Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Хозяйственное судопроизводство должно осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь в условиях равенства участников хозяйственного процесса перед законом, признания за каждым права на защиту его прав и законных интересов компетентным, независимым и беспристрастным судом, гласности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон, а также с соблюдением других принципов правосудия. Однако не все принятые судами судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, действительным обстоятельствам дела и юридическим взаимоотношениям сторон спора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1. Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора..……………………………………………….

5
2. Надзорные инстанции…………………………………………………………..
6
3. Поводы и основания к истребованию дела для проверки в порядке надзора.
7
4. Право на обращение с жалобой в порядке надзора………………………........
8
5. Порядок производства по поступившим жалобам………….……………..….
10
6. Принесение протеста в порядке надзора (порядок, поводы и основания)…..
7. Порядок и пределы рассмотрения дела по протесту в надзорной инстанции…………………………………………………………………………...
8. Полномочия надзорной инстанции……………………………………...........
9. Постановление экономического суда надзорной инстанции………………....
12

14
15
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
18
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы………..

Вложенные файлы: 1 файл

КР ХПроцесс.docx

— 58.79 Кб (Скачать файл)

9. Постановление  экономического суда надзорной  инстанции

 

Порядок принятия постановления суда, рассматривающего экономические дела, надзорной инстанции регламентировано статьей 318 ХПК.

Постановление Президиума Верховного Суда Республики Беларусь считается принятым, если на его заседании присутствовало более половины членов Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и за постановление проголосовало большинство от общего числа присутствующих. Председательствующий в заседании голосует последним.

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь считается принятым, если на его заседании присутствовало семьдесят пять процентов членов Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и за постановление проголосовало большинство от общего числа присутствующих. Председательствующий в заседании голосует последним.

При равенстве голосов суд, рассматривающий экономические дела, надзорной инстанции оставляет протест в порядке надзора без удовлетворения, а судебное постановление – без изменения.

В постановлении суда, рассматривающего экономические дела, надзорной инстанции по результатам рассмотрения дела должны быть указаны: номер дела, дата и место принятия судебного постановления; состав суда, принявшего постановление, фамилия и инициалы судьи-докладчика; фамилии и инициалы лиц, присутствовавших в заседании, с указанием их полномочий; фамилия, собственное имя, отчество (наименование) лица, подавшего жалобу в порядке надзора, если протест принесен в связи с такой жалобой; фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле; краткое изложение сущности дела; наименования судов, рассматривающих экономические дела, рассматривавших дело в первой, апелляционной и кассационной инстанциях, или суда, рассматривающего экономические дела, нижестоящей надзорной инстанции, даты принятия и краткое содержание принятых судебных постановлений; доводы, изложенные в жалобе в порядке надзора; доводы, изложенные в протесте в порядке надзора; объяснения лиц, присутствовавших в судебном заседании; ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд, рассматривающий экономические дела, надзорной инстанции при принятии судебного постановления; доводы, по которым суд не применил законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылалось лицо, принесшее протест; при изменении или отмене судебных постановлений – мотивы, по которым суд, рассматривающий экономические дела, надзорной инстанции не согласился с выводами судов, рассматривающих экономические дела, первой, апелляционной и кассационной инстанций или суда, рассматривающего экономические дела, нижестоящей надзорной инстанции; выводы по результатам рассмотрения протеста в порядке надзора, а также жалобы в порядке надзора, если протест принесен в связи с такой жалобой; действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и судами, рассматривающими экономические дела, если дело передается на новое рассмотрение.

При заключении сторонами мирового соглашения в процессе рассмотрения протеста суд, рассматривающий экономические дела, надзорной инстанции принимает постановление об отмене постановлений судов, рассматривающих экономические дела, первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, нижестоящей надзорной инстанции, утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по делу, которое направляется лицам, участвующим в деле.

