Признаки и виды унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:02, реферат

Краткое описание

Государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения государственного унитарного предприятия, имеющего комплексный правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых недостаточно либо не взаимосвязаны, а также порой противоречат друг другу.

Содержание

Введение.
1. Понятие и признаки унитарного предприятия.
2. Особенности учреждения унитарного предприятия и управление УП.
3. Правовой режим имущества унитарного предприятия
4. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
5. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

0192051_6626B_priznaki_i_vidy_unitarnyh_predpriyatii.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Правовой режим имущества унитарного предприятия.

 

Имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, доходов унитарного предприятия от его деятельности, а также иных не противоречащих законодательству источников.

 В государственных и муниципальных предприятиях, которые наряду с хозяйственными обществами основаны на принципе раздельной имущественной ответственности учредителей и (или) участников и юридического лица, в обязательном порядке формируется уставный фонд (ст. 12 Закона об унитарных предприятиях), который должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия (ст. 13 Закона). В казенных предприятиях, по долгам которых в случае недостаточности их имущества собственники несут субсидиарную ответственность (ст. 7 Закона), уставный фонд не создается (п. 5 ст. 12 Закона).

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Поэтому он может формироваться только за счет денег, ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку. Закон об унитарных предприятиях (п. 3 ст. 12) повысил требования к минимальному размеру уставного фонда государственных (муниципальных) предприятий. Для государственного предприятия он должен составлять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда, а для муниципального предприятия - не менее чем 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия.

 Закон предусматривает возможность увеличения и уменьшения уставного фонда предприятия (ст.14, 15).

 Наряду с уставным фондом унитарное предприятие вправе создать иные фонды, в частности, за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли формирует резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом предприятия. Образование резервного фонда - это право, а не обязанность унитарного предприятия. В любом случае собственник решает, насколько целесообразно создание какого-либо фонда, в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом предприятия. Указанные фонды являются строго целевыми и могут быть использованы предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными правовыми актами и уставом предприятия. Особым режимом наделяется прибыль (доход) унитарного предприятия. Собственник имущества предприятия имеет право на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего предприятию. Порядок реализации собственником такого права различается в зависимости от того, создано ли унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Ежегодные порядок, размеры и сроки перечисления в соответствующий бюджет части прибыли государственных и муниципальных предприятий определяются соответственно Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления. Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных предприятий служит одним из источников формирования соответствующих бюджетов, перечисленная собственнику прибыль учитывается в доходах бюджетов (п. 1 ст. 42, п. 1 ст. 51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК)).

 Заслуживает одобрения практика отдельных публично-правовых образований, которые на уровне закона или иного нормативного правового акта заранее устанавливают понятные и экономически обоснованные нормативы перечисления прибыли собственнику. Твердые и определимые критерии использования прибыли государственных унитарных предприятий должны стимулировать деловую активность предприятий и стремление к более рациональному использованию имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения.

 Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и перечисления части ее собственнику, сохраняется за предприятием на праве хозяйственного ведения и используется в целях формирования фондов предприятия, предусмотренных уставом, на развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обучение и повышение квалификации его сотрудников, инвестирование, внедрение и освоение новой техники и технологий и другие цели, не противоречащие уставу. Направления расходования таких средств определяются самим предприятием.

 В отличие от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), лишены возможности решать судьбу полученных доходов, она всецело определяется собственником имущества, закрепленного за казенным предприятием. Так, согласно п. 3 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях порядок распределения доходов казенного предприятия определяется соответственно Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления. Таким образом, сам собственник определяет порядок использования прибыли предприятия, в том числе и той ее части, которая остается в оперативном управлении казенного предприятия. При этом казенное предприятие оказывается в менее выгодном положении, нежели предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, поскольку порядок и размеры прибыли, подлежащей перечислению собственнику, заранее могут быть не определены.

Готовая продукция унитарного предприятия - это самостоятельный вид имущества предприятия. Унитарное предприятие (государственное или муниципальное, равно и казенное) самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

 

 

4. Контроль за деятельностью унитарного предприятия

 

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

 Унитарное предприятие  по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

 Унитарное предприятие  обязано публиковать отчетность  о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

 В случае, если объем  выручки государственного унитарного  предприятия от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством  РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда, проводится обязательный аудит. Отбор аудиторских организаций для его проведения определяется по итогам конкурса.

 

 

 

 

 

5. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий.

 

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В случаях, установленных Федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

- слияния двух или нескольких  унитарных предприятий;

- присоединения к унитарному  предприятию одного или нескольких  унитарных предприятий;

- разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

- выделения из унитарного  предприятия одного или нескольких  унитарных предприятий;

- преобразования унитарного  предприятия в юридическое лицо  иной организационно-правовой формы  в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества , по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК РФ и иными федеральными законами.

Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.

В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Унитарные предприятия остаются сегодня единственной разновидностью коммерческих организаций, имеющих ограниченную (целевую) правоспособность. Такие предприятия не могут самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, а также совершать многие другие сделки. Как известно, "никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам". Но деятельность государственных предприятий искажает классические постулаты и конструкции в цивилистике.

Конструкция предприятия как юридического лица - несобственника, находящегося под полным контролем учредителя, не несущего при этом ответственности по его долгам, не может отвечать потребностям рыночного имущественного оборота. Поэтому основная тенденция законодательства - это устранение предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, несмотря на то, что именно они сейчас позволяют государству вести эффективную предпринимательскую деятельность, ограничивая его риски.

Термин "унитарное" означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида.

1. Правовая природа унитарного  предприятия не предполагает  многообразия форм собственности, используемой при его создании. Такое предприятие может быть  создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной собственности.

2. Унитарное предприятие  может иметь только одного  учредителя, которому принадлежит  на праве собственности имущество, закрепленное за таким предприятием.

3. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается.

4. Собственник имущества  сохраняет в отношении этого  имущества важнейшее вещное право - право собственности. Унитарному  предприятию указанное имущество  принадлежит на основании ограниченных  вещных прав - права хозяйственного  ведения или права оперативного управления.

5. Только собственник  определяет стратегию хозяйственного  развития унитарного предприятия, согласовывает его важнейшие  действия, контролирует целевое  использование и сохранность  закрепленного за предприятием  имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим собственникам.

6. Текущей деятельностью  унитарного предприятия руководит  единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью  ему подотчетный и действующий  в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии законодательством не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов.

Все это отличает унитарное предприятие от других коммерческих организаций, в частности, хозяйственных товариществ и обществ, которые основаны на коллективных началах.

На современном этапе развития рыночной экономики роль унитарных предприятий как субъектов гражданского права резко идет на убыль. Их место занимают хозяйственные общества и товарищества. Но это вовсе не означает полного исчезновения предприятий из гражданского оборота. В определенных областях рыночной экономики они остаются необходимой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, осуществляемой прежде всего государством.

 

 

Список литературы

 

1. Гражданский кодекс  РФ.

2. «Предпринимательское (хозяйственное) право»: учебник /[Вознесенская Н.Н. и

     др.]; под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского.- М.: Волтерс Клувер, 2006.

3. «Организационно-правовые формы предприятий»: учебное пособие,

Информация о работе Признаки и виды унитарных предприятий