Договор коммерческой концессии (франчайзинг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как «Кока-Кола», «Адидас», «Ксерокс», «Шелл», «Макдональдс» и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является малоизвестный у нас франчайзинг.

Содержание

Введение
1. Формы и виды франчайзинга
2. Правовое регулирование договора коммерческой концессии
3. Отличие договора коммерческой концессии от сходных предпринимательских договоров
4. Форма и регистрация договора коммерческой концессии
5. Продление и перезаключение договора коммерческой концессии
6. Прекращение договора коммерческой концессии
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Договор коммерческой концессии.docx

— 43.89 Кб (Скачать файл)

Главная особенность  франчайзинга состоит в том, что правообладатель как бы делится с пользователем частицей своей личности, давая ему возможность использовать свои, то есть индивидуализирующие правообладателя, признаки. Поэтому вполне логично, что ГК в статье 1034 предусматривает хотя бы для некоторых случаев ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю третьими лицами. Имеются в виду требования, связанные с качеством товаров (продукции, работ, услуг). По общему правилу, правообладатель несет по таким требованиям субсидиарную ответственность. Однако в случае производственного франчайзинга (см. о нем выше) правообладатель отвечает солидарно с пользователем.

 

  1. Отличие договора коммерческой концессии от сходных предпринимательских договоров

Франчайзинг основан на том, что один предприниматель за вознаграждение предоставляет другому предпринимателю право использовать свои средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания), передает ему охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и оказывает постоянное консультационное содействие в организации бизнеса. Именно эти три элемента обычно признаются необходимыми для данного типа предпринимательских отношений как национальными и международными правовыми актами по вопросам франчайзинга, так и документами различных франчайзинговых организаций. Соединение указанных элементов в одном правоотношении позволяет отличать коммерческую концессию от других предпринимательских договоров.

Договор коммерческой концессии представляет собой комплексный  институт. Поскольку он предполагает предоставление права пользования  принадлежащими правообладателю объектами  исключительных прав, он тесно связан с правовым регулированием в области  интеллектуальной собственности, в  первую очередь с нормами, определяющими  правовой режим различных объектов исключительных прав и регламентирующими  лицензионные отношения. С другой стороны, для коммерческой концессии свойственно  сотрудничество сторон в процессе исполнения договора, так как конечные их интересы во многом совпадают. Поэтому франчайзинг в каком-то смысле можно считать разновидностью совместной деятельности. Однако было бы неправильно рассматривать его в контексте договора о совместной деятельности, также нашедшего свое место в ГК (гл. 55). Помимо других очевидных различий между этими договорами, следует отметить, что характер сотрудничества сторон и его значение в этих договорах далеко не совпадают. Если в договоре о совместной деятельности такое сотрудничество имеет определяющее значение, то в коммерческой концессии оно является лишь одним из элементов и, кроме того, носит неравноправный характер, так как пользователь находится скорее в зависимых, чем в партнерских отношениях с правообладателем.

Договор коммерческой концессии отличатся от договоров  комиссии и агентских договоров, хотя эти договоры в деловой практике нередко обслуживают сходные  потребности (например, сбыт продукции), их юридическое содержание различно. Комиссионер и агент действуют  в интересах и по поручению  комитента (принципала), оказывая последнему определенные услуги, за что получают от него вознаграждение. При этом сделки, заключенные комиссионером или  агентом с третьими лицами, имеют  имущественные последствия для  комитента или принципала. Иначе  строятся отношения сторон

по договору коммерческой концессии. Здесь пользователь действует  без поручения правообладателя  и за свой собственный счет. Он осуществляет самостоятельную предпринимательскую  деятельность с использованием средств  индивидуализации правообладателя, его  ноу - хау и коммерческого опыта, за что выплачивает правообладателю вознаграждение. Таким образом, если дистрибьютор, работающий по агентскому договору, получает от производителя товаров вознаграждение, то дистрибьютор по договору коммерческой концессии сам платит производителю за возможность работать под его фирмой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Форма и регистрация договора коммерческой концессии

Договор необходимо заключать в письменной форме. Кроме  того, обязательна регистрация договора коммерческой концессии. Место и  порядок регистрации зависят  от нескольких условий.

«Регистрация концессионного договора входит по общему правилу  в обязанности правообладателя, если, однако, иное не предусмотрено  соглашением сторон».

Если объекты  исключительных прав, являющиеся предметом  договора, охраняются в соответствии с патентным законодательством (например, изобретение), то в этом случае договор  подлежит последовательной регистрации:

– в органе, осуществившем  регистрацию юридического лица или  индивидуального предпринимателя  и определяемом согласно пункту 2 статьи 1028 ГК РФ (регистрационные органы, действующие  в соответствии со статьей 51 ГК РФ и  указом Президента РФ от 08.07.94 № 1482 “Об  упорядочении государственной регистрации  предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации”);

– в федеральном  органе исполнительной власти в области  патентов и товарных знаков (правовой статус Роспатента устанавливается  в положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1203 “0 Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организаций”).

Неосуществление данной регистрации влечет ничтожность  договора. Во всех остальных случаях  договор регистрируется только в  органе, осуществившем регистрацию  юридического лица или индивидуального  предпринимателя. В статье 1028 ГК РФ сформулированы правила, по которым  можно определить, в какой орган  следует обращаться за регистрацией. Выбор органа зависит от места  регистрации правообладателя. Возможны два варианта:

– правообладатель  зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя  в Российской Федерации;

– правообладатель  зарегистрирован в иностранном  государстве.

В первом случае договор  регистрируется в органе, осуществившем  регистрацию правообладателя. Во втором – в органе, осуществившем регистрацию  пользователя.

«Несмотря на указание пункта 1 статьи 165 ГК РФ, закон не устанавливает, что не зарегистрированный таким  образом договор коммерческой концессии  считается ничтожным».

 

  1. Продление и перезаключение договора коммерческой концессии

Сатья 1035 предусматривает право пользователя по срочному договору коммерческой концессии на заключение договора на новый срок. Данное положение защищает интересы пользователя как более слабой стороны договора. Находясь в зависимости от правообладателя, пользователь по окончании срока действия договора рискует оказаться в сложном положении: ему практически придется начинать свое дело с нуля, так как он более не сможет пользоваться средствами индивидуализации и коммерческим опытом правообладателя. Это было бы несправедливо, ведь пользователь вкладывал свои собственные средства в развитие предпринимательской деятельности правообладателя (в продвижение на рынок его товаров, работ или услуг, увеличение объемов его производства). Тем самым пользователь оказал услугу не только правообладателю, но и тому лицу, которое по окончании договора может занять его место в коммерческой системе правообладателя. Если в отношениях между пользователем и правообладателем выгода была по крайней мере взаимной, то за услугу, оказанную другому лицу, пользователь, разумеется, ничего не получит.

Таким образом, предоставление пользователю преимущественного права  на заключение нового договора вытекает из экономического содержания франчайзинга и требований справедливости. Однако подобное преимущество пользователя не должно быть безусловным. В противном случае могут пострадать уже интересы правообладателя. Ведь нежелание правообладателя заключить с пользователем новый договор может объясняться достаточно вескими причинами: например, у правообладателя могут быть к пользователю претензии по исполнению прекратившегося договора. Правообладатель может также утратить интерес к тому рынку, в рамках которого работал пользователь, что в условиях современной экономики случается не так уж редко. Очевидно, что в подобных ситуациях не следует принуждать правообладателя к возобновлению с пользователем отношений по истечении срока договора.

Согласно статье 1035 правообладатель может отказать в заключении с пользователем  нового договора в двух случаях:

- если он докажет,  что пользователь ненадлежащим  образом исполнял свои обязанности  по прекратившемуся договору;

- если он обязуется  в течение трех лет не предоставлять  другим пользователям аналогичные  комплексы исключительных прав (в  том числе и на условиях  субконцессии) для их осуществления на территории, к которой применялся прекратившийся договор.

Условие о надлежащем исполнении договора пользователем (п. 1 ст. 1035) имеет характер общего требования. Отдельные мелкие упущения и нарушения, которые могли иметь место  при исполнении договора, не должны приниматься во внимание, если они не нанесли правообладателю сколько-нибудь серьезного ущерба и есть основания полагать, что в дальнейшем (после заключения нового договора) они не повторятся.

В соответствии с  пунктом 2 статьи 1035 правообладатель  может отказать пользователю в заключении нового договора без объяснения причин, однако он не должен в течение трех лет после этого заключать аналогичные договоры применительно к той же территории с другими лицами. При нарушении правообладателем этого запрета пользователь получает право требовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду. Указанное право возникает у пользователя во всех случаях, когда территория исполнения нового договора, заключенного правообладателем с другим лицом, хотя бы частично совпадает с территорией, на которую распространялся прекратившийся договор.

Сложнее обстоит  дело, если в прекратившемся договоре территория его исполнения не была определена. В этом случае она должна быть установлена исходя из общего смысла договора и фактических обстоятельств, относящихся к предпринимательской  деятельности пользователя. Опосредуя прежде всего деятельность в сфере розничной торговли и обслуживания, «франчайзинг чаще всего имеет территориальный характер независимо от того, содержит ли договор специальное условие о территории использования комплекса исключительных прав».

Следует отметить также, что преимущественное право пользователя на заключение нового договора распространяется исключительно на договор коммерческой концессии. Если правообладатель, не заключивший  с ним новый договор, в течение  трехлетнего срока организует на той же территории сбыт своей продукции  на основе комиссионных или агентских  договоров с другими лицами, пользователь будет не вправе требовать возмещения убытков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прекращение договора коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии прекращается как по общим  основаниям прекращения обязательств, так и по специальным основаниям, указанным в главе 54. Одно из таких  специальных оснований - несостоятельность (банкротство) любой из сторон договора (п. 4 ст. 1037). Поскольку договор коммерческой концессии относится к чисто  предпринимательским договорам, действие его не может продолжаться, если одна из сторон утрачивает статус предпринимателя.

Договор коммерческой концессии также прекращается вследствие отпадения существенных элементов  предоставленного по договору комплекса  исключительных прав. К существенным элементам комплекса относятся  права на фирменное наименование и коммерческое обозначение. Эти  права считаются отпавшими, если правообладатель утратил их без  приобретения других аналогичных прав. Право на фирменное наименование прекращается при ликвидации юридического лица (что согласно ст. 419 является общим  основанием прекращения обязательств) или его реорганизации (за исключением  случаев реорганизации, не влекущих прекращения юридического лица - обладателя фирменного наименования). Право на коммерческое обозначение утрачивается в случае его неиспользования  в течение длительного срока. Изменение правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения само по себе не влечет прекращения договора. «Однако учитывая, что при изменении существенного элемента комплекса исключительных прав договор в значительной степени утрачивает для пользователя ценность, он вправе потребовать уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения либо расторжения договора и возмещения убытков (ст. 1039)».

В качестве оснований  прекращения концессионного договора допускается его досрочное расторжение  при условии уведомления другой стороны не менее чем за шесть  месяцев. При этом досрочное расторжение, как и прекращение концессионного договора, заключенного без указания срока, подлежат обязательной государственной  регистрации (п. 2 ст. 1037 ГК), как и  соответствующее прекращение пользования зарегистрированным объектом исключительного права. С этого момента договор считается утратившим силу для третьих лиц, включая заказчиков пользователя.

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что применение франчайзинга в предпринимательской деятельности дает существенные преимущества как правообладателю (лицу, предоставляющему право использования своих средств индивидуализации и ноу - хау), так и пользователю (лицу, которому эти права предоставляются).

Информация о работе Договор коммерческой концессии (франчайзинг)