Постановление суда, рассматривающего экономические дела, надзорной инстанции подписывается Председателем Верховного Суда Республики Беларусь и соответственно секретарем Президиума или Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Постановление суда, рассматривающего экономические дела, надзорной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и не позднее десяти дней со дня его принятия направляется лицу, подавшему жалобу в порядке надзора, и другим лицам, участвующим в деле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Производство в порядке надзора представлено в ХПК как исключительная стадия хозяйственного процесса. Это обусловлено тем, что:   1) надзорное производство может быть возбуждено только по протестам очень узкого круга должностных лиц; 2) существенно ограничены основания, по которым может быть принесен протест; 3) полномочия по пересмотру дел в порядке надзора сосредоточены исключительно в Верховном Суде Республики Беларусь, где дела в порядке надзора рассматриваются Президиумом и Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.

Таким образом, пересмотр судебных постановлений в порядке надзора – исключительная стадия хозяйственного процесса, для которой характерны особенности возбуждения надзорного производства, рассмотрения жалобы в порядке надзора (представления, ходатайства) на вступившие в законную силу судебные постановления и принесения протеста в порядке надзора, а также самого судопроизводства в экономическом суде надзорной инстанции.

Право подачи надзорной жалобы принадлежит: 1) лицам, участвующим в деле; 2) лицам, чьи права и законные интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением. Жалоба направляется непосредственно должностному лицу, имеющему право принесения протеста.

Право вынесения протеста в порядке надзора принадлежит: 1) Председателю Верховного Суда и Генеральному прокурору Республики Беларусь – на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; 2) заместителям Председателя Верховного Суда и заместителям Генерального прокурора Республики Беларусь – на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Принятию решения о принесении протеста в порядке надзора предшествует истребование дела и его изучение. Протест в порядке надзора вышеуказанными лицами на вступившее в законную силу судебное постановление вносится только при наличии установленных поводов и оснований. Поводами к истребованию дел и принесению протестов в порядке надзора являются: 1) жалобы лиц, указанных в статье 303 ХПК; 2) представление судьи, участвующего в рассмотрении этого дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение; 3) ходатайство судьи по иным основаниям; 4) иск (заявление) прокурора, предъявленный им в целях защиты государственных и общественных интересов, без наличия жалобы лиц, указанных в статье 303 ХПК. Основаниями для истребования дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного постановления.

Срок подачи надзорной  жалобы – в течение 1 года со дня вступления в законную силу судебного постановления, срок ее рассмотрения – не более            2-ух месяцев. Срок подачи протеста в порядке надзора – в течение 1 года со дня вступления в законную силу судебного постановления, срок рассмотрения дела по протесту в надзорной инстанции - не более 2-х месяцев Президиумом Верховного Суда и не более 3-х месяцев Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь, со дня поступления протеста в соответствующую надзорную инстанцию.

Суд, рассматривающий экономические дела, надзорной инстанции принимает постановление в закрытом заседании, результат рассмотрения протеста объявляется публично.

Пересмотр в порядке надзора принятых решений – важнейшая гарантия исправления судебных ошибок, восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и граждан в пределах жалобы или протеста. Однако в соответствии с нормами ХПК суд вправе в интересах законности выйти за пределы надзорной жалобы и протеста и проверить законность обжалованного решения в полном объеме. Здесь, на наш взгляд, происходит дублирование апелляционного производства с нарушением принципа диспозитивности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года                            (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2009. – 48с.
  2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь                   от 15 декабря 1998 года №219-З (в ред. Закона Республики Беларусь                               от 1 июля 2014 г. №174-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.07.2014, № 2/2172.
  3. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (далее – ВХС) от 31 мая 2007 г. N 9 «О применении хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора» (в ред. постановления Пленума ВХС от 29.06.2011 № 13)
  4. Борико С.В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000.
  5. Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982.
  6. Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995.
  7. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2007 - 221с.
  8. Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариловский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.
  9. http://court.by/
  10. http://www.yurist.by/

Информация о работе Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора