Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Сущность, состав и структура жилищной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях . . . 13
Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы. . . .19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Вложенные файлы: 1 файл

ЖКХ.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

При втором подходе приоритет  отдается структурной перестройке  хозяйственных отношений в жилищно-коммунальном секторе города путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресурсосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение доли платежей населения является составной частью реформ, но повышение тарифов должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса экономико-организационных и институциональных мер, не затрагивающих непосредственно интересов населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения эффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Данный путь реформирования представляется правовым и реально осуществимым.

Важнейшей стратегической целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем  улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры:

  • снижение производственных издержек;
  • снижение расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы;
  • смягчение для населения негативных последствий реформы;
  • повышение уровня жилищной обеспеченности населения;
  • повышение качества жилья;
  • повышение уровня технического содержания жилищного фонда;
  • повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;
  • обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в теплоснабжении, в электроэнергии;
  • повышение качества содержания придомовых территорий и др.

Как следует из этого  перечня целевых установок, особое внимание здесь уделяется качественным подходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально иной уровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественной оценки качественных параметров. Для ее решения предлагается использовать квалиметрические методы определения качественных показателей, методы экспертных оценок и социологические опросы потребителей.

Перечень целевых ориентиров и показателей с их количественными  значениями приведен в табл.1. Отметим, что ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками:

5 баллов – полное  соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);

4 балла – соответствие  стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);

3 балла – выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);

2 балла – невыполнение  ряда важнейших параметров (не  вполне удовлетворительное);

1 балл – полное  несоответствие стандарту (неудовлетворительное  качество).

Оценка уровня и качества работ и услуг в жилищной сфере  должна проводиться с установленной  периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.

Основным вопросом реформирования жилищной системы в настоящее  время является обоснование приоритетных направлений и первоочередных мероприятий реформы с указанием последовательности их осуществления.

Таблица 1

Стратегические цели и целевые показатели реформирования жилищной сферы (количественные значения приняты условно)

 

 

Цель

 

Целевой показатель

Значение целевого показателя

 

Примечание

2000 г.

2003 г.

2008 г.

1

2

3

4

5

6

1. Повышение уровня жилищной обеспеченности населения

Уровень жилищной обеспеченности, кв.м. общей площади на жителя

17,8

 

19,5

 

22

Норма составляет 22-24 кв.м.(в  европ.городах 40-60 кв.м.)

2. Повышение качества жилья

Качество жилья, баллы

2,0

2,5

3,5

Качество жилья определяется экспертно по принятым стандартам

3. Повышение качества  работ и услуг в ЖКХ

Качество работ и  услуг, баллы

2,0

3,0

4,0

В соответствии со стандартами

4. Снижение производственных издержек

Степень снижения издержек, %

-

20-30

40-60

По отношению к базовому периоду

5. Снижение рас-ходов бюджета на содержание ЖКХ

Степень снижения бюджетных  затрат, %

-

30-40

60-80

По отношению к базовому периоду

6. Смягчение для населения нега-тивных послед- ствий реформи- рования

Допустимая доля расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, % к  доходу семей

16

20

25

В соответствии с концепцией реформы ЖКХ в РФ

7. Повышение уровня  техниче-ского и санитар-ного  содержания жилищного фонда города

Уровень техниче-ского  и санитарного содержания жилищ-ного фонда, баллы

3,0

3,5

4,0

Определяется экс-пертно по специи-альной шкале, раз-работанной на нормативной основе

8. Повышение качества  коммунальных услуг

Качество услуг для  населения:

- воды;

- газа;

- электричества;

- тепла

 

 

3

4

3

3

 

 

3,5

4,5

3,5

3,5

 

 

4,0

4,5

4,0

4,0

Определяется экс-пертами  в соот-ветствии с дейст-вующими  норма-ми и стандартами

9. Обеспечение потребностей  населения в воде

Уровень обеспечен-ности  населения во-дой, л/чел. в сутки

300

220

180

Фактическое потребле-ние  воды в европ. горо-дах – 140-160 л/чел./сутки

10. Обеспечение потребностей  населения в электроэнергии

 

Уровень обеспечения  потребностей населе-ния в электроэнергии, кВт-час/чел./мес

60

80

100

обеспеченность населе-ния электроприборам определяет рост объе-мов электроэнергии


 

Ресурсное обеспечение  жилищной реформы. Для реализации жилищной реформы и достижения требуемого уровня развития жилищной сферы необходим целый комплекс обеспечивающих мер. К их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения. Без их глубокой проработки эффективность реформирования и последующего развития жилищной сферы будет крайне низка. Поэтому кратко остановимся на некоторых обеспечивающих мероприятиях.

Организационно-методическое обеспечение предусматривает создание стройной системы по разработке, реализации, корректировке и доработке целой  системы планово-программных и проектных документов и методических материалов. Предусматривается необходимость разработки комплексной Программы реформирования и развития жилищной сферы города, включающей систему взаимосвязанных программ, схем и проектов. К их числу можно отнести программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства города, программу реконструкции центральных районов и модернизации типового жилищного фонда, жилищные проекты, новую методику оплаты жилья и коммунальных услуг и др.

