Церковная реформа: причины, суть, ход и результат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 10:30, доклад

Краткое описание

Русская церковь по-прежнему играла немалую роль в жизни страны. Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть, с другой – нередко противостояла ей. Церковные иерархи скопили в течение столетий значительные богатства – земли, деньги и прочие ценности. На них с интересом поглядывали и казна, и дворяне. К тому же церковь, опираясь на свою экономическую силу и духовный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела. Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше – «священство» или «царство», т.е. духовная или светская власть?

Вложенные файлы: 1 файл

Церковная реформа.docx

— 18.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Доклад по теме:

 

 

Церковная реформа: причины, суть,

 ход и результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление.

 

Русская церковь по-прежнему играла немалую роль в жизни страны. Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть, с другой – нередко противостояла ей. Церковные иерархи скопили в течение столетий значительные богатства – земли, деньги и прочие ценности. На них с интересом поглядывали и казна, и дворяне. К тому же церковь, опираясь на свою экономическую силу и духовный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела. Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше – «священство» или «царство», т.е. духовная или светская власть?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2-

Причины.

Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг. Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом (главой) Кожеозерского монастыря. Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским (как раз во время новгородского восстания 1650 г.) Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный и "крутой" патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы.

 

Причины  необходимости церковных реформ:

1.Исправление церковных  книг по греческим образцам.

2. Изменение обрядности  Русской православной церкви.

3.Введение троеперстия  при крестном знамении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3-

Суть и ход.

 

Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к до реформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противникам - старообрядцами, среди которых выделялся протопоп  Аввакум, сводились к тому, по каким образцам — греческим или  русским — унифицировать  церковные  книги. Спор между  ними шел и о том, как следует креститься — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход

— походу солнца  или  против  солнца  и  т. д. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой  церкви. Тысячи  крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями расколоучителей, бежали на Поморский Север, в  Заволжье, на  Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. Здесь нашли приют многие разинцы. В 1676 г. Предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастьрь. Из 600 защитников крепости  в живых остались только 50.

Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск (низовьеПечоры) и провели 14 лет в земляной  тюрьме, после чего  были  сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному  крещению» — самосожжению  в  ответ  на  приход  в  мир «Никона-Антихриста». Трагически  сложилась и  судьба главного  врага старообрядцев патриарха Никона. Добившись  титула «великого  государя», святейший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. Он демонстративно покинул  столицу, заявив, что не  хочет  быть  патриархом  в  Москве, а  останется  патриархом  Руси. В 1666г. церковный  собор с участием  Александрийского  и  Антиохийского  патриархов, которые  имели полномочия  от  двух  других  православных  патриархов — Константинопольского  и  Иерусалимского, сместил  Никона  с  поста  патриарха. Местом  его  ссылки  стал  знаменитый  Ферапонтов  монастырь  под  Вологдой. Уже  после  смерти  Алексея  Михайловича  Никон  возвратился  из  ссылки  и  умер (1681) неподалеку  от   Ярославля.

 

 

 

 

 

-4-

  Причины раскола:

1.Противоречия в церковной  среде.

2.Психологическая неготовность  части верующих к восприятию религиозных новшеств.

 

Ход  раскола:

Образовались две ветви :

1.Официальная Православная  церковь во главе с Никоном.

2.Старообрядчество во  главе с Аввакумом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-5-

Заключение.

 

Москва  виделась  Никону  истинным  центром  мирового христианства. Идеологический кризис, охвативший  религиозную  жизнь, непрекращающееся  недовольство народа   в «бунташный» XVII в., перемены  в  мире  требовали  от   России   ответа  на  вызов  времени.

Этим  ответом  явились  петровские  преобразования  в   первой  четверти XVIII в.

 

Результат:

  1. Раскол церковного устройства.
  2. Соловецкое восстание 1668-1676 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-6-


Информация о работе Церковная реформа: причины, суть, ход и результат