Выбор и обоснование технологической схемы установки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 11:51, реферат

Краткое описание

Очистка избирательными растворителями является основным процессом традиционной (сольвентной) технологии производства нефтяных масел. Она предназначена для удаления из масляных дистиллятов и деасфальтизатов смолистых веществ и полициклических ароматических и нафтено-ароматических углеводородов с короткими боковыми цепями, а также серосодержащих и металлорганических соединений. В этом процессе закладываются такие важнейшие характеристики масел как вязкостно-температурные свойства и стабильность против окисления [13].

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 


 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития экономики развитых стран мира характеризуется высокими темпами роста наукоёмких производств, среди которых наиболее важное место в нефтеперерабатывающей промышленности отводится высококачественным смазочным маслам с присадками. Последнее во многом связано с их функциональными особенностями и ролью в реализации ресурсосбережения и экологических программ. По оценкам западных специалистов, за последние 40 лет почти в 20 раз увеличилась нагрузка на моторные масла, определяемая отношением мощности двигателя к объёму использованного масла.

Связав своё развитие с автомобильным транспортом, производство высококачественных моторных и других масел превратилось в объект большого бизнеса. К нему привлечено внимание крупных транснациональных нефтяных компаний (Exxon, Mobil, Shell, British Petroleum и др.), которые контролируют рынки их сбыта в различных регионах и странах мира. В то же время это производство как ни одно другое в нефтеперерабатывающей промышленности находится в постоянной динамике, требующей огромных инвестиций.

Технология смазочных масел включает несколько самостоятельных звеньев – производство базовых масел, присадок, их композиций и пакетов, компаундирование базовых масел и присадок. В настоящее время в мире насчитывается 175 нефтеперерабатывающих заводов по выработке базовых масел, производство присадок сосредоточено в 15 крупных компаниях, компаундированием базовых основ и присадок занимается 2000 предприятий и получением пластичных смазок – 400. Единичная мощность установок компаундирования составляет от 100 до 150 тыс. т/год, тогда как мощности заводов по производству присадок – от 50 до 100-120 тыс. т/год [1].

Моторное масло является важным элементом конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в узлах трения двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла – одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей.

Современные моторные масла должны отвечать многим требованиям, главные из которых следующие [2]: высокие моющая, диспергирующе-стабилизирующая и солюбилизирующая способности по отношению к различным нерастворимым загрязнениям, обеспечивающие чистоту деталей двигателя; высокая термическая и термоокислительная стабильность, что позволяет использовать масла для охлаждения поршней, повышать предельный нагрев масла в картере; достаточные противоизносные свойства, обеспечиваемые прочностью масляной пленки, нужной вязкостью при высокой температуре, способностью химически модифицировать поверхность металла при граничном трении и нейтрализовать кислоты, образующиеся при окислении масла; отсутствие коррозионного воздействия на материалы деталей двигателя; стойкость к старению, способность противостоять внешним воздействиям с минимальным ухудшением свойств; пологость вязкостно-температурной характеристики, обеспечение холодного пуска, прокачиваемости при холодном пуске и надежного смазывания в экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды; совместимость с материалами уплотнений; высокая стабильность при транспортировании и хранении; малая вспениваемость при высокой и низкой температурах; малая летучесть, определяющая экологичность масел.

Применение смазочных масел с эффективными присадками обусловливает длительную и безотказную работу энергетических установок, технологического оборудования, средств транспорта. Присадки выполняют в маслах три основные функции: восстанавливают свойства масел, утраченные или ослабленные в процессах очистки; улучшают первоначальные свойства масляной основы; придают маслам новые свойства, которыми масла первоначально не обладали. Для улучшения качества масел применяют присадки различного функционального действия [2]: антиокислительные и противокоррозионные; детергентно-диспергирующие; противоизносные и противозадирные; вязкостные; депрессорные; защитные присадки и ингибиторы коррозии; многофункциональные присадки.

Как правило, современные многофункциональные пакеты присадок содержат примерно 40-50% беззольных дисперсантов (полиизобутиленовые сукцинимиды, сложные эфиры), 30-40% детергентов (салицилаты, сульфонаты, фенаты), от 1 до 10% противоизносных присадок (дитиофосфаты цинка). В них могут вводиться до 10% присадок других типов (антиокислительных, антикоррозионных, модификаторов трения, антипенных и т.д.), а также до 5% масляного разбавителя [3].

В настоящее время производство нефтяных масел в мире характеризуется двумя основными тенденциями: ухудшением качества нефтей; постоянным повышением требований к качеству базовых масел.

Очевидно, что для обеспечения оптимального химического состава масел необходимо обеспечивать оптимальный режим процессов их производства, с учётом возможной модернизации существующих технологий и разработки новых перспективных технологий.

При получении масел по традиционной технологии, включающей процессы деасфальтизации, селективной очистки, депарафинизации и доочистки, на каждой стадии может быть проведена интенсификация процесса за счёт реконструкции аппаратов (использование эффективных тарелок или насадок в колоннах, внедрение новых фильтров и др.) и применения новых избирательных растворителей, а также добавок. Так, за рубежом, а в последнее время и в СНГ, установки фенольной очистки масел заменяются на очистку N-метилпирролидоном [4]. Это объясняется высокой токсичностью фенола, а также его низкой избирательностью и высокой растворяющей способностью, которые не позволяют обеспечить получение качественных моторных масел с достаточно высоким выходом от потенциала.

В области производства нефтяных масел всё большее применение находят каталитические процессы, протекающие в среде водорода (гидрогенизационные процессы). Базовые масла II и III групп по API, получаемые с использованием таких процессов, в целом обладают лучшими экологическими и эксплуатационными характеристиками и обеспечивают более надежное обслуживание оборудования по сравнению с маслами I группы, которые производят по традиционной технологии. Основное назначение гидрокаталитической переработки масляного сырья – превращение смол, гетероорганических, ароматических и нормальных парафиновых углеводородов в компоненты, улучшающие эксплуатационные свойства масел и позволяющие, с одной стороны, компенсировать ухудшение качества перерабатываемой на НПЗ нефтесмеси, а с другой, гибко реагировать на конъюнктуру рынка [5].

Несмотря на широкое внедрение гидрогенизационных процессов при получении нефтяных масел, постоянно возрастающие требования к маслам и присадкам могут быть удовлетворены только путём применения для их производства и синтетических продуктов [6].

Целью данного курсового проекта является проектирование маслоблока нефтеперерабатывающего завода мощностью 500 тыс. тонн базовых масел в год с индексом вязкости не менее 95 и температурой застывания не выше -20°С, также в поточной схеме маслоблока необходимо предусмотреть установку очистки  селективными растворителями.

 

 

1 ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ  НЕФТИ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА МАСЕЛ

 

Для производства базовых масел выбрана западно-сургутская нефть валанжинского яруса, горизонта БХ. Этот выбор обусловлен следующими причинами:

    • Западно-сургутское месторождение относится к наиболее важным месторождениям Западной Сибири – одной из крупнейших нефтегазоносных провинций мира;
    • выбранная нефть характеризуется высоким потенциальным содержанием базовых масел;
    • указанная нефть является хорошим сырьём для получения дистиллятных и остаточных базовых масел [8].

Выбор технологической схемы первичной и последующей переработки нефти в большой степени зависит от её качества. Основные показатели качества западно-сургутской нефти представлены в таблице 1, которая составлена с помощью справочной литературы [8].

 

Таблица 1 – Показатели качества западно-сургутской нефти

Показатели

Единицы измерения

Значение показателя

Плотность  нефти при 20ºС

кг/м3

880,6

Молярная масса нефти

кг/кмоль

312

Кинематическая вязкость нефти:

    при 20°С

    при 50°С

 

 

мм²/с

мм²/с

 

 

45,65

11,52

Давление насыщенных

паров при 38°С

кПа

13,87

Содержание в нефти:

    серы

 

% масс.

 

1,73

    азота

% масс.

0,16

    смол силикагелевых

% масс.

13,5

    смол сернокислотных

% масс.

5,6

    асфальтенов

% масс.

2,9

Парафин:

    содержание

    температура плавления 

 

% масс.

°С

 

2,04

52

Коксуемость

% масс.

4,91

Зольность

% масс.

0,02

Выход фракции:

    до 200°С°

    до 350°С

 

% масс.

% масс.

 

17,0

40,0

Выход суммы базовых

масел с индексом вязкости более или равным 85 и с

температурой застывания не более минус 15°С

 

 

% масс.

 

 

 

28,4


 

на основании данных таблицы 1 можно заключить, что получать узкие масляные фракции из западно-сургутской нефти выгодно, т.к. выход базовых масел на мазут (выше 350°С) составляет:

% масс.,

где 28,4 – выход базовых масел на нефть, % масс.;

      (100 – 40) – выход  мазута (выше 350°С) на нефть, % масс.

Нефть считается пригодной для получения битумов, если выполняется неравенство:

> 0,

где А – содержание асфальтенов в нефти, % масс.;

     СС – содержание силикагелевых смол, % масс.;

      П – содержание  парафинов, % масс.

Подставив в неравенство значения А, СС и П, представленные в таблице 1, получим:

> 0

Таким образом, западно-сургутская нефть является пригодной для получения битумов.

ГОСТ Р51858 – 2002 включает классификацию нефти как товар, как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Согласно ГОСТ Р51858 – 2002 нефть подразделяется на 4 класса по содержанию серы, 5 типов по плотности, 3 группы по степени подготовки и 3 вида в зависимости от содержания сероводорода H2S и легких меркаптанов.

На основании вышеприведенных табличных данных и СТБ ГОСТ Р51858 – 2002 с целью выбора направления дальнейшей переработки западно-сургутская нефти может быть присвоен следующий шифр: 2.3.2.2.

На рисунке 1 изображена кривая ИТК западно-сургутской нефти, построенная при помощи данных из справочной литературы [8], необходимая в дальнейшем для определения потенциального содержания в нефти некоторых фракций.

Западно-сургутская нефть относится к типу Urals, т.к. плотность её более 845 кг/м³. Исходя из значений показателей качества нефти, можно заключить, что цена её на рынке, вероятно, является невысокой с учётом того, что нефть сернистая, относится к типу Urals и содержание наиболее ценных светлых фракций в ней небольшое.

Предварительный анализ показателей качества нефти показывает, что для выполнения всех указанных требований, схема маслоблока обязательно должна включать гидрогенизационные процессы, чтобы обеспечить получение базовых масел II и III группы по API, которым соответствуют масла с индексом вязкости более 120 и с содержанием сернистых соединений менее 0,03 % масс [10].

 

 

2 ГРУППОВОЙ СОСТАВ И  ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МАСЛЯНЫХ ПОГОНОВ И БАЗОВЫХ МАСЕЛ

 

2.1 Характеристика вакуумных дистиллятов и остатка

 

Для определения способа переработки вакуумных дистиллятов и остатка, а также для составления поточной схемы маслоблока необходим анализ их структурно-группового состава и свойств.

Характеристика вакуумных дистиллятов и остатка (выше 490ºС) западно-сургутской нефти приведена в таблице 2.1, составленной с помощью справочной литературы [8].

 

Таблица 2.1 – Характеристика вакуумных дистиллятов и остатка выше 490ºС

Фракция

Выход,

% масс.

Плотность при

20°С, кг/м3

Вязкость при 100°С, мм2/с

ИВ

Температура

застывания,

°С

Содержание серы,

% масс.

на

фракцию

на

нефть

ФРАКЦИЯ 350 – 400°С

Фракция 350 – 400°С

100,0

8,7

885,5

3,00

11

1,43

Нафтено-парафиновые

углеводороды

45,5

4,0

835,6

2,91

101

минус 26

Нафтено-парафиновые

и I группа ароматических

углеводородов

60,8

5,3

856,0

2,98

93

минус 27

1,59

Нафтено-парафиновые,

I, II, III группы ароматических углеводородов

84,6

7,4

886,8

3,14

89,5

минус 40

1,87

I группа ароматических углеводородов

15,3

1,3

908,6

3,42

минус 29

II и III группы ароматических углеводородов

23,8

2,1

968,4

22,32

минус 32

ФРАКЦИЯ 400 – 450°С

Фракция 400 – 450°С

100,0

7,3

910,9

5,31

23

1,89

Нафтено-парафиновые

углеводороды

39,4

2,9

856,2

4,80

115

минус 22

Нафтено-парафиновые

и I группа ароматических углеводородов

57,4

4,2

870,6

5,10

96

минус 24

1,02

Нафтено-парафиновые, I и II группы ароматических углеводородов

73,3

5,4

894,1

5,60

85

минус 27

Нафтено-парафиновые,

I, II, III группы ароматических углеводородов

81,0

5,9

902,7

5,80

82,5

минус 28

2,02

I группа ароматических углеводородов

18,0

1,3

917,0

6,12

минус 26

II и III группы ароматических углеводородов

23,6

1,7

982,0

6,38

минус 28

ФРАКЦИЯ 450 – 490°С

Фракция 450– 490°С

100,0

5,6

927,0

7,23

29

2,27

Нафтено-парафиновые

углеводороды

35,8

2,0

858,0

6,66

107

минус 20

Нафтено-парафиновые

и I группа ароматических углеводородов

54,6

3,1

880,8

6,94

91

минус 22

1,38

Нафтено-парафиновые, I и

II группы ароматических углеводородов

65,1

3,7

896,4

7,40

85

минус 24

Нафтено-парафиновые,

I, II, III группы ароматических углеводородов

84,8

4,7

922,8

8,56

73

минус 25

2,54

I группа ароматических углеводородов

18,8

1,1

921,3

8,23

минус 24

II и III группы ароматических углеводородов

30,2

1,6

998,8

15,56

минус 26

ОСТАТОК ВЫШЕ 490°С

Остаток выше 490°С

100,0

38,4

982,4

36,08

26

3,10

Нафтено-парафиновые

углеводороды

8,5

3,3

879,0

17,01

106

минус 18

0,14

Нафтено-парафиновые

и I группа ароматических углеводородов после

депарафинизации

23,2

8,9

902,0

20,73

91

минус 18

1,24

Нафтено-парафиновые, I и

II группы ароматических углеводородов

30,9

11,9

916,0

25,31

85

минус 16

1,52

Нафтено-парафиновые, I,

II, III группы ароматических углеводородов

49,2

18,9

937,4

39,27

72

минус 15

2,44

I группа ароматических углеводородов

14,7

5,6

915,3

23,77

минус 18

II группа ароматических углеводородов

7,7

3,0

960,8

62,94

минус 7

III группа ароматических углеводородов

18,3

7,0

1003,4

216,8

0

Информация о работе Выбор и обоснование технологической схемы установки