнесменов, экономическая зона должна выглядеть как «заповедник нормального рынка в ненормальной стране».

  Правительством  СССР в декабре 1989 г. Было принято  постановление о создании СЭЗ  в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения  общего характера в отношение СЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». С 1 сентября 1991 г. Введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» с главой о СЭЗ.

  По  этому закону, СЭЗ создаются с  целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В СЭЗ устанавливается следующий льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием; упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, налогообложение по льготным ставкам, до 50% установленных для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации; понижение ставки платы за пользованием землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет; понижение таможенных пошлин на ввоз ,вывоз товаров; упрощенный порядок пересечении границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового. Наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей инвестиций более 30%.Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.

  До  принятия этого закона практика создания СЭЗ сводилась к беспорядочной  раздаче льгот и привилегий отдельным  районам. В результате предоставленные  законом «Об иностранных инвестициях  в РСФСР» льготы для СЭЗ выглядят более скромно по сравнению с  уже действующими в некоторых ,ранее созданных в России, зонах. Существенной особенностью процесса функционирования российских СЭЗ в настоящее время является отсутствие в отношении их единой, системой государственной политики. При наличии ряда правительственных указов и постановлений, предоставляющий той или иной территории режим свободной зоны(см. приложение) имеется и целый ряд официальных документов которые им противоречат затрудняют работу созданных СЭЗ.

  Отсутствие  комплексного подхода к процессам  организации СЭЗ приводит, к стихийности в их образовании, превалированию местного творчества в их функционирования. В таких условиях создание СЭЗ рассматривается многими местными властями как средство обособления от центра при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привелегий. С помощью СЭЗ предполагается решать многообразие социально-экономические проблемы того или иного региона, как правило, на базе привлечения иностранного капитала ,техники и технологии. 
 
 
 
 
 
 
 

  ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ

  Оффшорные зоны (ОЗ) или «налоговые гавани», как их иногда называют, стали организовываться в 70-е гг. ОЗ привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центров оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся Панама, Норманские острова, Ирландия, Швейцария, и др. В последнее десятилетие ОЗ появились в Израиле Мальте, Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом. В Швейцарии установлен более низкий размер налога, который может при определенных условиях. Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др.Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что, в целом, способствует развитию национальной экономики.

  Оффшорный бизнес концентрируется, как правило  в банковском, страховом деле, морском  судоходстве, операциях с недвижимостью  в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.

  Деятельность  ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнение ,что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер.

  Многие  Российские предприниматели создают  офшшорные компании в названных  ОЗ, пряча доход в твердой валюте на офшшорных счетах .Бороться с этим можно только путем создания льготного режима инвестирования и хранения валюты в России. В противном случае, в условиях либеризации внешнеэкономических связей валюта во все более возрастающих обьемах будет утекать за границу.

  К числу международных СЭЗ возникновение которых характеризует современный уровень развития международного разделения труда, интернационализации производства, отнестиспециальную экономическую зону Тугман. СЭЗ «Тумаган» создана на стыке границ России,Китая, КНДР. Проект рассчитан на 25-30 лет. В СЭЗ построен порт будут построены многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многими льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая, государства Средней Азии и Европу,которая заметно сократить путь в Европу.


Информация о работе Хозяйственный режим и цели СЭЗ