Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Хозяйственное судопроизводство должно осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК), законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь в условиях равенства участников хозяйственного процесса перед законом, признания за каждым права на защиту его прав и законных интересов компетентным, независимым и беспристрастным судом, гласности судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон, а также с соблюдением других принципов правосудия. Однако не все принятые судами судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, действительным обстоятельствам дела и юридическим взаимоотношениям сторон спора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1. Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора..……………………………………………….

5
2. Надзорные инстанции…………………………………………………………..
6
3. Поводы и основания к истребованию дела для проверки в порядке надзора.
7
4. Право на обращение с жалобой в порядке надзора………………………........
8
5. Порядок производства по поступившим жалобам………….……………..….
10
6. Принесение протеста в порядке надзора (порядок, поводы и основания)…..
7. Порядок и пределы рассмотрения дела по протесту в надзорной инстанции…………………………………………………………………………...
8. Полномочия надзорной инстанции……………………………………...........
9. Постановление экономического суда надзорной инстанции………………....
12

14
15
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
18
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы………..

Вложенные файлы: 1 файл

КР ХПроцесс.docx

— 58.79 Кб (Скачать файл)

Представитель лица, подающего жалобу, вправе ее подписать от имени представляемого при условии, если такое специальное полномочие, как подписание жалобы в порядке надзора (статья 79 ХПК), предусмотрено в доверенности, выданной представляемым в установленном законодательством порядке.

Жалоба направляется непосредственно должностному лицу, имеющему право принесения протеста. Если лицо, подающее жалобу, уже обращалось к должностным лицам, указанным в статье 301 ХПК, это обстоятельство должно быть отражено в повторно подаваемой жалобе. Повторная жалоба должна содержать сведения о результатах рассмотрения первоначальной жалобы.

Если жалоба подана с пропуском установленного срока и содержит просьбу о его восстановлении, вопрос о восстановлении срока на ее подачу решается лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора.

При этом, как следует из части 2 статьи 300, части 6 статьи 308 ХПК, пропущенный на подачу жалобы срок может быть восстановлен в случаях препятствия обжалуемого судебного постановления принятию законного решения по другому делу, либо нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также признания должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, уважительности причины пропуска срока подачи жалобы.

О восстановлении срока на подачу жалобы указывается в протесте должностного лица, принесшего протест в порядке надзора.

Отказ в восстановлении срока на подачу жалобы является одним из оснований для принятия решения об отказе в истребовании дела и принесении протеста (часть 6 статьи 308 ХПК), которое излагается в форме письма должностного лица, имеющего право принесения протеста в порядке надзора.

 

 

 

 

 

  1. Порядок производства по поступившим жалобам

 

Жалоба, поданная в порядке надзора с соблюдением предусмотренных статьей 304 ХПК требований к форме и содержанию, должна быть принята к рассмотрению лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора.

В силу части 2 статьи 303 ХПК условиями для принятия жалобы к рассмотрению являются реализация всех имеющихся средств правовой защиты в экономических судах апелляционной и кассационной инстанций и признание причин, по которым не была подана апелляционная или кассационная жалоба, уважительными.

В этой связи следует иметь в виду, что жалоба на судебное постановление, которое не обжаловалось в апелляционном или кассационном порядке, должна содержать указание на причины, воспрепятствовавшие обжалованию, и обоснование уважительности указанных причин.

Вопрос о принятии жалобы в порядке надзора рассматривается лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, не более пяти дней со дня ее поступления в Верховный Суд Республики Беларусь, Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.

В соответствии с частью 2 статьи 305 ХПК поданная в порядке надзора жалоба подлежит возвращению при несоблюдении требований к форме и содержанию надзорной жалобы, ее подаче по истечении установленного срока и отсутствии ходатайства о его восстановлении, а также если лицо, имеющее право принесения протеста в порядке надзора, придет к выводу о том, что заявителем не исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты в экономических судах апелляционной и кассационной инстанций, а причины, по которым не была подана апелляционная или кассационная жалоба, являются неуважительными.

Возвращение жалобы оформляется письмом должностного лица, имеющего право принесения протеста в порядке надзора, с указанием оснований возвращения. Письмо о возвращении жалобы направляется в адрес ее заявителя. Вместе с письмом отсылаются все приложенные к жалобе документы. В этом случае вынесение постановления ХПК не предусмотрено.

Производство в порядке надзора считается возбужденным с момента поступления надзорной жалобы в Верховный Суд Республики Беларусь, Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, при условии, что жалоба не подлежит возвращению.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 ХПК должностное лицо, имеющее право принесения протеста в порядке надзора, вправе приостановить исполнение судебного постановления по ходатайству лица, подавшего жалобу в порядке надзора, в том числе если это лицо обосновало невозможность поворота его исполнения и судом признана необходимость приостановления исполнения судебного постановления. Об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения судебного постановления выносится постановление. Исполнение судебного постановления может быть приостановлено до окончания производства по пересмотру дела в порядке надзора.

Приостановление исполнения судебного постановления может быть отменено должностными лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, до окончания пересмотра дела в порядке надзора. Об отмене приостановления исполнения судебного постановления выносится постановление.

Постановление о приостановлении исполнения судебного постановления утрачивает силу после окончания надзорного производства и оставления без изменения судебного постановления хозяйственного суда первой, апелляционной, кассационной или нижестоящей надзорной инстанций, в том числе в случае отказа в принесении протеста в порядке надзора, о чем указывается в решении об отказе в принесении протеста, которое направляется всем лицам, участвующим в деле.

Жалоба в порядке надзора рассматривается должностным лицом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора, в срок не более двух месяцев со дня ее поступления в Верховный Суд Республики Беларусь, Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.

Если имеются сомнения в законности обжалуемого судебного постановления, принимается решение об истребовании дела.

6. Принесение  протеста в порядке надзора (порядок, поводы и основания)

 

Вступившие в законную силу судебные постановления судов, рассматривающих экономические дела, в Республике Беларусь могут быть пересмотрены в порядке надзора по протесту должностных лиц, указанных в статье 301 настоящего Кодекса, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Протесты в порядке надзора вправе приносить:

- Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь – на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

- заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и заместители Генерального прокурора Республики Беларусь – на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

При наличии оснований, предусмотренных статьей 314 ХПК, должностное лицо, имеющее право принесения протеста в порядке надзора, приносит такой протест и направляет его вместе с делом в соответствующий суд, рассматривающий экономические дела, надзорной инстанции.

Протест в порядке надзора может быть принесен в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Если последующие судебные постановления не отменяют (изменяют) судебного постановления, которым спор (дело) разрешен по существу, срок принесения протеста исчисляется с даты вступления в силу этого судебного постановления.

Срок для принесения протеста в порядке надзора восстанавливается, если жалоба была подана с соблюдением установленного срока ее подачи, но решение по ней не было принято. Восстановление срока для принесения протеста в порядке надзора должно быть в протесте оговорено.

Если протест приносится в связи с жалобой в порядке надзора, поданной с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 300 ХПК, либо без обжалования судебного постановления в судах, рассматривающих экономические дела, апелляционной и кассационной инстанций, в нем должны быть приведены мотивы, по которым признается, что это произошло по уважительным причинам.

Если протест приносится Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителями в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 308 ХПК, без наличия жалобы, в нем должны быть приведены мотивы, явившиеся основанием для истребования дела.

Копия протеста в порядке надзора направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня принесения протеста в суд, рассматривающий экономические дела, надзорной инстанции.

Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе до начала рассмотрения дела отозвать протест с обоснованием причин его отзыва. При этом лица, участвующие в деле, извещаются об отзыве протеста в порядке надзора.

В силу части 1 статьи 309, статьи 314 ХПК основаниями для принесения протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права.

Частью 2 статьи 309 ХПК для принесения протеста в порядке надзора установлен годичный срок со дня вступления в законную силу судебного постановления, если только последующее судебное постановление его не отменяет или не изменяет, поскольку в этом случае срок принесения протеста исчисляется с даты вступления в силу последующего судебного постановления.

Или истребовав и изучив материалы дела должностное лицо, имеющее право принесения протеста, не найдя оснований для этого принимает решение об отказе в принесении протеста.

 

 

7. Порядок  и пределы рассмотрения дела  по протесту в надзорной инстанции

 

При рассмотрении дела в порядке надзора применяются правила ХПК для рассмотрения экономических (хозяйственных) дел в суде первой инстанции с изъятиями и дополнениями, предусмотренными главой 33, а также с учетом сущности надзорного производства.

Судебное заседание по рассмотрению дела в порядке надзора условно делится на три части: 1) подготовительную; 2) рассмотрение протеста в порядке надзора; 3) вынесение и оглашение определения или постановления по делу.

Суд, рассматривающий экономические дела, надзорной инстанции принимает дело к своему рассмотрению на основании протеста, принесенного в соответствии со статьей 310 ХПК.

Протесты включаются в повестку дня суда, рассматривающего экономические дела, надзорной инстанции в порядке очередности их поступления. Не рассматриваются в судебном заседании не включенные в повестку дня дела.

Протесты рассматриваются Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь в срок не более двух месяцев, а Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь – в срок не более трех месяцев со дня их поступления в соответствующую надзорную инстанцию.

Лицо, принесшее протест, а также лица, участвующие в деле, вправе участвовать в заседании суда, рассматривающего экономические дела, надзорной инстанции. Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению дела в суде, рассматривающем экономические дела, надзорной инстанции. Лица, участвующие в деле, если они были извещены о времени и месте рассмотрения дела и явились в судебное заседание, вправе дать объяснения после доклада дела.

После выступлений участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании лиц суд, рассматривающий экономические дела, надзорной инстанции принимает постановление в закрытом заседании. Результат рассмотрения протеста объявляется публично.

 

8. Полномочия  надзорной инстанции

 

В соответствии со статьей 313 ХПК при рассмотрении дела в порядке надзора надзорная инстанция проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права хозяйственными судами первой, апелляционной и (или) кассационной инстанций по имеющимся в деле материалам.

Рассмотрев дело в порядке надзора, суд надзорной инстанции своим постановлением вправе (статья 315 ХПК):

  • оставить судебные постановления судов, рассматривающих экономические дела, первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление суда, рассматривающего экономические дела, нижестоящей надзорной инстанции без изменения, а протест – без удовлетворения;
  • отменить судебные постановления судов, рассматривающих экономические дела, первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление суда, рассматривающего экономические дела, нижестоящей надзорной инстанции в целом или их части и направить дело на новое рассмотрение;
  • отменить судебные постановления судов, рассматривающих экономические дела, первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление суда, рассматривающего экономические дела, нижестоящей надзорной инстанции в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • оставить в силе одно или несколько постановлений суда, вынесенных по делу;
  • изменить либо отменить судебные постановления судов, рассматривающих экономические дела, первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление суда, рассматривающего экономические дела, нижестоящей надзорной инстанции и вынести новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального и (или) процессуального права, но все обстоятельства дела установлены полно и правильно и подтверждаются необходимыми доказательствами.

Информация о работе Сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора