Гендерный подход в обучении химии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — проанализировать возможности внедрения гендерного подхода в классно-урочную систему при изучении химии в средней школе.
Задачиработы:
-раскрыть гедерный подход в образовании как научно-педагогическую проблему;
- выявить специфику гендерного образования в современных условиях;
- разработать методы реализации гендерного образования на уроках
химии;

Содержание

Введение………………………………………………………………4
1. Цель гендерного подхода в образовании…………………….......5
2. История смешенного образования……………………………….6
3. Природа гендерных различий…………………………………….7
3.1 Гендерные различия в деятельности мозга…………………….7
3.2 Гендерное измерение…………………………………………….8
4. Гендерный подход в обучении и воспитании……………………9
4.1 Основные принципы гендерной модели образования…………9
4.2 Деформация социального опыта мальчиков……………………10
4.3 Особенности девочек при совмесном обучении……………….11
4.4 Изменение социальных ролей в старшей школе……………….12
4.5 Феминизация мальчиков…………………………………………12
4.6 Депривация потребностей девочек……………………………...13
5. Гендерный подход в обучении химии……………………………14
5.1 Приемы и методы работы на уроках необходимые
для мальчиков ……………………………………………………….15
5.2 Приемы и методы работы на уроках необходимые
для девочек…………………………………………………………….15
6. Противоречия между содержанием и формами обучения………17
7. Гендер и проблемы развития современного общества…………..18
7.1 Роль учителя……………………………………………………….21
7.1 Роль родителей…………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая чистовик.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ       УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

Факультет биологический

 

Кафедра химии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине электронные средства обучения

 

 

       ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любочко Анна Викторовна,

 

5 курс, 51 БХ группа 

 

Руководитель:

Белохвостов Алексей  Александрович,

 

Старший преподаватель 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2014

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………4

1. Цель гендерного подхода в образовании…………………….......5

2. История смешенного  образования……………………………….6

3. Природа гендерных  различий…………………………………….7

3.1 Гендерные  различия в деятельности мозга…………………….7

3.2 Гендерное  измерение…………………………………………….8

4. Гендерный  подход в обучении и воспитании……………………9

4.1 Основные  принципы гендерной модели образования…………9

4.2 Деформация  социального опыта мальчиков……………………10

4.3 Особенности  девочек при совмесном обучении……………….11

4.4 Изменение  социальных ролей в старшей  школе……………….12

4.5 Феминизация  мальчиков…………………………………………12

4.6 Депривация  потребностей девочек……………………………...13

5. Гендерный подход в обучении химии……………………………14

5.1 Приемы и  методы работы на уроках необходимые 

для мальчиков ……………………………………………………….15

5.2 Приемы и  методы работы на уроках необходимые

для девочек…………………………………………………………….15

6. Противоречия  между содержанием и формами  обучения………17

7. Гендер и  проблемы развития современного  общества…………..18

7.1 Роль учителя……………………………………………………….21

7.1 Роль родителей…………………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………….22

Список используемой литературы……………………………………24

Реферат

Курсовая работа 24 стр, 5 источников.

Ключевые слава: гендер,гендерный подход, половое  воспитание, гендерное измерение.

Цель курсовой работы — проанализировать возможности внедрения гендерного подхода в классно-урочную систему при изучении химии в средней  школе. 
 
Задачиработы: 
 
 -раскрыть гедерный подход в образовании как научно-педагогическую проблему; 
 
 - выявить специфику гендерного образования в современных условиях; 
 
 - разработать методы реализации гендерного образования на уроках  
 
   химии; 
 
 - составить методические рекомендации по использованию гендерного подхода  на уроках химии.

Объект исследования: Гендерное образование в современном обществе. 
 
Предмет исследования: Роль гендерного подхода в обучении старшеклассников на уроках химии в средней школе. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее  время гендерные аспекты детства  привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей.[1]В педагогической науке на стыке XX - XXI столетий появилось новое направление – гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности. [8]

Понятие «гендер» было заимствовано отечественными исследователями  у зарубежных коллег в 1980 году. Современная наука различает термины «пол» и «гендер» (gender). Первое использовалось для обозначения анатомо – физиологических особенностей людей. При помощи этих особенностей все человеческие существа делятся на мужчин и женщин. Но кроме биологических отличий между полами существуют также разделение их социальных ролей, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово «гендер»[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цель гендерного подхода в образовании

 
Целью гендерного подхода  в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов учения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных. [2] 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История смешанного образования

 
Смешанное образование, зародившееся в западных учебных заведениях в середине 1950-х годов, приблизительно в это же время было внедрено в образование нашей страны. Развитие этого направления привело к созданию многочисленных программ совместного обучения мальчиков и девочек в виде ранней математизации, формализации, компьютеризации и других форм с акцентом на технические знания в образовании детей первых классов школы и даже дошкольников. В основе этих методик и технологий лежат современные повышенные требования к интеллекту подрастающего поколения и, следовательно, необходимость стимуляции его развития. Однако, несмотря на определенные успехи совместного обучения и воспитания детей, в процессе его реализации выявилось множество трудностей.  [6]

Основные предпосылки  проблем смешанных форм образования  
Во-первых, большинство методик и технологий совместного обучения рассчитаны на некую среднюю личность – дети, ребенок, ученик. Пол ребенка школа учитывает только на уроках труда и физической культуры (и то не всегда), вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме: ни быт, ни познание, ни труд, ни досуг, ни общественная деятельность не строятся с учетом пола.  
Обучение мальчиков и девочек одного хронологического, но разного психологического (в силу разных сроков созревания) возраста накладывает негативный отпечаток и на культуру их общения.[7]  
Вопреки бытующему мнению, что совместное обучение создает условия для нормального развития личности учащихся, помогает им выстраивать оптимальные межличностные отношения, мы на основании собственных исследований наблюдаем отсутствие или чрезвычайно малое количество межличностных выборов между мальчиками и девочками с первого по десятый классы при совместной форме обучения. При этом в классе, где обучение было раздельным в начальной школе, а также в других классах с раздельным обучением, но общей воспитательной программой межличностные выборы между мальчиками и девочками присутствуют выраженнее. [11] 

 

 

 

3. Природа гендерных различий 

В настоящее  время активно разрабатывается  направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др. [1] 
На ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит так называемый вербальный интеллект и в более раннем возрасте формируется речь. У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений. [3] 

 
3.1 Гендерные различия в деятельности мозга

 
Как полагают основатели нового направления в нейропсихологии и нейрофизиологии – нейропедагогики – В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман , отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков уже с периода новорожденности выявляются по записям биотоков мозга, причем с такой степенью достоверности, что по электрофизиологическим показателям можно определить пол ребенка. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном – логический, аналитический. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия, оба полушария относительно взаимозаменяемы, кроме речевых функций; однако в правополушарном типе деятельности преобладает эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления; при левополушарном – вербализация явлений, последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов, возможен педантизм. [1] 
Для нормального развития необходимы нормальные условия жизнедеятельности  
По утверждению Л.С. Выготского , для нормального развития психики ребенка необходима нормальная организация его жизни и деятельности; расхождение этих двух планов развития – биологического и социального – лежат в основе дефектного развития психики. Таким образом, в настоящее время все более актуальным становится положение о том, что средовые влияния являются необходимым условием реализации врожденных программ в такой же мере, в какой врожденные программы являются необходимой точкой приложения средовых влияний . Положительным является факт постепенной утраты однозначного признания неизбежности противопоставления биологического и социального в развитии человека. [11] 

 
3.2 Гендерное измерение 
 

Гендерный подход в образовании и воспитании сегодня  – это учет многовариативного  влияния фактора пола в синергизме биологического и социального. Значимым сегодня оказывается принципиально  новый подход к образованию и  воспитанию мальчиков и девочек – «гендерное измерение», в процессе которого формируются более адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию, в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор, определение своего статуса в коллективе сверстников и др. [9] 
Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что оно может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее. [2] 
 

 

 

 

4. Гендерный подход в обучении и воспитании

 
Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения  в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых  методов его охраны. В этом свете  вызывает большой интерес гендерный подход (специализированный по признаку пола) в учебной и воспитательной практике как способ возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункциональности, так называемой болезни цивилизации, наблюдаемой в детском населении разных возрастов. [7] 
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей. [2]

4.1 Основные принципы гендерной модели образования

 
 
Проведенная работа по изучению гендерной доминанты позволила  сформулировать ряд основополагающих принципов для создания гендерной модели образовательно-воспитательной системы :  
1. Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний и участие в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.  
2. Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во внеучебной деятельности.  
3. Соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека (Международная конвенция Прав ребенка).Актуальность темы. Современное общество находится на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократического общества — это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях и создание условий для их реализации. Современная концепция демократии исходит из того, что без достижения гендерного равенства невозможно построение полностью демократического общества. Открытому демократическому обществу необходимы такие качества, как толерантность, критическое мышление, независимость. Эта проблема обретает очень актуальное звучание в условиях обновления исторического и обществоведческого образования, модернизации общеобразовательной школы, в концепции которой подчеркивается, что важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Следовательно, гендерное образование решает множество важных социальных задач, и необходимость его развития не должна

Информация о работе Гендерный подход в обучении химии