Правовое обеспечение  предусматривает разработку и принятие на уровне города и выход с законодательной инициативой на более высокий уровень управления пакета нормативно-правовых документов и положений по обеспечению необходимых условий для реформирования и развития жилищной системы. В их число целесообразно включить законы и положения об энергоресурсосбережении, о минимальных социальных стандартах и др.

Важнейшей подсистемой  является финансовая. Разработка механизма финансирования в настоящее время является приоритетной. Это особенно важно в условиях поэтапного перехода отраслей жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование. В связи с этим необходимо разработать программу перехода жилищного хозяйства на принципы самофинансирования, выявить источники ресурсообеспечения и возможности их привлечения.

Необходимым условием организации  эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная и своевременная  информация о состоянии жилищного  фонда и коммунальных объектов, об уровне и качестве жилищно-коммунального  обслуживания населения, о процессах, происходящих в различных его звеньях, с позиции комплексной оценки результатов развития ЖКХ.

Содержание программы  реформирования и развития жилищного  хозяйства города. Программа имеет следующую структуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование ситуаций и оценка последствий принимаемых решений, принятие конкретных мер и разработка механизма их реализации.

Основными этапами разработки программы являются следующие.

  • Анализ сложившихся условий и достигнутого уровня развития жилищной сферы на данной территории, включая уровень жилищной обеспеченности и жилищного обслуживания населения, выявление и постановка реальных проблем.
  • Формулировка целей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищного хозяйства района, прогнозирование важнейших показателей данной сферы.
  • Обоснование основных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищного обслуживания населения в районе.
  • Разработка механизма реализации намеченных целей.

На первом этапе целесообразно обратить внимание на содержание и важнейшие аспекты жилищной проблемы на данной территории. Формирование данного раздела программы целесообразно начать с характеристики состава, структуры и уровня благоустройства жилищного фонда района. При этом определяется размер жилищного фонда и его распределение по принадлежности, формам собственности, уровню капитальности, срокам постройки и по техническому состоянию.

Формулируя цели программы, необходимо обосновать важнейшие направления  и методы по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения городов и муниципальных образований как важнейшего аспекта повышения качества жизни населения в условиях становления рыночных отношений и местного самоуправления.

Прогнозирование развития жилищного комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищной обеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентиров и потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи с наличием нестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать в нескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных средств и централизованного финансирования.

На следующем этапе  разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные мероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города.

Далее рассматриваются  вопросы разработки обеспечивающих подсистем программ, т.е. нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадрового и др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитию жилищно-коммунального комплекса города.

Ход реализации и результаты реформирования жилищной сферы в  городах страны. Во многих городах сформулированы службы заказчика на работы в области содержания и ремонта жилищного фонда. Часть жилищно-эксплуатационных организаций получила статус подрядных государственных или муниципальных предприятий. Наряду с государственными появились также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работа по формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам. Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунального хозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере.

В то же время проведение указанных мероприятий и полученные результаты свидетельствуют, что поставленные цели реформы полностью не достигнуты: улучшение работы жилищных организаций и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания горожан не произошло. Выявились заметные недостатки в разработке и проведении реформы.

Следует отметить недостаточную  комплексность проведения реформы. Основное внимание в ней уделено  реформированию жилищного хозяйства, но крайне недостаточны меры по реформированию коммунального сектора города. Слабо проработаны вопросы регулирования капитального ремонта жилищного фонда. Не определены организационно-экономические основы и возможности проведения и возможности проведения капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда города в новых условиях хозяйствования. В большинстве городов конкурентная среда в сфере ЖКХ фактически не создана.

Отметим также неготовность экономико-управленческих служб государственных  жилищных организаций к работе в новых условиях хозяйствования, проведению самостоятельной экономической политики, формированию современной системы менеджмента и маркетинга, изучению рынка и поиску новых источников доходов.

Значительная часть  населения города также психологически не готова к реализации реформы и  необходимости повышения ответственности  за пользование и содержание жилья. Многие люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной реформы и смысла проводимых мероприятий.

 

Заключение

 

Более 80% семей России, проживающих в многоквартирных  домах, являются не покупателями, а  лишь потребителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Население лишено элементарных «рыночных прав» - не может контролировать объем и качество предоставляемых услуг, торговаться по цене и даже отказаться от их потребления, объем которого остается неизвестным и, возможно, неизменным. По многим видам услуг даже поставщики не могут следовать принципу «за сколько заплатил, столько и получи». Нет ясности и в вопросе, кто же приобретает услугу: домохозяйство, жилищная компания, дирекция единого заказчика, муниципалитет. Более того, непонятно, что именно является приобретаемым продуктом: ресурсы, по которым рассчитываются нормативы потребления (Гкал, литры, кВтч), или параметры комфорта, на основе которых оценивается качество работы предприятий ЖКХ (температура влажность в помещении, работа водоразборных приборов, освещенность и чистота улиц и т.п.). То есть речь идет о рынке, где ясно, кто стоит за прилавком, но неясно, что на прилавке лежит; понятно, кто платит, но непонятно, кто принимает решение о покупке.

Информация о работе Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы